Екатерина1 родилась в селении Власти (район города Козани, Северная Греция) в многодетной благочестивой семье Иоанна и Марии Влахояннисов. Из рассказов родителей она знала, что в их доме дважды останавливался святой равноапостольный Косма Этолийский.
Екатерина отучилось несколько лет в средней школе и научилась грамоте. Всю свою жизнь она уделяла большое внимание чтению духовной литературы.
Екатерина была очень красивой девушкой. По благословению отца она вышла замуж за молодого учителя Константина Дерваса и переехала в селение Царицани (Элассонского района). Когда она ждала третьего ребёнка – её муж погиб от пули бандита. В 27 лет она осталась вдовой с тремя детьми. Чтобы выжить, Екатерина научилась шить. Родственники помогли ей построить небольшой домик рядом с жилищем её родителей. Там она научилась работать на швейной машинке.
Прошло несколько лет. Сын Екатерины Георгий достигнув зрелого возраста пошёл по стопам своей матери и стал работать в швейной мастерской в Салониках. Вскоре туда переселилась и Екатерина. Переезд в город святого Димитрия был настоящим подарком Божиим: Екатерина использовала все возможности для духовного совершенствования. Регулярно посещала храмы святого Мины, Пресвятой Богородицы (Халкеон) и святой Екатерины. Но настоящим домом для Екатерины стал собор Святой Софии. Там служил её духовник – отец Василий Каймакис.
Екатерина была очень благоговейным человеком. Особо она почитала священнослужителей. Господь удостоил её два раза посетить Святые Места.
Екатерина была невысокой. Неизменно носила платок и чёрную одежду. Всегда была аккуратной и чистоплотной. «Человек не должен быть грязным и небрежным. Нужно следить за собой», — говорила Екатерина.
Она жила в покаянии и скорбела о своих грехах, но никогда не унывала. Наиболее точно охарактеризовать жизнь Екатерины можно как радостную печаль2. Она любила жизнь, красоту мира и повседневную действительность. Никогда не чувствовала, что ей чего-то не хватает. Не обращала внимание на усталость и боль. Никогда она ни на что не жаловалась, к любому испытанию подходила с доверием Богу и молитвой.
Все преображалось там, куда приходила Екатерина. Её образ жизни становился примером для окружающих. А её слова были наполнены смыслом и несли слово Божие. Екатерина не была занудным и скучным человеком. Она была отзывчивой и светлой. «Новый день – новая жизнь», — говорила матушка. Она не тревожилась о будущем. В жизни Екатерины было много скорби и испытаний, но несмотря на это она говорила: «Бог очень милостив ко мне. У меня в собственности нет ни дома, ни земельного участка. Не знаю, что такое налоговая инспекция и адвокаты. Живу как царица».
Устав Екатерины Дерва
Сын Екатерины купил земельный участок рядом с военным университетом. Она с радостью работала на земле. С молитвой ухаживала за фисташковыми деревьями. Со временем переселилась туда на постоянной основе.
Екатерина вставала рано утром и говорила: «Здесь, на земле, спать некогда. Каждый день – подарок Божий».
Помимо утреннего молитвенного правила Екатерина любила молиться в полночь. Она говорила: «Ночью, когда всё затихает и человек немного отдохнёт после дневных забот – его душа испытывает необходимость в общении с Богом». Екатерина очень любила молиться по чёткам. Она была убеждена, что совершать молитву нужно внимательно и с благоговением.
Ложась спать Екатерина говорила: «Пришла ночь и моя жизнь близиться к завершению». Её ночная молитва была очень сердечной: «Господи, предстою пред Тобой. Слёзно молю Тебя открыть мне мои прегрешения за сегодняшний день».
Екатерина не пропускала воскресных и праздничных богослужений. Регулярно исповедовалась и причащалась. Много молилась дома. Ветхая лачуга, где жила Екатерина, стала местом, откуда устремлялась её мольба ко Творцу.
Она жила одна в безлюдном месте но ничего не боялась. «Чего мне страшиться? В жилища бедняков воры не приходят», — говорила Екатерина. «Я оказала послушание и поселилась здесь и это пошло мне на пользу».
