Подводя итоги: Митрополит Кирилл на пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс»
29 июля 2008 года в агентстве «Интерфакс» состоялась пресс-конференция, посвященная завершившемуся накануне визиту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Украинскую землю по случаю празднования 1020-летия Крещения Руси. На вопросы журналистов ответили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов.
Торжество Православия
Во вступительном слове Владыка Кирилл отметил, что торжества проходили в очень непростое для Украинской Церкви время: как известно, практически сразу после распада Советского Союза под влиянием определенных политических сил на Украине был инспирирован раскол. В течение всех лет своего существования раскольническая организация пыталась обрести легитимность, особенно большие усилия прикладываются для этого в последние годы. Была опасность, что действия по легитимации раскола могли быть предприняты в ходе празднования 1020-летия Крещения Руси.
«По милости Божией этого чрезвычайно опасного для религиозной жизни Украины, для целостности нашей Церкви события не произошло. Празднования действительно стали торжеством Православия, – сказал Владыка Кирилл. – В воскресенье 27 июля на Владимирской горке в Киеве состоялось совместное служение Святейшего Вселенского Патриарха Варфоломея и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в сослужении более ста архиереев, пятьдесят из которых представляли Украинскую Православную Церковь, а 50 прибыли из России, Беларуси, Молдовы, из бывших среднеазиатских республик Советского Союза. Это общее служение вместе с представителями других Поместных Православных Церквей явило миру единство Православия, его каноническую силу, явилось ответом всем тем, кто ожидал совсем другого развития событий в ходе торжеств».
Свидетельство народа
Из многих событий, происходивших за три дня визита, митрополит Кирилл назвал самыми впечатляющими и трогательными встречи Святейшего Патриарха Алексия с народом: «Их никто не собирал, не привозил в автобусах – и однако тысячи людей пришли по велению своего сердца. И когда Его Святейшество вышел из машины, он услышал сначала, как кто-то начал скандировать его имя – “Алексий!”, затем стало слышно, как нарастает глас народа, который свидетельствовал о своем выборе, выраженном в словах “Алексий – наш Патриарх!”. Под скандирование этой фразы Святейший Патриарх прошел через главную площадь Киево-Печерской Лавры. И везде, где бы он ни появлялся, он и все окружающие, а вместе с нами весь мир слышали внятное и совершенно ясное свидетельство. Это было, можно сказать, народное голосование за единую Церковь, во главе которой – Патриарх Московский и всея Руси».
Митрополит Кирилл напомнил, что 28 июля, в день памяти равноапостольного князя Владимира, на главной площади Лавры и у стен обители собралось, по разным оценкам, до 20 тысяч человек. «И когда закончилась Божественная литургия, мы, а вместе с нами все гости снова услышали свидетельство народа: “Алексий – наш Патриарх!”».
СМИ как препятствие к информированию людей
Председатель ОВЦС обратил внимание журналистов на речи Предстоятеля Русской Православной Церкви, произнесенные им во время пребывания на Украине. «Мне кажется историческим слово Святейшего Патриарха, сказанное на Владимирской горке, – заявил архипастырь. – Мы сожалеем, что в этот момент прямая трансляция богослужения украинскими телеканалами была отключена, и украинский народ не услышал и не увидел Святейшего Патриарха, произносящего слова, которые были обращены, в первую очередь, к Украине, а также и к народам других стран». Владыка Кирилл с благодарностью отметил, что богослужение на Владимирской горке полностью транслировалось в режиме реального времени по российскому каналу «Вести-24».
Встреча Патриархов
В ходе торжеств также состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия со Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Охарактеризовав беседу двух Предстоятелей как братское общение, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата рассказал: «Как известно, в повестке дня наших переговоров с Константинопольским Патриархатом стоит много важных вопросов. Полагаю, что эта встреча придала переговорам правильное измерение, ибо обе Церкви засвидетельствовали готовность и желание распутывать узлы, которые завязала история».
