Поклонюся ко храму святому Твоему
Дорогие читатели, этот рассказ участвует в конкурсе. Кому достанется приз читательских симпатий — определяете вы: оставляйте комментарии в конце статьи. Присылайте нам и свои рассказы
«Поклонюся ко храму святому Твоему, и исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей»
Каждый храм – это дом Божий на земле. И маленькая деревенская церквушка с хором старушечьих голосов, и величественная Лавра с многочисленными церквами и множеством паломников и туристов – место особого присутствия Господа. Вспоминаются слова из одной статьи. Там говорится, что не Богу нужны рукотворные здания для поклонения, а нам, чтобы проявить любовь к Нему. Он не нуждается в наших молитвах, но нам необходимо иметь место, куда можно принести свои горести и радости и в разговоре с Богом показать, что мы к Нему стремимся душой.
Когда мы любим кого – то, то только о нем и говорим, и спешим туда, где можно встретить дорогого нам человека. А хоть и вездесущ и бесконечен, но в церкви Он особо близок к нам, грешным. Мы идем в храм не потому, что любим Господа, нам нужно этому еще научиться. Мы будем постигать эту совершенную науку Любви всю свою жизнь, и каждый достигнет в свою меру. Благодать преображаться и становиться лучшими, сила трудиться над собой дается за смирение, а не за труды. Но вначале, когда мы еще духовные младенцы, мы должны хотя бы сделать шаг навстречу Творцу, чтобы Он, увидев наше желание, Сам взял за руку и повел дальше.
Каждый, кто пришел к вере в сознательном возрасте, заметит, что все события, которые приближали нас к Богу и которые мы называли случайностями или совпадениями, на самом деле были маленькими камешками, созидающими крепость веры в нашей душе.
Я живу на западной Украине, в г. Тернополь. Уже позже я узнала, что наш город – один из первых в Украине по количеству « культовых сооружений», а истинный храм Божий (православная церковь Московского патриархата) в нем один.
Сначала я по незнанию ходила недолго в раскольнический «Киевский патриархат», потом – к греко – католикам ( их церковь в 5 – ти минутах ходьбы от дома). Вообще, Тернополь, хоть и является областным центром, небольшой, до 300 тыс. населения, компактный и зеленый. А каждый микрорайон окружен со всех 4 сторон храмами разных конфессий.
Когда я только начинала ходить в свой храм, то часто слышала от людей фразы типа : «У меня церковь во дворе дома, а я еду именно сюда, через весь город». Меня это удивляло, ведь для меня это была просто одна из самых близких к дому церквей. И энтузиазма ездить через весь город я не разделяла.
По странной случайности наш кафедральный собор во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии расположен через дорогу от римо – католического костела, настоящего, с органом. Два полюса, две дороги и два противоположных мировоззрения, истина и ложь как будто смотрят друг на друга. Как бы там ни было, при сложной религиозной ситуации в регионе и прочно закрепленном за нашим храмом
названии « москальськая церковь», многие называют нашу церковь не иначе как « та красивая, с золотыми куполами».
В храм я хожу уже более 7 лет. Никаких особых поисков смысла жизни у меня не наблюдалось. Но откуда – то я знала, что Бог есть. Моя мама начала молиться, когда я часто болела в переходном возрасте. Но в то же время она говорила, что это неправильно – ходить в церковь « по расписанию»( по воскресеньям имелось ввиду). Она считала, что туда нужно идти, когда «душа просит». И вот когда я уже ходила вместе с мамой в нашу церковь и заявила о такой точке зрения батюшке на исповеди, он сумел меня убедить в том, что воскресные богослужения – это наш долг Богу. Мы и в школу, и на работу не каждый день хотим идти, но это наша обязанность. Так же и здесь. Еще он сказал, чтобы на мне обязательно всегда был крестик.