Екатерина очень любила читать. В её библиотеке было не только Евангелие и творения Святых отцов, но и художественная литература. Из прочитанного она старалась извлечь пользу. Никогда не читала просто так, а всегда глубоко углублялась в книгу. Благочестивая женщина обладала даром из одного слова или предложения развить целую духовную беседу. Так как она предпочитала говорить о духовном и внушала окружающим уважение, многие считали её попадьёй и называли «матушкой».
У Екатерины была хорошая память и она старалась использовать прочитанное в своей жизни. Однажды она сказала: «Господи, я много узнала о Тебе, много прочитала, много услышала. Пришло время отложить книги и устремиться к общению с Тобой».
Вот некоторые из молитв Екатерины: «Многомилостивый Господи, сподоби нас почувствовать свет Преображения, силу Воскресения и Благодать Пятидесятницы».
«Господи Иисусе Христе, Ты Жизнь и Свет, Слово и Хлеб, Правда и Любовь. Дай нам Своё Просвещение, чтобы мы смогли обрести себя».
Екатерина соблюдала все посты и по благословению духовника взяла на себя более суровые подвиги. В церкви она была совершенно сосредоточена. Было видно, что она глубоко переживает слова молитвы. Екатерина была очень худой. Она почти ничего не ела.
Благочестивой женщине очень нравилось зажигать свечу перед образами и воскурять ладан. «Пусть перед иконами всегда горит свеча или лампадка. Как горит свеча, так и моё сердце пусть просветиться Светом Преображения».
Екатерина не имела возможности творить милостыню. Она говорила, что все деньги принадлежат её сыну и раздавать их считала неправильным. Но не имея возможности помогать людям материально, она помогала им духовно. Её милостивое сердце не могло остаться безучастным к беде ближнего. Она отдавала им всю себя без остатка. В то же время тем, кто не был расположен к духовной беседе, она ничего не навязывала. «В духовной сфере нельзя помочь другому, если у него нет нужного настроя», — говорила Екатерина.
Духовное делание
Екатерина жила настоящей духовной жизнью и во всём руководствовалась святоотеческой литературой. Но у неё было доброе беспокойство и отсутствовало чувство самоуспокоенности. Екатерина опасалась не впала ли она в прелесть. Однажды она попросила знакомого иеромонаха отца Мефодия, который часто бывал на Афоне, познакомить её с одним из святогорских старцев, чтобы она могла попросить у него совета. Её желание исполнилось, когда в одну из больниц города Салоники поместили на лечение старца Ефрема Катунакского.
Старец Ефрем не только изъявил желание поговорить с Екатериной, но не желал с ней расставаться, хотя около его палаты скопилась большая очередь из желающих попросить совета у знаменитого подвижника. «Матушка, скажи что-нибудь ещё», — повторял отец Ефрем снова и снова. Он смотрел на Екатерину с нескрываемым восхищением. Та в ответ робко напоминала о цели своего визита: «Я пришла сюда спросить и слушать, а не говорить». «Продолжай в том же духе. Не бойся. Я буду за тебя молиться», — сказал отец Ефрем на прощание. Его беседа с Екатериной продолжалась более часа и заждавшиеся посетители уже стали стучать в дверь больничной палаты старца. Отец Ефрем подозвал отца Мефодия, который пришёл вместе с Екатериной, и сказал ему: «Матушка умрёт через несколько лет».
Когда некоторое время спустя Ефрем Катунакский и иеромонах Мефодий встретились снова, старец сказал ему: «Матушка отойдёт ко Господу через год. В Раю она будет среди первых, выше чем многие монахи-святогорцы. Я на протяжение всей своей жизни не встречал такого человека и не мог себе даже представить, что такие люди живут в миру. Екатерина сделала богословие содержанием своей жизни и достигла высших ступеней подвижнической жизни. Эта старушка своей простотой, внутренним общением с Богом посредством молитвы, великим смирением, жаждой и стремлением быть со Христом – в миру достигла высоты, которая не под силу многим монашествующим. Я буду молиться за неё, а ты попроси Екатерину помолиться за меня».
Екатерина жила тихо, скрывая свои духовные подвиги от окружающих. Она не любила говорить о сверхъестественных явлениях и духовных дарах: «Кто-то сказал, что ему явился Господь, или заплакала икона – и толпы народа бегут в этом удостовериться. Зачем? Зачем они ищут доказательств? Я верю в Бога, верю в чудеса и не испытываю потребности увидеть всё своими глазами».
Екатерина говорила на другие темы: о смысле духовной жизни, борьбе со страстями и ощущении Благодати Святого Духа. Как человек достигший высокого духовного состояния она знала о чём говорит: «Святой Дух оживотворяет душу человека».
Екатерина всем сердцем возлюбила Господа. Она всегда молилась так, словно Сам Бог и Пресвятая Богородица стоят перед ней. Во время молитвы она забывала обо всём на свете, отдаваясь ей без остатка. На церковном Богослужении предпочитала стоять в тихом, относительно безлюдном, месте и целиком погружалась в молитву.
Екатерина всегда чувствовала своё недостоинство перед Богом. У неё было великое сокрушение и раскаяние в своих прегрешениях. Она говорила: «85 лет, которые я прожила, были наполнены грехами. Мои плечи сгибаются под их тяжестью. Я ничего не сделала для покаяния и спасения».
Обычно Екатерина была молчаливой и избегала многословия. Сидела склонив покрытую платком голову и перебирала в руках чётки. Говорила: «Лучше буду молчать, чем сплетничать и сквернословить».
Однажды Екатерина сказала: «Я размышляла о будущей жизни. Я лишена добродетелей, ничего не могу представить в своё оправдание. Как бы я хотела подружиться со святыми людьми, чтобы они за меня попросили, сказали, что меня знают. Великое дело, дружить со Святыми!».
Екатерина была очень смиренным человеком. Эту добродетель она считала главным делом жизни каждого человека. Люди должны возрастать в смирении, сделать его центром своего существования. Сама матушка жила смирением, она познала себя в святоотеческом смысле. Всё хорошее, что в ней находили окружающие – она считала даром Божиим, а на саму себя смотрела как на простую ничем не примечательную старуху.
Все, кто встречался с Екатериной, свидетельствуют, что она была сосудом Божественной благодати. В её каливу приходило множество людей. Одни за советом, другие за утешением.
Свидетельствует иеромонах, хорошо знавший Екатерину: «Приходя к ней я испытывал те же чувства, то же умиротворение, как при посещении старца Паисия Святогорца или старца Ефрема Катунакского. Ум её был устремлён к Богу, на все события повседневной жизни она смотрела через призму Божественного Промысла. Слова Екатерины выводили в другое [небесное] измерение. Иногда, когда она молчала, было видно что она переживает какое-то сверхъестественное состояние. Она склоняла голову и говорила мне: “Ах, батюшка! Велики Божественные Тайны! Но кто придаёт им значение?».
Екатерина больше общалась с молодыми, чем со своими ровесницами. Однажды кто-то спросил её, как ей удаётся найти общий язык с молодежью: «Они стареют, а я “молодею” лет на тридцать – так мы и встречаемся. Со стариками у меня не получается найти общий язык. Они сыты, довольны жизнью, да и в церковь ходят. Но и в храме многие ведут себя так, словно вот-вот крикнут “Официант, принеси нам кофе”. Разве что не сидят нога на ногу. А после службы начинаются сплетни. Откуда такой настрой? Приходиться скорее идти домой, чтобы не слушать пересудов. Человек, который после Божественной Литургии готов смеяться, шутить, сплетничать – не понял что такое Литургия. Считай в храм он вообще не ходил».
1 Информацию о Екатерине Дерва предоставили: Архимандрит Мефодий Алексиу (клирик кафедрального собора Святителя Григория Паламы в Салониках), племянница Екатерины Евангелия Витти и её внуки. Благодарим их за помощь.
2 Это определение встречается у многих отцов Церкви. В том числе у преподоного Иоанна Синаита в «Лествице».