Владыка Кирилл предостерег от излишнего оптимизма, ибо, по его словам, «жизнь есть жизнь, и часто возникают новые проблемы». «Однако сегодня с облегчением вздохнули не только верующие на Украине и в России, но и православные во всем мире, поскольку не произошло самого опасного – церковного разделения, но мы засвидетельствовали свое единство, которое превыше всего», – заявил он.
Соборное единство Церкви
Отвечая на вопрос об отношении, которое демонстрировали украинские власти к визиту Предстоятеля Русской Православной Церкви, митрополит Кирилл подчеркнул, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в страну для участия в торжествах по приглашению Президента Украины В.А.Ющенко и Украинской Православной Церкви. Он вновь напомнил о ликовании, с которым встречал Святейшего Патриарха народ: «Это было красноречивым выражением чувств, а самое главное – свидетельством выбора, который сделали люди».
Он также напомнил о состоявшемся 23 июля расширенном заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви. В связи с тем, что на каноническую Церковь на Украине оказывалось большое давление, звучали требования предпринять шаги по изменению ее канонического статуса, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир предложил архиереям вновь высказаться, следует ли поступить таким образом. Митрополит Кирилл, участвовавший в том заседании, свидетельствует: «Все выступавшие на заседании Синода архипастыри выступили с горячей поддержкой идеи сохранения единства нашей Церкви и заявили о том, что никакого изменения канонического статуса они не допустят. Это был голос Церкви, выраженный ее архиереями, но когда мы услышали голос народа Божия, который полностью совпал с позицией епископата, это стало свидетельством соборной позиции всей Украинской Православной Церкви, которая заявила о желании оставаться в единстве, образуя единое целое с Русской Православной Церковью».
«Россия, Украина, Беларусь – это и есть святая Русь»
О массовой поддержке этой идеи свидетельствует и рок-концерт, который состоялся в Киеве в рамках акции, посвященной 1020-летию Крещения Руси, – он собрал, по подсчетам специалистов, от 130 до 200 тысяч людей. Одна из центральных улиц города Крещатик и даже часть майдана Незалежности были заполнены людьми. «Нужно было видеть лица молодых людей, нужно чувствовать их реакцию, их колоссальную поддержку простой истины, которая была высказана одним преподобным и богоугодным человеком: “Россия, Украина, Беларусь – это и есть святая Русь”. Сознание принадлежности к единой духовной, цивилизационной системе ценностей в крови у всех нас». В то же время он подчеркнул, что данная идея никоим образом не вступает в противоречие с принципами государственного суверенитета. «Существуют суверенные Германия, Австрия, Швейцария, значительная часть которой принадлежит к немецкой культуре. Это единый в духовном, цивилизационном плане мир, и никто не стремится, отталкиваясь от идеи государственного суверенитета, разрушать этот мир, – напомнил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. – Последние дни показывают, что и мы – украинцы, россияне, белорусы – понимаем важность сохранения единого цивилизационного пространства, которое называется Святой Русью».
«Не думаю, что в одночасье все успокоится…»
Отвечая на вопрос о том, как будут развиваться события далее, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал: «Не думаю, что в одночасье все успокоится, что нашу Церковь на Украине ждут легкие времена, более того, возможно, кое-кто захочет взять реванш. Однако нужно понять: Церковь живет по своей внутренней логике уже 2000 лет; каких только политических катаклизмов за это время не происходило, как только ни изменялись границы в мире, какие только страны ни возникали или исчезали, – а Церковь живет и совершает свое служение». Он подчеркнул, что вмешательство внешних сил во внутреннюю жизнь Церкви не приносит добрых плодов, приведя в качестве примера обновленческий раскол. «После революции власть хотела создать свою карманную церковь, и для этого был спровоцирован обновленческий раскол, – напомнил иерарх. – Однако верующие “проголосовали ногами” против раскола: прихожане в большие обновленческие храмы не ходили, а маленькие храмы, где поминалось имя Святейшего Патриарха Тихона, были переполнены. И люди победили, несмотря на то, что на стороне раскольников была вся мощь, вся система угнетения советской власти».