Я послушалась. С этого времени исправно посещала церковь в воскресенье. Многого не понимала, но мне нравилось там. В то время у меня были молитвы типа « чтоб удался мой день рождения» и т. п. Позже, когда открылась библиотека и мама начала приносить духовные книги, мне открылся новый интересный мир. Конечно, очень долгое время церковь была сама по себе, в праздники и в воскресенье, а моя молодая студенческая жизнь с дискотеками, короткими юбками и дружба с парнями – сама по себе. Все изменилось после массы прочитанных книг и нескольких паломнических поездок. Я поняла, что нужно меняться внутренне.
Так что свой сознательный возраст в церкви я могу ограничить 3 –мя годами, не больше.
Раньше, больше 15 лет назад, наш красивый старинный храм был в самом центре города. Но в начале 90 –х его насильно отобрал « Киевский патриархат». Службы долгое время проходили во дворе бывшей нашей церкви в малюсеньком доме священника. В то время на Тернопольскую и Кременецкую кафедру был назначен молодой епископ Сергий. На его плечи и упали первые гонения и испытания. Храм взламывали, священников избивали, иконы били. И сам Владыка подвергался нападениям и вынужден был жить, скрываясь у одной благочестивой прихожанки. Я знаю об этих событиях по рассказам очевидцев, т. к в то время еще не ходила в церковь. Но спустя 15 лет какой радостью наполняются сердца всех нас, прихожан, а особенно тех, кто пережил страшное время гонения, когда мы молимся в нашем красивейшем храме.
Здесь только чудо и бесконечная милость Божия: в маленькой каморке отбивались от нападков «патриотов – националистов» 15 – 20 человек, а сейчас большой храм и даже весь двор не вмещает всех молящихся. Бог даже из человеческого несчастья может сделать благо : если бы не построился новый храм, то нам всем было бы очень тесно в бывшем.
« Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине »
Тогда, в начале 90-х, у Владыки, клира и малочисленной паствы, не было ничего, кроме упования на помощь Господа и Пресвятой Богородицы. Был участок под строительство нового храма и крепкая вера, что не оставит Бог надеющихся на Него.
Сначала построилось епархиальное управление с храмом на втором этаже в честь новомучеников и исповедников Русских. Храм занимал 2 небольшие комнаты, клирос был прямо у людей над головами. Наверное, такой горячей и благодарной молитвы, как тогда, у прихожан потом не было. Их было мало и беда сблизила незнакомых людей.
Потом появился нижний храм в здании собора в честь свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.В то время я и пришла в церковь. Помню большие красивые иконы, торжественное благоговейное служение Владыки и песчаный пол под ногами. С потолка капала вода, а мне казалось, что здесь происходит что – то важное и я не должна обращать внимание на неудобства. Иногда все становились на колени. Была весна, наверное, Великий Пост…
Особенностью нашего храма является то, что мы имеем счастье постоянно, практически каждый день, видеть нашего дорогого владыку Сергия. В субботу он служит Всенощную, а в воскресенье – позднюю Литургию. Кроме того, в будни, если он не на приходе и не в отъезде, то присутствует на Литургии, не служа, в алтаре. После богослужения выходит, благословляет присутствующих и уходит в свой кабинет. Каждый день десятки людей приходят за архипастырским советом и вразумлением. Очереди как таковой нет, Владыка сам вызывает из многих того, кому наиболее нужна помощь и поддержка. Но никогда не уходит, пока не примет всех.
Владыка Сергий был насельником Свято – Успенской Почаевской Лавры, потом несколько лет служил в Смоленске. Сейчас к нам на престольный праздник свв. мучениц каждый год обязательно приезжает автобус смолян. Паломники немного побаиваются нашего западного региона, зная, что здесь не любят русских. Но когда их удается разговорить, признаются, как ждут они визита к нам и встречи с Владыкой, как они хотели бы, чтоб их правящии архиереи были так же близки к людям.
Мы очень любим нашего Владыку и боимся, что его могут перевести на другую кафедру.Но, думаю, церковное руководство понимает, как он нужен здесь, а нашем неспокойном регионе. Его твердость в отстаивании единства церкви, его стояние в истине Православия, молитвы укрепляют людей и защищают нас от всего злого.
