Нам, экспертам-психологам, нередко приходится принимать участие в посмертных экспертизах подростков, окончивших жизнь самоубийством. Наша задача – выяснить состояние ребенка перед тем, как он решился на самоубийство, узнать о тех его психологических особенностях, которые могли этому способствовать.
Психолого-психиатрические экспертизы выясняют, не было ли у подростка какого-либо психического расстройства, в каком психологическом состоянии он находился. В некоторых случаях самоубийство действительно связано с какими-то психопатологическими явлениями: серьёзной депрессией или тяжелыми и длительно протекающими заболеваниями.
Но большая часть подростков, совершающих суицид, не страдает психическими расстройствами. По крайней мере, в последнее время часто встречаются случаи, когда самоубийством оканчивали жизнь вполне успешные мальчики и девочки, которые хорошо учились, изучали иностранные языки, были творческими людьми, имевшими в перспективе хорошее будущее.
Но сам по себе подростковый период сложен и для людей, окружающих такого подростка, и для него самого: появляются новые проблемы, подросток начинает иначе воспринимать себя, чем в детстве. С одной стороны он чувствует, что появились другие, «взрослые» возможности, а с другой, он еще не готов воспользоваться всеми этими возможностями, сомневается в себе.
Быстрое взросление и, возможно, ускоренное психосексуальное развитие (которое чаще встречается у девочек) связано и с первыми влюбленностями, и с изменением внешнего облика. Все это может быть связано с проблемами, которые трудно разрешить взрослеющему человеку.
И поэтому часто первая неудачная влюбленность приводит к тому, что подросток просто не видит выхода из ситуации, на ней концентрируется, она становится для него сверхзначимой. Тогда и возникают мысли о том, чтобы уйти из жизни не потому, что подростку хочется умереть, а потому, что он не знает, как жить дальше с этой проблемой.
Здесь могут действовать и другие факторы: изоляция от сверстников и трудности общения, сомнения в себе… К сожалению, в этот период порой не очень хорошо складывается общение, взаимодействие между родителями и подростком. Подросток старается освободиться от опеки родителей, поэтому охраняет свой внутренний мир от вмешательства, не все им рассказывает, что его волнует.
Родители тоже могут несколько поверхностно смотреть на своего ребенка и думать, что у него нет никаких внутренних сложностей и тяжелых переживаний. Поэтому мы часто видим после трагедии, что случившееся просто как гром среди ясного неба для родителей, они ни о чем не подозревали.
А, оказывается, внутри ребёнка шли очень сложные и тяжелые внутренние процессы, которые он проживал рядом с родителями, но они не видели этого. Часто это бывает в неполных семьях, где мама должна зарабатывать на жизнь, поэтому у нее нет времени на полноценное общение с ребенком.
Нет контакта
Так что, на мой взгляд, одна из главных проблем здесь – именно отсутствие контакта между родителями и детьми, когда родители, например, не могут им объяснить, что неудавшаяся первая любовь не фатальна, когда дети не чувствуют какой-то защиты.
Особенность подросткового возраста еще и в том, что возникающие проблемы приобретают совсем другой масштаб, у подростков мышление во многом зависит от эмоционального состояния, когда захватывают эмоции, нюансы исчезают, вокруг лишь черное и белое. Поэтому подростки, которые стараются справиться со своими проблемами, воспринимают их слишком гиперболизировано.
Свою роль играет и отсутствие опыта в решении каких-то проблем, потому что, может быть, именно в благополучных семьях, когда все хорошо, ребенку не приходится ни о чем особенно заботиться, быть ответственным за что-то, он не получает опыта трудностей и ошибок.
Нередко подросток, собирающийся расстаться с жизнью, думает о том, что будет значить его поступок для окружающих, при этом, чаще всего, он концентрирован на себе или хочет донести таким страшным образом какую-то свою реальную или мнимую обиду до тех, кто, с его точки зрения, виновен в этой ситуации. В любом случае это не желание подростка не быть вообще, а попытка разобраться в ситуации, в которую он попал, отреагировать на нее.
Поэтому, больший опыт в практической жизни, в разрешении каких-то сложностей, может быть, в помощи другим людям, давали бы большую устойчивость самим подросткам.
Агрессия, направленная на себя
Подростки, которые пошли на самоубийство, часто внешне хорошо социализированы: они выполняют все социальные правила, нормы, в школе выглядят вполне адаптированными. Но, в то же время, у них копится агрессия, потому что они не могут справиться со всеми проблемами, которые на них обрушиваются. Эту агрессию они направляют не вовне, как это бывает часто у подростков с девиантным поведением, а на самих себя.
