Елизавета Паремузова, преподаватель английского языка, тренер-методист, специалист по оценке эффективности образовательных процессов, разработчик учебно-методических материалов:
— Во-первых, этот проект еще не принят. В образовании, как и в любой другой сфере, может произойти все, что угодно, с разворотом на 180 градусов по самым разным причинам в самый последний момент.
Во-вторых, в случае принятия, это будет позитивное решение.
Я знаю, что перспектива введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку действительно вызвала как недовольство родителей, так и большую тревогу учителей. И тот факт, что людей услышали, радует.
Система преподавания иностранных языков в России не готова к такому шагу. Она пока не может обеспечить всех учеников нашей страны необходимыми знаниями, навыками и умениями. Необходимо очень серьезно инвестировать и в профессиональное развитие учителей, и много чего еще менять в целом. Поэтому я, наверное, склонна видеть в этом предложении проявление разумности.
Потому что если бы в 2022 году все-таки ввели этот экзамен, то это была бы нереалистичная цель.
У нас такая большая страна и настолько разные образовательные контексты, что вводить единый экзамен по иностранному языку на получение аттестата о среднем образовании неразумно.
Я категорически не согласна с мнением о том, что из-за отсутствия обязательного ЕГЭ по иностранному языку у детей не будет стимула его учить. Потому что необходимость сдать экзамен, для того чтобы выпуститься из школы, не является достаточной внешней мотивацией для освоения иностранного языка. Мотивацией будет изучение иностранного языка для того, чтобы поступить куда-то.
Также важно понимать, что, если мы не будем сдавать это в 2022 году, это не означает, что мы не решим это делать в 2024 году, например.
Есть еще не принятый законопроект, в котором говорится, что 2022 году мы не будем сдавать английский язык всей страной. И очень хорошо. Этот учебный год был порушен, непонятно, что будет в следующем году, как он пройдет.
Это решение, на мой взгляд, не про ценность предмета. Мне кажется, что ценность предмета в государственной политике определяется не наличием или отсутствием обязательного ЕГЭ по нему.
Преподавание английского в школах в плачевном виде
Учитель английского языка одной из гимназий Санкт-Петербурга (попросила не называть имя):
— На мой взгляд то, что экзамен по иностранному языку решили не включать в список обязательных ЕГЭ, — оправданная мера. Это было поспешное решение.
Ситуация с преподаванием этого предмета не только в регионах, но и во многих школах крупных городов плачевная. Нет учителей, нет деления на группы (класс делится только при 25 чел), у детей нет мотивации, они не видят необходимости в этом предмете.
Но все же качество преподавания, пожалуй, на первом месте. Поэтому мои коллеги в Санкт-Петербурге, которые раньше работали в регионах, сразу сказали, что это несостоятельная идея.
На мой взгляд, введение обязательного экзамена не дало бы дополнительного стимула к изучению иностранного языка, не изменило бы ситуацию. Кому нужно было, тот продолжит учить. Ведь экзамена еще нет, а многие учат язык, причем очень серьезно. Так что «без экзамена не будет мотивации» — на мой взгляд, это неверно. Стимул не в нем.
Я не знаю, будет ли школа в дальнейшем готова к введению обязательного экзамена по иностранному языку. Но между экзамен и знаниями знака равенства нет и быть не может. Из 38 моих учеников только 20 сдавали английский в этом году, но плюнули на его изучение только двое.
В данный момент страна не готова. Чтобы проверить что-то, надо этому научить. При этом лично я не боялась бы экзамена, все мои ученики и ученики моих коллег в школе, где я работаю, его спокойно бы сдали.
Экзамен может стимулировать к изучению языка
Ирина Матвеева, учитель английского языка, Иркутск:
— На мой взгляд, обязательный экзамен по английскому языку стимулировал бы детей к изучению. Они бы более осознанно и серьезно подходили к тому, что надо готовиться, внимательно слушать, выполнять все задания, потому что придется сдавать экзамен и от этого никуда не денешься.
Это действительно стимулировало бы.
Я была бы за то, чтобы был ЕГЭ по английскому на двух уровнях: базовый — обязательный для всех и профильный — для тех, кому он нужен для поступления в вуз. Это логично.
Когда только зашла речь о введении ЕГЭ по иностранному языку как обязательного, говорилось о том, что это потребует больших вложений. Нужны какие-то дополнительные материалы, курсы для учителей, увеличение количества часов, методическая поддержка, чтобы вывести школьников на уровень, необходимый для сдачи ЕГЭ.
Сейчас, когда непринятое решение отменяется, это означает, что государство не хочет на это тратить деньги. По крайней мере, для учителей это выглядит так.
С другой стороны, это было бы трудное решение. Потому что для учеников обычной школы очень непросто было бы сдать экзамен. Но это была бы осознанная необходимость, какой-то нажим со стороны, который заставил бы школьников прилагать больше усилий для изучения английского.
Сейчас понятно, что этого не будет. И продолжат интересоваться языком те, кому он действительно нужен.