Город, осажденный вражескими кораблями, его жители, собравшиеся в храме и прибегающие к последней надежде и Заступнице — Богородице и, как ответ на молитву, видение блаженному Андрею — распростертый над миром Покров. И следом — буря, разметавшая корабли неприятеля в щепки.
Этот сюжет всем известен — каждый год в праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные вспоминают чудесное спасение Константинополя от захватчиков, среди которых, по одной из версий, были и наши предки-славяне.
Именно этот праздник впервые привел меня в Город. До 2002 года я и не подозревала, что в турецкий, мусульманский Стамбул есть повод совершить православное паломничество. Я увидела в одном из храмов объявление: «Праздничная служба на Покров во Влахернах» и собралась в путь.
В ту поездку мы посетили множество удивительных мест — величественную Святую Софию, руины Трои, улицы древнего Эфеса, место служения святителя Николая в Анталье и пещерные храмы Каппадокии. И на фоне всего этого роскошества древностей место, заявленное как кульминация поездки, при первом знакомстве несколько разочаровало — маленькая, новодельная церковь на месте чуда, сонный греческий священник, с явной неохотой прозвеневший ключами, чтобы открыть двери русским паломникам, попутно отмахиваясь от их сложенных для принятия благословения рук. Служба, которую совершали соборно четыре русских священника, в том числе, если я не ошибаюсь, один архимандрит — все равно очень домашняя, камерная, без тени той торжественности, с которой совершался бы этот праздник в России, особенно в тех храмах, где он престольный.
Прямо в храме, на месте явления Покрова — источник, удивительно теплый и в физическом смысле температуры воды, и ощутимо согревающий благодатью. Рядом, на столике — маленькие бутылочки для воды и кружка для пожертвований.
В первый раз удивляет, что у греков по сравнению с нами все наоборот — если в России просфоры маленькие, а святую воду принято набирать в пятилитровые канистры, то в греческих церквях во время богослужения используются просфоры и литийные булочки размером с добрый каравай, зато святой водой наполняют крошечные флакончики, какие у нас пригодны скорее для масла после елеосвящения.
Потом, пройдя окружающий Влахернскую церковь маленький уютный садик, выходишь на берег Золотого Рога и понимаешь, зачем это все — зачем ты приехал именно сюда, в эту скромную церковь, а не предпочел ей великолепие архиерейской службы на родине.
Если Святую Землю принято называть «ожившим Евангелием», то византийские памятники на территории современной Турции — это ожившая церковная гимнография. Оживший Акафист, стихиры, тропари, ирмосы… «Град Твой сохраняй, Богородительнице пречистая, Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники…» «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице…»
Влахернская церковь не входит в число объектов той обязательной программы, которую стремятся выполнить в Стамбуле паломники и туристы. Тем не менее, посетить ее стоит — в отличие от шумных , переполненных туристами Святой Софии или монастыря Хора (Карийе) здесь вы сможете уединенно и в тишине помолиться. А заодно подать записки о здравии и упокоении, поставить свечи, набрать святой воды из источника — ведь, в отличии от Софии, Хоры и бывшей церкви Сергия и Вакха это не музей и не мечеть, а действующий православный храм.
Отыскать среди паутины стамбульских улочек и переулков что-либо меньшее по масштабам, чем Святая София или Голубая Мечеть, в принципе довольно сложно, но в случае с Влахернской церковью лучше выбрать следующий способ.
Идите вдоль стены Феодосия до того места, где она заканчивается у залива Золотой Рог — все равно, с внешней или с внутренней стороны. Когда стена закончится, идите перпендикулярно стене или параллельно Золотому Рогу в сторону центра. Сверните во второй переулок, и там увидите территорию, огороженную высоким забором с колючей проволокой, рядом — будка с полицейским. Так в Стамбуле выглядят все действующие православные церкви, в том числе и знаменитая Вселенская Патриархия на Фанаре. Адрес Влахернской церкви — Bostan sok., 47.
Если калитка окажется заперта, не переживайте — на территории Влахернской церкви обитает семья ее хранителей, не знаю, турецкая ли, греческая ли. Позвоните в звонок. Обычно они встречают гостей любезно, открывают церковь и сувенирную лавку, предлагают набрать воды из источника.
Есть еще один удобный и красивый способ найти Влахерны — садитесь на кораблик, который курсирует по Золотому Рогу, и сойдите на пристани «Айвансарай». Потом поднимитесь наверх в жилой квартал по улице, идущей от пристани — не заблудитесь. Один из ориентиров — по мере приближения к церкви в магазинах появляются греческие вывески, а уличные торговцы предлагают четки и брелоки с иконами.
В 2002 году на Покров Город подарил мне еще одну интересную встречу — правда, не во Влахерне, а на русском Свято-Пантелеимоновом Афонском подворье.
Это маленькая церковь, расположенная на последнем этаже обычного жилого дома в районе Галата. Церковь окружена стеклянной галереей, откуда открывается очень красивый вид на городские крыши, минареты и стаи вездесущих стамбульских чаек.
Во время долгой монастырской всенощной под Покров я вышла в эту галерею, чтобы отдохнуть на лавочке, и совершенно неожиданно оказалась в компании двух молодых турков, которые с большим участием стали интересоваться, как мое здоровье и не нужна ли мне помощь.
Ребята рассказали свою историю — их обратили в христианство какие-то протестанты. Потом протестанты уехали, а новообращенные христиане начали искать для себя какую-нибудь церковь. Походили к католикам — не прижились, у греков тоже как-то чувствовали себя не в своей тарелке. А однажды зашли в русскую церковь и остались, с тех пор ходят регулярно. Очень нравится, трогает душу, хотя язык совершенно непонятный.
Мы сфотографировались вместе с турками-христианами в галерее на фоне вечернего Города и чаек, я записала мэйл одного из них и обещала выслать фотографию, но, к сожалению, потеряла сначала бумажку с адресом, а потом и саму фотографию. Помню только, что имя его было Аттила и надеюсь, что его духовный путь сложится благоприятно.
Конечно, как мы все хорошо знаем, Константинополь перестал быть цитаделью православия даже еще раньше, чем наступил май 1453 года, но напоминания о том, что когда-то здесь был Город Богородицы, неожиданно появляются то здесь, то там, как улыбка с Небес. Вода из теплого неиссякающего источника, камень – осколок греческой надписи, название улицы – явно византийское, хотя и искаженное…
Впрочем, Город, над которым простирается омофор Царицы Небесной, не имеет географической привязки – эта любая точка земного шара, где православные молятся Матери Божией о своем спасении. И Она приходит на помощь.