Очень поразил меня один эпизод. В 1993 году моя мама хотела освятить пасхальный кулич. Но пришла в церковь поздно. В сам праздник, после службы. В храме не было никого, кроме послушника. Все отдыхали после Светлого Пасхального ночного богослужения. И тот человек, видя двух женщин ( мама была с соседкой), которые не знали, когда освящают куличи, сжалился над ними, позвонил Владыке домой и получил благословение привезти их к нему домой, где и освятил куличи им двоим, не желая никого оставить без светлой пасхальной радости. Они тогда даже не знали, как благословение взять. Владыка подарил им открытки, подписал и сказал отвезти обратно в город.
Вот такое проявление любви к заблудшим, ничего не смыслящим. Но и после этого не сразу мама пришла в церковь. Но удивлялась долго.
Помню, когда освящали купола, Владыка сам поднимался в корзинке подъемного крана на высоту полета птиц и оттуда окроплял святой водой кресты. Радость тогда была необычайная на душе.
«Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте»
Сейчас я, Божией милостью, уже больше двух лет пою в церковном хоре. Раньше был только архиерейский хор, потом появился детский – юные школьницы только постигали премудрости церковного пения, но прихожанам казались ангельскими их тоненькие голоски. Теперь сестрички – хористки подросли, и в хоре есть и студентки, и такие, как я, 25 – летние девушки, но хор по – прежнему называют детским. Иногда это немножко смешно звучит. А в прошлом году стараниями диакона Иоанна ( в данный момент уже иерея) и его матушки, был создан третий хор – братский – из прихожан мужчин. Мне лично очень нравится мужское пение, особенно монашеское. Братия только учатся, но очень много занимаются, поэтому идут вперед семимильными шагами. Их пение очень торжественно и проникновенно. Одно время мы на 2 хора пели воскресную Литургию. Пока братский хор на вынужденных каникулах, т. к. батюшку отправили на приход и хор остался без регента. Но среди парней есть люди с музыкальным образованием и пока они нарабатывают материал, а в службах не участвуют. А хор, в котором пою я, тоже остался без регента в прошлом году – в связи с радостным событием – замужеством и рождением ребенка у нашей дорогой Наташи. Но так как мы поем уже дольше, то обязанности регента поочередно выполняют 3 девушки. Одна – наша гордость, прекрасный голос и канонарх Ирина – в хоре с 10 лет. Знает устав и гласы и, даже не имея специального музыкального образования, прекрасно нами руководит. Это талант от Бога. Вторая – Мария – студентка музыкального училища; в какой – то мере исповедница, потому что терпит притеснения и несправедливое к себе отношение от некоторых преподавателей только за то, что отказывается по воскресеньям ходить петь в католический кафедральный собор. А третья – Светлана – просто имеет слух и давно поет в хоре. Но мы с нетерпением ждем выхода из декрета нашей Наталии. Внизу люди сразу чувствуют ее появление. Мы становимся как солдаты, увидевшие своего генерала, и поем лучше.
« Помянух в нощи имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой»
Еще одной нашей огромной радостью можно назвать ночные Литургии, которые Владыка благословил служить в Великий Пост в ночь на субботу. Уже второй год прихожане собирались ночью к 3 часам в храм. В прошлом году всегда служил Владыка, в этом он, видимо, убедившись, что нас больше не надо « привлекать», присутствовал не всегда. Да и был не очень здоров.
Это поразительное зрелище и ощущение: молитва среди спящего города. Служили, не зажигая света, только при свечах, как в монастыре. Тишина способствовала вниманию и благоговейности. Храм всегда был полон, все старались приобщиться этому маленькому подвигу веры и любви, потрудиться для Господа. Всегда было много причастников. Характерно, что если в прошлом году приходилось просыпаться среди ночи, прямо вытаскивая себя за волосы, то в этом, слава Богу, сон легко убегал от нескольких звуков будильника. В этом, наверное, подтверждение тому, что если мы ленимся, то виноваты сами, так как не выработали хороших привычек. А если приучить себя к чему – то полезному, хоть и трудному, то потом будет значительно легче себя побеждать.