Этому способствует и то, что у нас вообще вокруг очень много агрессии, и с ней тоже сложно справиться. И вновь человек, который не может направить её вовне, находит выход, обращая агрессию на себя.
Внешних признаков у такого состояния немного, поэтому важно доброжелательное внимание и к подросткам, у которых вроде бы и нет каких-то особых причин для суицида.
Некоторые случаи, которые выглядят как самоубийство, таковым не являются. И здесь дело следователей разобраться, в чем дело. Действительно ли произошло самоубийство или это несчастные случаи при рискованном поведении подростков: либо падение с высоты, либо иногда это удушение. То есть подросток не стремится к смерти, он просто пробует разные рискованные возможности. Тщательный анализ экспертом состояния подростка в период, предшествовавший смерти, может помочь выяснить эти обстоятельства.
Подростковый возраст – возраст проб и ошибок, важно, чтобы эти ошибки не приводили к печальному результату.
Один из способов проявления большего внимания к подросткам – создание для них возможностей для обращения за помощью. Они не всегда идут к школьному психологу, который часто перегружен и не способен уделить внимание каждому.
Кроме того, если ребенок идет к школьному психологу, он не чувствует анонимности, а не все хотят раскрывать себя перед взрослым человеком, который его знает. В большей степени сейчас дети раскрываются в социальных сетях, в переписке с друзьями.
Возраст и страх перед будущим
Случаи суицида чаще встречаются именно среди подростков, хотя бывали случаи, когда дети девяти лет и даже моложе, добровольно уходили из жизни. В таких случаях особенно сложно разбираться в случившемся. Одной из причин может быть жестокое обращение.
Вообще же представление о необратимости смерти окончательно формируется лишь в 13-14 лет. Чем младше ребенок, тем более внимательно нужно изучать обстоятельства его гибели.
Среди причин, которые толкают подростка на самоубийство – неуверенность в том, что дальше все будет хорошо, страх перед будущим. Сейчас, мне кажется, подростки чувствуют себя немного брошенными. При этом к ним предъявляют очень большие ожидания.
Нередко родители ориентируются на завышенные стандарты, требуют, чтобы подросток выполнил жизненную программу, именно так, как они сами её видят, был суперуспешным. То есть от ребёнка ожидают совершенства, а когда он чувствует, что в реальности не соответствует этим требованиям, то обвиняет себя в том, что он не такой, каким его хотят видеть. На этой почве нередко и возникают мысли о самоубийстве.
Самоубийства молодых людей, которые иногда случаются в период сдачи ЕГЭ, возможно, отчасти тоже связаны с этим. И дело здесь не в ЕГЭ как таковом. Мы снова сталкиваемся с гипертрофированным представлением о том, что плохая оценка на экзамене – это конец жизни, просто катастрофа. Важно, чтобы подростку вовремя объяснили, что невысокая оценка на экзамене – вовсе не самая большая неудача в их жизни, ведь из этой ситуации всегда есть какой-то другой выход.
Подростки вообще должны представлять себе варианты возможностей и варианты неудач, варианты выходов из разных положений так, чтобы они не ощущали себя в безнадежном тупике. А это – уже задача родителей, взрослых.
Кто продал алкоголь?
В моей экспертной практике пока не было случаев суицида подростков, употреблявших курительные смеси. Хотя, действительно, ничего хорошего в этих смесях нет, ведь специалисты считают, что они хуже, чем традиционные наркотики, потому что еще быстрее разрушают нервную систему, мозг…
Что касается вообще наркотизации и алкоголизации при самоубийствах, то они нередко способствуют рискованному поведению и снижают страх смерти. У каждого человека есть определенный страх перед смертью и это достаточно серьезный барьер, который нелегко переступить. Поэтому подростки, которые решаются на такой шаг, иногда употребляют что-то «расслабляющее». В случаях, с которыми доводилось иметь дело мне, чаще таким средством был алкоголь. Причём порой его употребляли даже те подростки, которые раньше не пробовали спиртного.
То, что им не составляло труда получить алкогольные напитки, говорит о слабости закона о запрете продажи спиртного несовершеннолетним. В то же время реальное, действенное ограничение доступа подростков к алкоголю и другим психоактивным веществам позволило бы избежать многих трагедий.
Подготовила Оксана Головко
Читайте также:
- Валерий Панюшкин: Причина подростковых самоубийств — отверженность
- Профессор Геннадий Старшенбаум: Рост подростковых суицидов связан с недостатком любви в семьях
- Число детских самоубийств в Москве выросло в три раза за год. Почему?
- Дети в долине смертной тени
- 7 проблем современного подростка — беседа с психологом
- Письма подростков о самоубийстве: что ответить?