В расколе спасения нет
«Ничего не изменилось доныне: верующий человек более всего дорожит своим спасением, но в расколе спасения нет, – заявил Владыка Кирилл. – Раскол – это муляж, декорация, где имеется только видимость совершения неких действий, но нет благодати Святого Духа». Он выразил надежду, что это вскоре поймут те, кто пребывает в расколе, ведь кроме расколоначальников и расколоучителей есть простые люди, у которых не хватает информации, дабы отличить правду от лжи. Некоторые приходят в раскольнический храм не потому, что поддерживают раскол, а просто потому, что не могут разобраться в происходящем.
«Дай Бог, чтобы раскол был скорее преодолен, однако добиться этого можно только церковными средствами – никакие политические схемы не сработают, вмешательство политиков лишь породит еще одно, два, три разделения, – подчеркнул архипастырь. – Необходимо преодолевать раскол каноническим путем, нужно возвращаться с покаянием в Церковь и трудиться для спасения своей души душ своих ближних».
«Мы очень надеемся, что Вселенское Православие, которое ныне выразило свою однозначную поддержку канонической Православной Церкви на Украине, и дальше будет поддерживать усилия, которые предпринимает наша Церковь для преодоления раскола, что градус этой поддержки не будет снижен и в будущем», – сказал Владыка Кирилл.
Представители прессы также поинтересовались итогами встречи Московского и Константинопольского Патриархов. Напомнив, что отношения между двумя Поместными Церквами не прерываются и диалог происходит постоянно, председатель ОВЦС подчеркнул большое значение самого факта личной встречи двух Предстоятелей. «Мы время от времени встречаемся в разных странах по конкретной повестке дня, о чем-то договариваемся, о чем-то – нет, что, в общем-то, нормально, однако личной встречи Святейшего Патриарха Алексия со Святейшим Патриархом Вафоломеем не было с 1997 года. За это время много воды утекло. Важно, что два Патриарха встретились и по-братски поговорили, а дальнейшая работа будет осуществляться в рамках постоянного рабочего взаимодействия между Московским и Константинопольским Патриархатами», – сказал митрополит Кирилл, назвав состоявшуюся в ходе празднования 1020-летия Крещения Руси беседу очень значимым духовным фактором, вдохнувшим в диалог новые силы.
Раскол — это потеря любви
По его мнению, главным уроком от встречи и совместного богослужения стало общее убеждение, что нужно как зеницу ока беречь единство Православной Церкви: «У раскола есть внутренняя динамика – конфликт всегда обрастает слухами, разговорами, мифами, что способствует разжиганию ненависти. Раскол, в конце концов, это потеря любви. Пока мы способны вместе совершать Святую Евхаристию, причащаться от одной Чаши, у нас есть силы противостоять всем вызовам и преодолевать разногласия».
В общении с журналистами была отмечена противоречивость позиции некоторых сил на Украине, которые протестуют против единства Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом, считая, что церковный центр не должен находиться в другом государстве, но при этом не считают неправильным подчинение украинских католиков и униатов Папе Римскому.
Мифологемы западных СМИ
Как отметил митрополит Кирилл, в ряде западных средств массовой информации активно распространяется мифологема, согласно которой Русская Православная Церковь якобы является составной частью Российского государства, что она находится под контролем государственной власти и выполняет некий политический заказ. Это происходит, несмотря на доказывающие обратное события церковной жизни, несмотря на такие документы, как принятые Архиерейским Собором «Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви». Этот миф используют для аргументации своих действий и противники канонической Церкви на Украине.
При этом, отметил Владыка Кирилл, никто не выступает против того, что католики на Украине, включая греко-католиков, подчиняются Римскому Папе: «Никому в данном случае не приходит в голову протестовать против того, что украинские граждане подчиняются иностранному духовному центру. Более того, определенная часть политического истеблишмента Украины выражает горячее желание, чтобы часть украинских граждан была переподчинена еще одному зарубежному духовному центру, который находится в Константинополе – нынешнем Стамбуле. В таком случае возникает вопрос: из какого источника исходят гневные протесты против того, что церковный центр Украинской Православной Церкви находится в Москве? Отнюдь не из богословского, не из канонического. Это политическая оценка ситуации и политический выбор , а значит, не имеет никакого отношения к жизни Церкви».