На каждой ночной Литургии были родители с маленькими детками. Я поражалась мужеству родителей и твердости их намерения воспитать достойных граждан Царствия Небесного, а также тому, что они не жалеют деток, а учат их служить Богу с самого раннего возраста.
При церкви есть воскресная школа как для детей, так и для взрослых.
Здорово и душеспасительно открывать на занятиях каждый раз что – то новое в знакомых вещах и словах, в толковании непонятного в Евангелии, в дискуссиях и обсуждении разных житейских ситуаций в свете Православия.
Каждое лето дети отдыхают в летнем лагере. На природе, резвясь и отдыхая от школы они одновременно не оставляют и молитву, так как с ними занимается послушник Георгий. А те из родителей, кто свободен в это время, тоже едут с ними, помогают обустраивать быт и сами становятся на время детьми, подчиняясь порядку лагеря.
Еще детки учатся делать нехитрые сувениры своими руками к праздникам.
В храме есть несколько многодетных семей. Как это ни странно, но именно мамы, имеющие 3, 4 детей самые активные в приходской жизни. Они не только успевают помогать на церковном огороде, но и каждый год устраивают для своих чад рождественскую елку, придумывают все новые сценарии и костюмы. Ими восхищаемся мы, незамужние девушки, которым вечно не хватает времени, и мы считаем себя загруженными работой или учебой и имея одно послушание в хоре.
Особенно хочется рассказать об одной женщине – Надежде, которая вырастила семерых детей. Две дочери стали женами священников, две поют в хоре, а сын учится в Почаевской семинарии. Трудная жизнь и работа раньше времени состарили ее, но, думаю, в будущем веке, в блаженной вечности, она будет одной из красивейших. Всю жизнь она посвятила служению другим и воспитанию своих детей. У нее не было времени на отдых и на себя. И даже сейчас, когда у детей свои семьи, и осталось выучить двух дочерей, она не жалеет себя ни для какой работы. Я была поражена одним ярким примером этого буквально недавно. В один из светлых пасхальных дней в храме было соборное богослужение, съехались священники со всей епархии, до 30 человек. Естественно, б ыла и праздничная трапеза. После нее женщины собрались на кухне, чтобы помочь убрать тем, кто там работает. Старшая кухни усадила всех за стол, чтобы вместе покушали, а потом убрали. Для всех это приятный момент, угощения готовились очень вкусные. А Надежда уже начала мыть посуду. Она, конечно, слышала, что все должны сесть за стол. Никто не обратил внимания, что ее нет с нами. И пока мы беззаботно наслаждались прекрасной трапезой и не спешили приступать к работе, Надежда перемыла всю посуду, то есть выполнила львиную долю этой самой работы. Эта женщина не считает, что она устала и заслужила отдых, а просто трудится во славу Божию. Мой друг, услышав, что меня удивляет, резонно заметил, что она трудится не ради себя, а ради своих детей, чтобы Бог им помог.
На праздники к нам приезжают семинаристы из Почаева, и поют на богослужении.
