Поднимаясь с колен
Иеромонах Макарий (Маркиш) размышляет над разными смыслами понятия «встать с колен».

Как-то на занятиях по Миссионерской концепции Русской Православной Церкви семинаристы получили задание: рассмотреть препятствия, которые стоят перед нашими современниками на пути к Богу, и оценить возможности их преодоления. Помнится, основательное недоумение вызвал тогда следующий случай:

— Захожу я в деревенскую церковь, — говорит мне знакомый, — а там все стоят на коленях. Один я на ногах. Глупо как-то. Тоже на колени встать, как все? Зачем, думаю, такое холопское стадное поведение? Знаю, называют себя «рабами Божиими», но человеческое достоинство зачем терять? Вспомнились слова Пушкина: «Я могу быть подданным, даже рабом, — но холопом и шутом не буду и у Царя Небесного». Вышел я тогда вон из церкви, и с тех пор, признаться, туда ни ногой…

Иеромонах Макарий (Маркиш)

Иеромонах Макарий (Маркиш)

Вот такая неожиданная преграда. И как ее преодолеть? «Действительно, — заметил один студент, — то говорим, что Россия должна подняться с колен, то наоборот… Человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих!» Но, вроде бы, стоять на коленях — разве это не самое православное положение тела и души? Подниматься с колен — разве это не отступничество, не симптом губительной гордыни, убивающей первые робкие наши попытки приблизиться к нашему Спасителю?..

Тогда я привел семинаристам следующие слова Блаженнейшего Антония (Храповицкого), митрополита Киевского и Галицкого (+1936):

«Много раз я говорил вам о поклонах земных и отвращал вас от еретического обычая стоять на коленях, как сидят кошки… Мы призваны ко спасению; Господь сказал апостолам: „Други мои“, — и потому мы стоим перед Ним. Но мы помним нашу греховность и Божие величие, перед которым мы падаем ниц, как бы молясь: „Прости и восстави!“ — и вот, мы снова выпрямились и встали. Так молимся мы — „Восстави!“ — на вечерне Пятидесятницы. Поэтому еще раз: не становитесь на колена, происхождение этого обычая неблагодатно, создали его еретики… Мы даже не осуждаем, но просим понять и напоминать себе, как далек этот обычай от православного, церковного духа — покаяния и предстояния перед Богом».

Имя и подвиг митрополита Антония значат очень много для всех верующих людей, в особенности же для Русской Зарубежной Церкви. Если мы вправе говорить о духовных отцах, то Владыка Антоний приходится «духовным дедушкой» или «прадедушкой» едва ли не половине всего русского зарубежного духовенства, в том числе через своего любимого воспитанника, «частицу собственного сердца», святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича).

И сегодня в очередной раз нам надо к нему прислушаться, чтобы привычки неразумных прихожанок (а подчас и священнослужителей) не перекрыли нам дорогу. Если мы не встанем с колен, то всё наше православное возрождение окажется втуне: оно попросту будет неправославным, и мы останемся в положении холопов — или кошек, мирно ждущих, пока им в блюдечко положат сметаны. Кого-то, быть может, это устраивает, — но не нас. Нам дано «чадами Божиими быти» — но на коленях этого дара не принять. Мы падаем ниц перед Престолом в момент преложения Святых Даров — и, встав на ноги, причащаемся Тела и Крови, а затем выносим Чашу из Царских Врат, чтобы после земного поклона, поднявшись, причастились молящиеся с нами, «уже не рабы, но сыновья и дщери».

И здесь, как часто бывает, ясно видна связь между небесным и земным, сокровенным и явным. Богословская ошибка, утрата достоинства Божиих чад, отражается на всей сфере нашей общественной и гражданской жизни. Распространено даже мнение, что XX век якобы сформировал новую породу людей — «советского человека», которому-де только и остается, что стоять на коленях, а о прямохождении нечего и думать.

Фрагмент плаката художника Н. Смоляка «Программа КПСС - программа построения коммунизма»

Фрагмент плаката художника Н. Смоляка «Программа КПСС — программа построения коммунизма»

Что нам не хватает решительности и самостоятельности — конечно, не новость. Стоим на коленях перед кем угодно, от дебильных телезвезд до «интеллектуальной элиты», от доморощенной шпаны до «мирового сообщества»… Рассказывали у нас в семье про старого партийца, который, выйдя на свободу после очередной отсидки, призывал стоять на коленях перед коммунистической партией. И, словно плесень, пассивность непрестанно самовоспроизводится: «Нас все время обманывают… обижают… обворовывают… по телевизору всякая дрянь… в газетах всякая ахинея… в магазинах всякие соблазны… А что мы можем сделать?.. А нас так учили… научили… приучили…» — доносится из самых разных источников, в том числе, увы, даже православных. Но стоит лишь взяться за дело — борьбу с пьянством, миссию в молодежной среде, творческие поиски, преподавание православной культуры в школах — как с одной стороны поднимают вопль о «клерикальном засильи», а с другой — о «модернизме и отходе от традиции». Вопят в унисон: конечно, кому-то надо удержать нас в кошачьей позе!

Что же до какой-то особой «советской породы» людей, которая, дескать, полная дрянь по сравнению с остальным цивилизованным и прогрессивным человечеством, то свидетельствую, помимо всего прочего, своим пятнадцатилетним заморским опытом, что это безбожный вздор. Именно безбожный, поскольку выдуман для того, чтобы не позволить нам подняться с колен и воссоединиться с Богом, принять протянутую нам руку, как на иконе Схождения во ад. Безответственность, безнравственность, беспамятство, бессовестность — эти печально знакомые нам грехи мы разделяем со всеми нашими братьями по Адаму; эти симптомы безбожия столь же распространены по лицу Земли, как долларовые бумажки…

С печальной иронией говорит о том же посмертная судьба упомянутого митрополита Антония: люди, совершенно чуждые Советской России, можно сказать, антиподы всего советского, поступили с ним «по-советски» в наихудшем, наиподлейшем смысле этого слова. Чтобы оправдать свое беззаконное бегство из Русской Зарубежной Церкви после смерти иеромонаха Серафима (Роуза), некие его последователи развернули классическую травлю давно умершего митрополита, словно проходили стажировку в отделе пропаганды ЦК КПСС. В частности, первое издание книги о свт. Иоанне (Максимовиче), напечатанное еще при жизни о. Серафима, содержало главу «Открытие Митрополита Антония», где шла речь о том огромном влиянии, которое тот оказал на будущего Святителя, — а в последующих изданиях той же книги этой главы уже не было. Слава Богу, обман раскрыт: игумен Дамаскин (Кристенсен) расставил точки над «i» в заново написанной биографии о. Серафима, в московском Сретенском монастыре она переведена на русский язык, — но у нас продолжают распространять первый, лживый вариант, очевидно предпочитая не вставать с колен…

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Митрополит Антоний (Храповицкий)

В 2008 году Архиерейский Собор принял и утвердил «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», где «возрастание в богоданном достоинстве» ставится в качестве центральной жизненной задачи человека, как личной, так и общественной. «Основываясь на церковном учении о достоинстве, свободе и правах человека, — сказано в документе, — христиане призваны осуществлять нравственно ориентированное социальное действие… и оставляют за собой право на участие в таком устроении общественной жизни, которое бы не противоречило их вере и нравственным принципам». Это право нам надлежит реализовать, в наше время и в нашей стране, и для этого необходимо подняться с колен.

Нам дана лишь одна земная жизнь. «Нельзя быть христианином только дома, закрыв дверь и взяв в руки молитвенник, — напоминает нам Святейший Патриарх Кирилл. — Если ты христианин, то христианин везде». Совершив земной поклон перед Спасителем, христианин встает с колен и идет Ему навстречу, преодолевая препятствия внешние и внутренние. Не все ещё видят перед собою этот путь:

    Но есть такой закон — движение вперед,

   И кто с ним не знаком, тот вряд ли нас поймет.

— неслучайно строки из наследия «советской эпохи» столь близки наследию церковному: «Никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии». Надо помочь России встать на ноги, преодолеть страх и нерешительность, сохранить и преумножить всё то доброе, что создали прежние поколения своею кровью, сердцем и разумом. Освободиться от холопства, от грязи, греха и безумства, «забывая прежнее и простираясь вперед, стремиться к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.