«Нельзя сравнивать ситуацию на Украине и деяния епископа Диомида»
На пресс-конференции прозвучал вопрос, могут ли привести к расколу действия епископа Диомида, которые были осуждены Архиерейским Собором. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подчеркнул, что нельзя сравнивать ситуацию на Украине, церковный раскол в которой грозит цивилизационными катаклизмами, с деяниями епископа Диомида и небольшой группы людей, которая его поддерживает. Тем не менее, подчеркнул он, всякий разрыв и раскол вызывает печаль и озабоченность.
«У меня еще остается надежда на то, что Владыка Диомид приедет на заседание Священного Синода, на которое он вызывается в соответствии с каноническими нормами, принесет покаяние и воссоединится с Церковью. Для него еще дверь не закрыта», – заявил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Иерарх почеркнул, что действия Собора в отношении епископа Диомида канонически абсолютно безупречны: Архиерейский Собор невозможно созывать каждые два месяца, и потому, естественно, не было возможности ждать еще одного заседания, чтобы трижды пригласить Владыку Диомида на суд. В связи с этим участники Собора вынесли решение без епископа Диомида на основании всех материалов, которые находились в их распоряжении, на основании личных высказываний Владыки Диомида, неоднократно им подтвержденных. Однако поскольку сам Владыка Диомид не прибыл, чтобы лично ответить на обвинения, Собор наложил эмбарго на свое собственное решение до заседания Синода, на которое епископ Диомид приглашается в соответствии с нормами канонического права. «В случае, если он не явится на заседание Синода, эмбарго снимается и решение Архиерейского Собора вступает в силу. Если же Владыка Диомид приедет на Синод, то состоится разбирательство его дела, а что произойдет в итоге, будет во многом зависеть от него самого», – рассказал председатель ОВЦС. Он по-братски посоветовал епископу Диомиду встать на тот путь, по которому и должен идти православный архиерей, а не уподобляться расколоучителям, серьезно осложняющим религиозную ситуацию на Украине.
Помрачение религиозного сознания
Темы искажений религиозной жизни коснулся журналист, задавший вопрос об объявившихся в Пензенской области новых затворниках, предрекающих конец света. По мнению митрополита Кирилла, такие явления вызваны помрачением религиозного сознания. «С самых ранних лет существования христианства возникали подобные апокалиптические настроения. В какой-то момент Церковь их осудила, тем не менее они вновь возникают время от времени», – отметил глава Отдела внешних церковных связей, напомнив, что современная жизнь во множестве дает поводы для столь панических настроений.
«Не все благополучно в человеческом роде, есть грозные знаки, показывающие, что нечто нехорошее происходит с современной цивилизацией: никогда раньше – даже в языческой Римской империи – публично не оправдывался грех. Мы дожили до времен, когда грех подкрепляется нормой закона, а бывает – и силой власти. Такое развитие событий может навевать апокалиптические настроения. Трезвое религиозное сознание способно их преодолеть – у глубоко верующего религиозного человека есть ответы на вопросы и вызовы, которые ставит перед нами современность. Но у многих нет ответа, люди чувствуют свою беспомощность, невозможность повлиять на развитие событий, и кто-то пытается найти выход их проблемы, затворяясь в пещерах».
Владыка Кирилл отметил необходимость внимательной пастырской работы с такими людьми. «Данная тема шире, чем ситуация в Пензе – это огромный вызов пастырской деятельности Церкви, а также серьезный сигнал для общества, дающий повод задуматься, что происходит сегодня со всеми нами, – считает он. – Церковь призвана учить и вести людей по пути спасения, невзирая ни на какие обстоятельства жизни».