Мне особенно запомнился праздник святых мучениц в 2003 году. Тогда была первая Литургия в верхнем, просторном, с высоким потолком и аркообразными окнами, храме. Иконостас был простой, из фанеры, наверное, иконы не новые, золоченые, в богатых киотах, а писанные, в обыкновенных деревянных рамках. Пол был бетонный. Ночью мы с мамой, как и многие другие прихожане, несли из дома ковер, чтобы покрыть пол. Меня тогда обрадовало, что наш ковер попал прям под ноги Владыке, по центру, под его кафедру. До сих пор следы воска на нем напоминают мне ту первую Литургию 30 сентября 2003 года. Я только вернулась из паломнической поездки по России. Не зная ничего о батюшке Серафиме, я попала прямо на 100- летие его прославления в лике святых. Очень хочется рассказать о поездке, но тема другая. Одно я знаю точно – именно в те радостные дни паломничества я узнала, что такое благодать, может быть, впервые. В то утро 1 августа, Святейший Патриарх служил на улице, в построенном летнем алтаре. Богослужение транслировалось еще и на большом экране, так как множество народа не могло следить за ним вблизи. На территории места не оказалось, я стояла прямо посреди сада справа от Троицкого собора, под ногами были кусты с ягодами, сбоку – ветки плодовых деревьев. Я не все слышала, но такого трепета и умиления, как тогда, я не забуду. Когда вся многотысячная толпа богомольцев запела « Верую», у меня ком стал в горле, слезы покатились по щекам и петь я не могла. Точно так в своем нововозведенном храме, при намного скромнейшей обстановке, чем на торжествах в Дивеево, меня переполняло необъяснимо радостное и светлое чувство. « Верую» я, конечно же, не пела.
Раньше, возможно, я обращала внимание на внешнее благолепие. В воскресенье, пока не пела в хоре, ходила на позднюю Литургию, которую служит Владыка чинно, торжественно, благоговейно. А хор, в котором я пою сейчас, поет раннюю. Сначала было трудно подниматься в 6 утра, потом привыкла. И стала понимать, что богослужение – это не театр, и не надо быть падким на видимую красоту. И на соборной Литургии, и когда служит один священник, Бог не меняется. Он невидимо присутствует в церкви. Мы идем в храм к Нему, а не к Владыке или любимому священнику.
Работа мне позволяет быть на Литургии в будни. В это время поют двое певчих – Алла и Лариса. Молодые и богобоязненные, они хотели идти в монастырь, но в то время как раз организовывался наш приход и Владыка их пригласил на это нелегкое послушание. Казалось бы, не так тяжел их труд. Любят Бога, нравится петь, пой себе в удовольствие. Деньги небольшие платят, еда и кров над головой есть. Но так думаешь, пока не попросят они заменить их на несколько дней, когда нужно подлечиться, или к родителям поехать. Ведь 5 – 6 часов на ногах каждый день – не каждому под силу. А между богослужениями похороны, венчания и др. требы. За пару дней уже и в храм не тянет. А они так живут круглый год. А сами маленькие, хрупкие, болеют часто, да и голос садится. Они всегда рады, когда кто – то в будни приходит к ним петь. Пение на два голоса не так звучит, как в три или четыре. А при хорошем составе можно и песнопения покрасивее выбирать. Как они терпимо и любовью, без раздражения выдерживают ошибки новеньких, которые только учатся петь, и кандидатов — чтецов (это те парни, которые проходят у нас годовой испытательный срок перед экзаменами в семинарию), которые осваивают церковно – славянский язык.
Очень радует, что богослужения у нас не сокращенные. Всенощная в субботу и под праздники заканчивается к 21 – 22 часам. И Владыка всегда каждого ( ! ) благословит. Пока благословение получишь, пока домой дойдешь. Мне повезло – 10 минут и дома, а кто подальше, да с детьми, то это уже подвиг так подвиг. Когда людей было совсем мало, в самом начале, кто – то предлагал не служить все полностью, что – то пропустить. Но Владыка сказал: «Пусть в храме будет 2 человека, пусть даже ни одного, но сокращать не благословляю». И люди все равно шли, и их становится все больше и больше. Если кто и ропщет, то это те, кто вынужден отстоять Литургию, чтобы быть на панихиде по знакомым или родственникам.
