сюжет Ксении МОСТИНЕЦ
Волонтеры и полицейские
Возле метро «Кропоткинская» стоят волонтеры — объясняют, кому куда: с детьми — в одну очередь, взрослым и здоровым — в основную, на елку — в другую сторону. Волонтеров вообще много.
— Нам даже пришлось раздавать бейджики «организатор» — «волонтеры» закончились, — рассказала девушка-организатор Александра.
Основная задача волонтеров — направлять людей. Они помогают пройти инвалидам и родителям с детьми, помогают найтись потерявшимся — без дела не стоят.
Еще больше вокруг храма полицейских.
— У вас бейджик просрочен! — говорит нам суровый капитан и пытается не пустить.
— Ой, простите, пожалуйста! — ноем мы. — Выходные были, в редакции не успели получить новые!
— Что значит: не успели?! А мы почему все успеваем? — сердится полицейский. Правда, после заверений фотографа Анны Гальпериной, что напишем про него что-нибудь хорошее, улыбается, поздравляет с праздником и пропускает.
Улыбка украшает людей.
Возле самого входа в храм ругаются женщина в шубке и полицейский. Женщина потеряла семью: отбежала на минутку, вернулась — а ребенок и бабушка уже прошли вперед. Бабушка болеет, ходит плохо, ребенок в коляске — телефона у них нет. Женщина волнуется, чуть не плачет, полицейский непреклонен: нет, и все, подождите у входа, не заблудитесь. Выручить паломницу вызывается наша сопровождающая Александра, а мы идем беседовать с людьми из очереди.
От древних реликвий до святых XX века
Старенькая бабушка Наташа медленно проходит от заграждения к самому последнему заграждению.
— Что же вас без очереди не пустили? — удивляемся мы.
— Так я же не одна, я с семьей. Они немножко вперед прошли.
— Устали?
Бабушка улыбается и тихо уходит дальше.
Люди стоят разные. Антонина и Тамара пошли вместе поклониться святыне, но объясняют это по-разному.
— По телевизору рассказали — вот и захотелось поклониться, — говорит Антонина.
— Да просто время есть свободное, на работу уже даже хочется — так дома засиделись, — смеется Тамара.
Историю святыни обе женщины узнали только здесь, у храма. Хотя «уровень воцерковленности» у них различается: Антонина в Рождество была в храме и даже (рассказывает с радостью) исповедовалась и причастилась, а Тамара на службе не была.
А вот Людмила на службу ходит регулярно, каждую неделю. И о святыне постаралась узнать побольше: полистала интернет, послушала, что у храма рассказывают. Это не первое ее паломничество в храм Христа Спасителя:
— Сегодня стою уже с восьми часов (сейчас три часа дня — М. С.). В 2011 году я ходила к Поясу Богородицы (даже и не помню, сколько стояла! очень долго!), еще раньше — приходила прощаться с Патриархом Алексием II. Вообще часто здесь бываю.
Людмила особо почитает русских святых XX века:
— Люблю матушку Матрону, святителя Луку… Люблю и древних святых — святителя Николая Мирликийского. Ну и больше всех, конечно, Саму Владычицу Богородицу.
Молитва о здоровье
Малышей Кирилла и Даню привели в храм родители. Ребята честно отстояли два с половиной часа: взрослые впервые пришли к «гастролирующей» святыне и разобрались не сразу.
— До этого мы ходили только к матушке Матронушке — любимая наша святая. Да и вообще, почитаем всех святых. Здесь начала стояли в общей очереди, потом нам народ стал подсказывать: «Проходите, там очередь с детьми!» — мы шли вперед, мимо всех людей, просили нас пропустить. И никто не возражал! Все говорили: «Пожалуйста, с детьми — вперед!»
Молились, как и большинство, о здоровье: «сейчас это самое главное!»
Сергей отстал от семьи, простоял уже семь часов, уходить не собирается. Тоже будет молиться о здоровье ближних: «Чего еще просить?»
Сергей уже не новичок:
— Я к Поясу Богородицы одиннадцать часов отстоял! Вот и сейчас — услышал по телевизору о такой святыне, решил прийти.
Что такое благодать?
Татьяна — человек воцерковленный и к «благодатным очередям» тоже привычный.
— Я и у Пояса Богородицы была, и у креста апостола Андрея. А молиться буду о том, чтобы в стране все спокойно было.
Кто-то ищет у святынь духовных даров. Зинаида тоже бывала и у Пояса Богородицы, и у креста апостола Андрея. Сейчас стоит уже шесть часов:
— Меня этот путь к святыне очень укрепляет в вере!
Эту духовную поддержку чувствуют многие — даже те, кто почти ничего не знают о привезенной святыне (а таких в очереди большинство).
Виктор очень чтит преподобного Серафима Саровского, ходит в храм по праздникам, но на рождественскую службу попасть не смог — жена работала, он с детьми сидел. Может быть, поэтому он приехал к святыням Рождества из подмосковного Наро-Фоминска. Простоял с половины девятого до трех часов дня.
— Не скажу, что устал. Благодать поддерживала. Если бы надо было электричку или поезд на вокзале столько ждать — было бы невыносимо! А здесь я как-то и не заметил, что время прошло.
Почему решил прийти, Виктор сформулировать не смог.
— Христианская вера… Это не долг, это в душе потребность какая-то.
Погремушки Господа
Любимый святой Светланы (она с семьей приехала в Москву из Калуги) — святой великомученик Пантелеимон. Но в очереди к святыне она стоит впервые, на принесение мощей святого Пантелеимона не попала. О Дарах волхвов узнала случайно и решила прийти помолиться.
— Так сложилось — и время свободное есть в праздники, и настроение души соответствует.
Светлана и ее близкие простояли в очереди около семи часов, довольные вышли из храма и теперь собираются изучить историю реликвии.
Николай и Анастасия ждут ребенка и пришли благодарить Бога и просить Его дальнейшей помощи. О святыне тоже знают мало, но говорят о ней очень трогательно:
— У нас в семье говорят, что это были как бы детские погремушки Младенца Иисуса, которые Ему принесли в подарок.
Анастасия не скрывает чувств:
— В храм заходишь — и пока движешься в общем потоке к ковчегу, испытываешь в душе что-то невообразимое. Я даже заплакала.
Если в храме не идет служба
То ли погода не задалась (влажно и прохладно), то ли утомленность после праздников — атмосфера в храме не похожа на ту, что мы встречали во дни принесения Пояса Богородицы. Взрослые суетятся, дети устали и хнычут.
— Мама—мама-мама, я не хочу в церковь, — заливается слезами мальчик лет пяти.
— Маша, не бегай! — молодая мама пытается поймать маленькую дочку, со смехом убегающую по храму.
— Проходим быстрее, прикасайтесь к ковчегу рукой, быстрее, быстрее! — умоляют алтарники, стоящие возле ковчега со святыней. Детям позволяют приложиться к стеклу — даже не позволяют, а прямо впечатывают их в это стекло носом.
Возможно, дело в том, что в храме не идет никакой службы. Лишь из динамиков тихо звучат колядки и рождественские канты. На Афоне уже в наше время был составлен молебный канон перед дарами волхвов, он даже переведен на русский язык, но пока используется только для келейного чтения.
Мария Сеньчукова
Фото Анны Гальпериной