«Что же касается конкретно этих людей, полагаю, не стоит их тревожить: если хотят в пещере сидеть, то пускай посидят, только бы, сохрани Бог, не обвалилась эта пещера», – сказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Важно, чтобы мы своими грехами не провоцировали нестроения и разделения
Вновь обратившись итогам визита Святейшего Патриарха Алексия, Владыка Кирилл подчеркнул, что он дал возможность воочию увидеть, что происходит на Украине. «Значит, настроения людей были такими на протяжении всех этих семнадцати лет. А ведь с какими проблемами они сталкивались, с каким давлением! Они все вынесли и засвидетельствовали Патриарху свою верность – не единицы и даже не тысячи, которые собрались на богослужения, даже не те десятки тысяч молодежи, которые собрались на Крещатике, а одиннадцать тысяч приходов, лавры и монастыри, – отметил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. – Нужно помнить, что во всех этих приходах, монастырях и лаврах люди со слезами молят Бога помочь им сохранить единство Церкви, и Бог эту молитву слышит… Господь ведет Свою Церковь, и важно, чтобы мы своими грехами не провоцировали нестроения и разделения».
О вмешательствах украинских властей в церковные дела
По просьбе представителей СМИ протоиерей Николай Балашов рассказал о примерах вмешательства украинских властей в церковные дела, свидетелем которых он стал. Напомнив, что 25 июля 2008 года Президент Украины В.А.Ющенко в речи, обращенной к украинской нации, вновь говорил, что государство не будет вмешиваться в жизнь Церкви, отец Николай с сожалением отметил, что во время богослужения, которое накануне вечером возглавил в Софийском соборе Святейший Патриарх Варфоломей, президентская служба протокола определяла, где будут находиться те или иные представители Церкви. В частности, не было допущено, чтобы Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир занял на этой службе то положение, которое считали подобающим представители самой Украинской Православной Церкви – его кресло было отодвинуто в глубину на задний ряд.
Кроме того, по решению протокольной службы главы государства число представителей канонической Украинской Церкви, которые были допущены на это богослужение, составляло менее десяти человек, сообщил протоиерей Николай Балашов. В связи с этим управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан заявил на пресс-конференции в Киеве, что его удивляет такое вмешательство государства и, в частности, попытки светских людей организовывать процесс богослужения.
Отец Николай также напомнил о трудностях с размещением портретов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на улицах Киева – российские тележурналисты сумели даже получить кадры, свидетельствующие о том, как перед визитом Патриарха Варфоломея в Киеве спешно снимали портреты Предстоятеля Русской Православной Церкви. «Вместе с тем я думаю, что в сознании киевлян это только прибавило симпатии к Предстоятелю Церкви, имя которого они скандировали много раз: “Алексий – наш Патриарх”».
Кроме того, протоиерей Николай Балашов рассказал, что по прибытии Святейшего Патриарха в аэропорту «Борисполь» было запрещено поднять в соответствии со сложившейся традицией флаг с вензелем Святейшего Патриарха Алексия, флаги Украины и России. Сразу по прилете на Украинскую землю Его Святейшество произносил свое первое обращение к журналистам на фоне трех пустых флагштоков. «Таким образом, есть расхождение между повторяющимися декларациями и практическими делами представителей власти на Украине, и это вызывает сожаление», – резюмировал он.
Также было отмечено, что на вечерне, которую совершал Предстоятель Константинопольской Православной Церкви в Софийском соборе, вопреки правилам не возносили имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира – поминалось только имя Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея. «Позже, на совместных богослужениях, которые затем совершались на Владимирской горке, все совершалось в соответствии с каноническими правилами Церкви», – рассказал протоиерей Николай Балашов.
В рамках пресс-конференции был задан вопрос о важности распространения на Уукраине принятых Архиерейским Собором общецерковных документов. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выразил мнение, что знакомство с этими документами продемонстрирует уровень современной богословской мысли Московского Патриархата, и не может быть не привлекательным для мыслящих людей. Важно распространять эти документы не только на русском, но и на украинском языке, сказал Владыка Кирилл, отметив, что это сфера ответственности Украинской Православной Церкви.
Если раскол лишится политической поддержки, он исчезнет сам по себе
Украина переживает переходный момент в своей истории, и общественные потрясения оказывают влияние на жизнь Церкви, напомнил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. «Необходимо максимально деполитизировать церковный вопрос на Украине, – считает он. – Раскол, созданный под влиянием политических сил, и сейчас продолжает оставаться оружием в их руках. Если раскол лишится политической поддержки, он исчезнет сам по себе, как исчез обновленческий раскол в России».