В Неделю 1-ю Великого поста – Ин 1:43–51 (зач. 5):
На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею»; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Первое воскресенье Великого поста именуется Торжеством православия – в этот день Церковь празднует восстановление иконопочитания, празднует и победу над всеми ересями. Нет нужды скрывать, что это торжество подчас затрагивает не самые лучшие стороны нашей души: сознавая свою принадлежность к Православной Церкви, к Церкви, имеющей правильные представления о Боге, мире и человеке, мы легко поддаемся соблазну превозношения над теми, кто не обладает полнотой богооткровенной истины, над теми нашими современниками, а равно и жителями иных эпох, которые пребывали в плену разного рода лжеучений.
Но так ли велика наша заслуга в том, что мы оказались членами единой, святой, соборной и апостольской Церкви? Всегда ли наш выбор пути был осознанным? Одной ли только истины искали мы? В Евангелии Господь говорит апостолам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин 15:16). Мы должны быть благодарны Богу за то, что сделались Его избранниками, за то, что Он привел нас к Себе, сделал членами Своего Тела, более того – отдал нам всё Своё Тело и Кровь, отдал всего Себя. И, конечно, нашим ответом Спасителю может быть только предание своей души, всего своего естества Богу – и нашим ближним.
В сегодняшнем евангельском чтении, довольно пространном, есть очень важные слова. В ответ на сомнения Нафанаила («Из Назарета может ли быть что доброе?») Филипп отвечает: «Пойди и посмотри». Он не строит сложную систему доказательств, не предлагает своему другу вступить в диспут с Назаретянином, не подкрепляет свои слова свидетельствами других людей – нет, оно лишь говорит: «Пойди и посмотри. Взгляни – и ты всё поймешь, посмотри – и у тебя не останется вопросов, потому что Истина – очевидна».
Так было две тысячи лет назад, когда Сын Божий пребывал на земле. Теперь Его присутствие стало иным – мы уже не можем подойти и взглянуть в Его лицо, не можем взять Его за руку или вложить свою руку в Его раны. Но зато теперь на земле миллионы христиан – учеников и последователей Христа.
«Пойди и посмотри» – какие простые слова! И всё как было бы просто, если всякий сомневающийся, колеблющийся, смятенный человек мог бы подойти к любому из христиан – и увериться в истине нашей веры, получить удостоверение в том, что Христос действительно воскрес и победил смерть.
У истории нет сослагательного наклонения. И всё же мы можем предположить, что развитие церковного искусства, церковной культуры, богословия могло пойти таким образом, что икон в привычном для нас понимании этого слова в нашей Церкви не было бы – или, по крайней мере, они бы не приобрели столь важного значения. Однако независимо от того, получили ли бы широкое распространение изображения Христа, Богородицы и святых на досках, холсте и штукатурке, – независимо от этого в мире от начала его бытия присутствует образ Божий. Это – человек.
Именно человек (а христианин – вдвойне) призван свидетельствовать об истине бытия Божия, о премудрости и благости Творца, о дарованном нам от Бога спасении, о вечной жизни в Царстве Отца. А потому всякий христианин должен еще здесь, на земле, жить так, чтобы при взгляде на него как на образ Божий ум всякого человека восходил бы к Первообразу.
Но мы знаем, что так бывает далеко не всегда. И нам хорошо известно, почему так происходит: после нарушения прародителями Божией заповеди наша природа лишилась своей первозданной целостности и непорочности, она оказалась повреждена грехом. И потому глядя на тело, подверженное страстям, на тело, сквозь которое проступает не менее страстная душа, наши ближние с большим трудом могут усмотреть в этом искалеченном и обезображенном естестве образ Владыки. Они приходят – но уходят ни с чем, уходят, не увидев в нас отблеск Истины. И, конечно, в этом не их вина, но в первую очередь – наша.
Что же делать нам, поставленным столь высоко, но не способным своими силами исполнить замысел нашего Творца и Спасителя? Нужно приложить все усилия, чтобы образ Божий проступил в нашем естестве более явственно. Нам необходимо всерьёз заняться своим лечением. И Господь даёт нам в Церкви все средства для достижения этой цели: это и пост, и молитва, и благодать Духа Святого, которая подается нам в таинствах. Это и сам Господь в Своём Теле и Крови, отдающий нам Себя в Евхаристии. Воспользуемся с благодарностью этими средствами, очистим с Божьей помощью свою душу, озаботимся исцелением и восстановлением своей природы.
И тогда, если мы преуспеем в заботе о своей душе и теле, если не понапрасну будем расходовать отпущенное нам Богом время, – тогда наши ближние, неверующие и далекие от Церкви люди, взглянут на нас – и им не будут нужны слова.
И тогда настанет торжество православия.
Читайте также:
Великий пост
Календарь Великого поста
Великий канон прп. Андрея Критского
Молитва св. Ефрема Сирина
Соборование. Таинство Елеосвящения
О Литургии Преждеосвященных даров
О покаянии и Причащении
Поучения в дни Великого поста
Рецепты постных блюд