Время — великая загадка. Так было всегда — и в масштабах целой цивилизации, и в отдельно взятой человеческой жизни. Для любого человека, любого народа, любой цивилизации непременно наступает момент, когда время неумолимо диктует свои законы, разгадать которые под силу далеко не всем. И воистину блажен и счастлив тот, кто смог ответить на все те вопросы времени!
А Церковь? Как она понимает время? Здесь интересна позиция не только с точки зрения догматики, но и в контексте веры как великого, благого порыва человеческой души. Из творений святых отцов можно сделать вывод, что христианство воспринимает время не только как вечность, но и как исключительно насыщенный отрезок этой вечности. Время, являющее собой сочетание прошлого, настоящего и будущего, для христианина есть здесь и сейчас. Мгновение, миг, проблеск, до краев наполненный духовным содержанием.
В Евангелии есть место, где Господь говорит многозначительно: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф.6:34). Богочеловек Сам замыкает любую проблему в рамки одного дня, причем не дня вообще, а конкретного, настоящего, сегодняшнего дня. Таким образом Господь показывает нам время не как протяженность с размытыми границами, воспринимать которую можно легкомысленно и безответственно; не как хаотичную вечность, пугающую своей бесконечностью — но совсем иначе. Почему?
Потому что, вдохновившись учением Христа, преображаясь в новое творение, христианин оказывается перед соблазном потеряться во вселенной.
Неиссякаемый поток благодати накрывает с головой, и от блаженства не можешь дышать — так, что хочется раствориться в окружающем бытии. Любовь растапливает сердце, стирает границы собственного я, и появляется опасность чрезмерного рассредоточения — так, что уже невозможно полноценно жить и творить в конкретном мгновении, чтобы не только словом, но и делом превращать свою жизнь в Царство Божие.
Господь хочет от нас добродетелей не абстрактных, а выкованных среди огня и страстей в кузнице духа и затем претворенных в жизнь. Он хочет, чтобы мы стали Его детьми сейчас, а не в туманном будущем; чтобы мы являли Его образ в отрезке сегодняшнего дня, и лишь затем — в стихии вечности. Будущее — дело Творца, и Он, Всеведущий, промышляет о нем лучше любого из нас и всех, вместе взятых. У Бога Свой план обо всем, потому что все творения — результат действия Его благой воли. И Его план охватывает развитие как целых сообществ и народов, так и каждый отрезок нашего скромного человеческого бытия. Кто, как не Искупитель всех грехов рода человеческого, знает боль нашей земной жизни и горечь каждого дня? Ему известны все невзгоды, обиды и несправедливости, которыми изобилует повседневность верующего христианина. Непонимание и насмешки окружающих, «губка с уксусом», неизбежно подносимая каждому, кто решился устремиться к небу, в Царство Божие. Но сохранить это стремление можно лишь в том случае, когда человек ясным взором смотрит в сегодняшний день, живя настоящим моментом — потому что зло и диавол искушают со всех сторон.
Широта горизонта зачастую мешает активной и четкой деятельности верующего, соблазняя и тех, кто только взялся за плуг на духовной пашне. Неуверенность в завтрашнем дне и бурная стихия событий вокруг могут положить конец всем усилиям и опустошить самую искреннюю душу. Бог знает не только о том, что нам нужно дать, но и как нас сберечь.
Водимые Святым Духом, святые отцы прекрасно понимали мимолетность нашего бытия и подлинный смысл пребывания человека здесь, на житейском поле брани.
Они оставили мир именно потому, что осознали всю бессмысленность суетной повседневности, отсеяли зерна от плевел, очистили духовное золото от грязи и копоти. Каждому из них случилось пережить трагическое столкновение с временем, но благодаря духовным усилиям им удалось разгадать его загадки. В результате многолетнего общения с живым Богом они стяжали особый, мистический опыт, который перешел и к нам. Жить как можно проще, жить сейчас — чтобы жизнь была настоящей и духовно полноценной. Каждый из этих подвижников в свое время осознал, что широкие горизонты и кругозор часто дробят человеческое сознание на кусочки. Но чтобы реализовать в себе все самое лучшее, необходимы цельность и собранность. Единство духа, души и тела — вот к чему необходимо стремиться каждый миг, каждый день и час.
Злые духи знают о склонности человеческого разума к разделению, и со свойственным им постоянством и изобретательностью пытаются запутать нас и сбить с пути к самой главной цели — спасению души. Для этого они подключают воображение и фантазию — в то время как Церковь предлагает человеку совсем иное лекарство: покаяние, молитву, пост и милостыню, дарующие спокойствие, утешение и смирение. Все это дает возможность разуму сосредоточиться и погрузиться в сокровенный храм души — деликатно, четко, без размаха и патетики, вождением Духа Святого, а не из эгоизма и амбиций.
Замечательный подвижник прошлого столетия, св. Савва Печорский, любил повторять приходившим к нему людям такие слова: «Живите так, будто каждый день вашей жизни — последний». Это было наставление любящего отца своим неразумным детям, мечущимся в поисках духовного пристанища среди бездуховного мира. Все необходимое, важное и по-настоящему значимое окружает нас сегодня, сейчас. Именно это может дать духовные плоды и успокоить душу. Верные Христу должны жить в пределах сегодняшнего дня. Преданные Евангелию не должны строить дом на песке — то есть в неведомом завтрашнем дне. Этот святой старец своим мудрым рассуждением продолжил отношение ко времени таких великих подвижников, как св. Антоний и св. Макарий Египетские, св. Серафим Саровский и Сергий Радонежский — до наших дней. И мудрые отцы современности: св. Серафим Вырицкий, Софроний Сахаров, старцы Фаддей и Паисий — рассуждали так же.
Все Священное Писание пропитано духом простоты, ясности и вечности, потому что вдохновлено Святым Духом, непрестанно животворящим и вдохновляющим.
Православие передает дух великих подвижников — необычный, непринужденный, вечный и истинный. Его знание не запятнано и потому актуально в любое время. И если мы считаем себя православными не только по крещению, но и по духу, то должны жить так и на практике. Независимо от бурлящей вокруг стихии, независимо от агрессии современного мира, который все больше и больше запутывается сам в себе и для которого хаотичность сознания есть обычное явление, а отнюдь не диагноз, и где представления о времени становятся все более размытыми и неопределенными — будем стараться жить по проверенным рецептам. Не где-нибудь и когда-нибудь, а сегодня, здесь и сейчас. Аминь.
Перевод Елизаветы Терентьевой для «Правмира»