Вопрос. Что делать, если ребенок очень стеснительный? Сыну 13 лет, но с возрастом проблема только ухудшается. Со сверстниками не общается. Вроде бы хочет, но как будто не может найти общий язык. Когда приходят гости, прячется. Если спрятаться невозможно, встает в угол спиной ко всем. Что мы не так делаем?
Растерянность, стыд и страх
В 13 лет ребенок переживает сложный переход от младшего к старшему подростковому возрасту. Это период воплощенного стыда. Казалось бы, перед нами взрослые мальчики и девочки — обычно дети сильно вытягиваются к этому возрасту, у них ломаются голоса, появляются вторичные половые признаки. Как бы они ни выглядели, именно в этот период подростки максимально уязвимы, стыдятся и стесняются буквально всего на свете.
Недавно в автобусе услышала, как мама отчитывала сына. «Ну скажи Надежде Петровне, чтобы не сажала тебя за последнюю парту. Ты там вообще ничего ни видеть, ни слышать не будешь. Шестой класс — это тебе не шутки! Как она могла вообще отправить на галерку с твоим-то зрением?!» Парень на полголовы выше мамы со смущением буркнул: «Давай сама с ней разговаривай, а я не стану». Конечно же, есть дети, которые в 12 лет могут и на учителя наехать, но не ради конфликта. Гораздо чаще они поступают так, чтобы показать сверстникам свою крутость и смелость. Но большинство двенадцати-тринадцатилетних подростков не станут что-то предъявлять педагогу, потому что в них слишком много смущения и робости.
Главные чувства этого возраста: потерянность, растерянность и страх.
Бывает, ребенок ходил чуть ли не каждый день в один и тот же магазин, хлеб с молоком по заданию родителей покупал. Но однажды его внезапно сковывает страх. И вот он не может переступить порог знакомого супермаркета, потому что не понимает, что и как сказать. Ему не только стыдно, но почему-то еще и тоскливо.
Каким бывает стыд?
Помните, что такое стыд? Чувство, когда хочется провалиться сквозь землю, спрятаться, стать невидимым и незаметным, прозрачным. Не раз от подростков слышала о возникновении яркого впечатления: «со мной что-то не так», «на меня все смотрят», «все чего-то от меня ждут, а я просто не знаю, как поступать». Кто-то из детей в такие моменты краснеет, а кто-то замыкается и выглядит невежливым молчуном или даже неучтивым хамом. Мы выносим оценки такому поведению, бывает осуждаем, негодуем. А у ребенка в душе буря эмоций.
Отворачиваясь от гостей, такой подросток находит пусть нелепый, но приемлемый для себя способ спрятаться, стать невидимым. Это напоминает поведение малышей, которые закрывают глаза, когда хотят, чтобы родители их не нашли. «Не смотрите на меня. Меня здесь нет. Не обращайте на меня внимания», — вот что транслирует вам подросток своим поведением.
Чувство стыда формируется в детстве. Но иногда оно становится обостренным. И возникает, когда ситуация признания смешивается с угрозой привязанности и существования. Например, ребенок приносит плохую оценку из школы или возвращается после прогулки в грязных ботинках и рваных брюках. В этот момент он слышит от мамы: «Ах ты, двоечник. Еще и брюки порвал, лоботряс. Ну сколько можно? Да что ты за сын такой дрянной? Как ты мне надоел, без тебя легче было бы!»
В этих, казалось бы, безобидных эмоциональных репликах и возникает страх, беспомощность и стыд. Привязанность подростка к маме, место в этом мире ставится родителем под угрозу. Без родителей ребенок существовать не может. А это зависит от наличия или отсутствия достижений: есть пятерки и идеально чистая одежда — будешь моим сыном, я тебя признаю. Нет успехов — связь прерываем.
Такого рода взаимодействие формирует у детей токсический стыд, который порождает в них тотальное смущение.
Некоторым детям свойственен стыд за другого, который также порождает смущение и молчаливость. Например, ребенок растет в семье пьющих родителей. Если взрослые непотребно себя ведут, могут публично буянить, стыд становится вторым «я» ребенка. Такие подростки долгое время не могут себя проявлять, не способны гордиться своими поступками.
Примите желание быть незаметным
Примите желание подростка быть незаметным. Поверьте, детям, особенно в присутствии посторонних лиц, гораздо легче и проще находиться, если их не замечают.
Предложите помощь
Если не получается разговорить подростка, предложите помощь. «Будет нужна моя помощь, я рядом, сынок!»
Стоит заранее предупредить, что в дом придут гости, и спросить: «Правильно я понимаю, тебе не хочется выходить из комнаты, когда приходят гости? Это твое право, тогда звать тебя не будем». Не хотеть общаться со взрослыми, да и со сверстниками, чувствовать себя не в своей тарелке рядом с посторонними — естественное чувство для подростков. Не стоит драматизировать такие ситуации. Относитесь к ним спокойно и принимайте эту данность.
Узнайте об увлечениях ребенка
Общение подростка со сверстниками не всегда складывается легко по целому ряду причин. Многие дети признаются, что испытывают внутреннее препятствие и неловкость, им страшно заговорить, познакомиться и присоединиться к игре. В это легко поверить, ведь и взрослым знакомиться непросто. Любому из нас, будь то взрослый или ребенок, нужен тот, кто представит или пригласит, кто поможет безболезненно войти в компанию.
Чуть легче познакомиться и подружиться с незнакомым человеком, если есть общие интересы и увлечения, понятные точки соприкосновения. Учите детей присматриваться и обращать внимание на интересы сверстников, узнавать, чем и кто занимается, искать единомышленников. Это самый простой путь наладить отношения и выстроить дружеские мосты.
Найдите психолога
Чтобы легко сходиться с людьми, необходим навык взаимодействия. Это происходит, если рядом человек, с которым безопасно и легко общаться, с кем складываются доверительные отношения, с кем оттачиваешь навык взаимодействия. Таким человеком может быть родитель, а может — психотерапевт.
Найдите ребенку подходящего психолога.
Идеально, если у ребенка и его психолога будут совпадать увлечения, найдутся общие темы в подростковой культуре, кино, интернете.
Через такое общение ребенок не только сможет раскрыться, преодолеть свои страхи и поделиться переживаниями.
Кому-то подойдут подростковые терапевтические группы. Это инструмент, позволяющий увидеть, что сверстники воспринимают тебя нормально. В таких группах никто не станет стыдить или убегать со смехом. В такой среде перестаешь чувствовать себя нелепым и неуместным. Наконец, это способ научиться в безопасной обстановке преодолевать свой страх.
Вспомните себя подростком
Каждому родителю не мешает сделать простое упражнение. Сесть и внимательно посмотреть на свои подростковые фотографии. Попробуйте вспомнить события, которые изображены на них, себя в подростковом возрасте. Какие и в чем у вас были сложности, как вы с ними справлялись, какой совет дали бы себе тогдашним? Как общались со взрослыми, родителями, сверстниками? Знакомо ли вам было в подростковом возрасте чувство одиночества, страха, смущения? Было ли вам одному хорошо?
Такого рода медитация, во-первых, расслабит тревожного родителя и даст возможность не с чужих слов, а руководствуясь собственным опытом, поверить, что возраст 12–13 лет — сложный. Во-вторых, покажет, что все проходит: и смущение, и страх, и нерешительность остаются позади. Сегодня вы умеете взаимодействовать и не стесняться незнакомцев? В-третьих, это пища и почва для разговора с собственным ребенком. Ничто так не трогает детей, как истории родителей о самих себе. Ваш опыт и уникальные лайфхаки, собственные технологии по преодолению трудностей — то, что важно и нужно подростку.
Фото: freepik.com