Ходатайством владыки Сергия к нам привозят чудотворные иконы. Уже 2 или 3 раза нас навещала хранительница иконы Державинская ( Лик Спасителя весь залит кровью ) и мироточивых икон Пречистой Девы и святителя Николая с этим всемирным чудом и одновременно сокровищем. Когда я в очереди, чтобы приложиться к чудотворным иконам отстояла совершенно легко, не замечая течения времени, 7 ( ! ) часов, то поняла, что здесь присутствовала Божественная сила и помощь. Долгое время 3 – 4 – часовые богослужения давались мне очень трудно. Я все время думала о ногах и спине. Тогда я ясно прочувствовала, Кто мне дал эти силы…
Каждый год на престольный праздник из Почаева прибывает чудотворный список древней Почаевской иконы Божией Матери ( оригинал находится над Царскими Вратами Успенского собора и никогда не покидает своего места. Паломники могут приложиться к нему каждый день перед ранней Литургией, когда икону опускают для поклонения). В прошлом году посещала нас и Державная икона Пресвятой Богородицы, которая сейчас находится в Киево – Печерской Лавре.
В такие дни прихожане стараются остаться в храме на ночь, помолиться, побыть возле великих святынь, приобщиться благодати. Как это везде бывает, есть активисты, состав которых в такие ночи почти не меняется. Как правило, это женщины среднего возраста. Поражаюсь их силе воли и усердию. Когда молодежь уже мирно спит на коврике на клиросе, они еще читают акафисты. Проводят целые ночи в молитве, не щадя себя, не думая о заботах и трудах наступающего дня.
В храме мы – как в школе. Надо здесь научиться любить, прощать, снисходить к другим. Но если школа дает только знания, а от нас требуется и труд, и терпение, то Церковь Божия – сама источник благодатной живительной силы. Мы не только узнаем новое о праздниках, святых, исполняем свой долг по отношению к Богу ( в том, что касается почитания воскресных дней и праздников ), но и получаем крепость и помощь в исполнении своих повседневных дел, но главное – в деле всей нашей жизни – в деле спасения бессмертной души.
Не всегда хочется идти к богослужению, и нечасто молитва бывает горячей и искренней, и не раз по нашим грехам Господь не дает почувствовать благодать в храме Своем. Но все равно для меня это единственное место в городе, которое дорого, которое боишься потерять. Напряжённая ситуация была перед выборами президента Украины. Мы знали, что один из кандидатов поддерживает отлученного от церкви « патриарха Филарета» и ратует за объединение церквей в Украине. При частых случаях захватов канонических православных храмов на западе страны и нарушениях прав верующих Московского патриархата, мы ожидали новой волны беззаконий. Владыка благословил держать пост, проводить крестные ходы и дежурить в храме тем, у кого есть время. Тогда прихожане старались постоянно читать в храме акафисты, служились молебны… В душе была одна молитва : « Господи, Матерь Божия, не оставьте нас сиротами без матери – Церкви». Мы готовы были защищать свою святыню, но знали, что должны смириться под крепкую руку Божию. Владыка в те дни нас очень укреплял и поддерживал. Слава Богу, мы пережили это испытание. Но я не забыла фразу, сказанную когда – то нашим священником, о том, чтоб мы дорожили этими минутами общения с Богом, чтобы читали духовную литературу, которой сейчас много, в т. ч. и в нашей церковной библиотеке, пока есть время, потому что такое благоденствие не может продлиться долго.
У многих людей есть любимый храм. А для меня мой храм – единственный. Я его не искала, не сравнивала с другими. По слову Господа : « Не Вы Меня избрали, а Я вас избрал». Бог просто привел меня сюда, на этот «корабль спасения », чтоб защитить и сохранить от бушующих волн житейского моря. Это наибольшая милость Божия в моей жизни, огромное чудо! Потому что много лет я ходила мимо строящейся церкви по дороге домой, и меня не интересовало,что происходит за ее стенами.
Вера – это не только бесценный дар любящего Бога нам, ничем его не заслужившим. Это еще и подвиг. Подвиг отсечения своей воли, подчинения своей жизни духовным законам, которые не всегда легко исполнить. Но я надеюсь, что благодатью Божией я когда — нибудь смогу искренне, от всего сердца сказать : « Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея».