agia-zonhВо имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Вспомним известную древнюю историю.

Наконец-то, метавшийся по безбрежному океану Всемирного потопа, ковчег остановился на первом клочке показавшейся суши. Из него вышли праведный Ной и три его сына – Сим, Хам и Иафет. Каждый выбрал себе род трудовых занятий. Праотец Ной занялся земледелием, выращивал виноград, часть которого шла на приготовление вина. Во время знойного дня, отдыхая в своем шатре в саду, он выпил сладкого вина и от усталости крепко уснул. Во время сна он случайно обнажился. Один из его сыновей Хам, проходивший мимо, увидел в шатре спящего обнаженного отца, посмеялся над ним и пошел поделиться, как ему показалось, веселой историей с братьями. Сим и Иафет, услыхав непристойную веселость брата, возложили покрывало на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов он будет у братьев своих. (Быт.9,20-25)

Для чего мы вспомнили, как нам кажется, не ко времени и не к месту эту историю? Дорогие мои, сегодня мы, как всегда, с любовью чествуем Пресвятую, Пречистую Матерь Божию, а по благодати и нашу Небесную Матерь, усыновившую нас у Креста, Своего умирающего за нас Божественного Сына. Из года в год мы слышим историю праздника Покрова Пресвятой Богородицы и радуемся за жителей древнего Константинополя, предстоящих в храме и трепетно молящихся своей Небесной Покровительнице, чтобы спасла Она их город, окруженный неисчислимыми вражьими силами от погибели, и их самих от лютой смерти.

Сегодня наш город, в котором благоволил Господь нас проживать, по милости Божией, внешними силами вражьими не окружен. Но мы видим, воочию видим и чувствуем, какими темными и страшными силами окружен не только наш город, но каждая семья, каждый из нас, и особенно каждый, дорогой нашему родительскому сердцу, ребенок, большой он или пока еще маленький. Какие диавольские смертоносные сети расставлены на их жизненных путях! Кто поможет нам сохранить наших детей, как не наша Небесная Заступница, Мать рода христианского.

Жизнь сейчас невыносимо тяжела. Да она легкой никогда и не была. Но сейчас в особенности она сложна, запутана и во многом совсем утеряла и нравственность, и образованность, и культурность, и тем более духовность, духовность Православную. Мы с ужасом наблюдаем как современный человек сплошь и рядом задыхается в теперешней бездуховной атмосфере, и в этой безысходности ему кажется, что он совсем покинутый и беспомощный. Где-то внутри, всем своим сердцем и душой он чувствует, что его ждет неминуемая духовная гибель, и спутанный многими житейскими сетями, продолжает оставаться в своем плачевном состоянии.

Но вот Церковь, указуя спасительный путь, поет в одном из своих лучших песнопений: «К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смирении, и припадем в покаянии, зовуще из глубины души: Владычице, помози на ны милосердовавши». Помоги, умилосердовавшись о нас! Слезно просим Ее умолить Своего Божественного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы простил и помиловал нас, грешных, по-хамски живущих друг с другом. Мы просим покрыть нас от всякого зла честным Ея омофором.

Просим покрыть, а как часто поступаем сами со своими ближними? Нет у нас более интересных бесед и разговоров, как осуждение кого-либо. Стараемся не только осудить, а сорвать с человека моральные одежды, покрывающие его честь, обнажить, выставить на вид его наготу, показывая тем самым якобы свою справедливость, а заодно обнажаем себя, свою гордость, свое превозношение над окружающими, незаметно падая в страшный хамский грех осуждения.

Дорогие мои, если за нами такое водится, а оно почти у всех нас есть, оставим это гибельное для нас занятие. Будем помнить, что сказал праотец Ной посмеявшемуся над ним, чем опасен и чем грозит нам самим грех осуждения?

— Проклят Ханаан; раб рабов он будет у братьев своих. Слышите, дорогие, на кого ложится проклятие от греха осуждения и какова будет дальнейшая судьба его и не только его? Раб рабов он будет у братьев своих. О согрешившем же Хаме уже и речи нет, он – ничтожество, он духовно убил себя. Проклятие от греха ложится уже на детей Хамовых, на Ханаана, сына Хамова, т.е. на потомков согрешившего.

Книга Бытия отмечает, что Исаак запретил своему сыну Иакову не брать себе даже жены из проклятого племени: И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских. (Быт.28,1) Почему? Чтобы грех осуждения и его последствия не оказали своего пагубного действия на потомков Иакова, на потомков духовного, богобоязненного племени. Вот какой враг, и какая беда сегодня окружает каждого из нас.

Как быть, что нам делать? То же, что делали жители Константинопля во Влахернском храме. Чаще посещать храм Божий, усерднее молить Матерь Божию о себе и чадех наших. И будем уверены, она, Милостивая Заступница наша, не оставит нас в наших просьбах.  Россия – это удел Божией Матери. Кому открыла Матерь Божия Свое покровительство и милость в осажденном врагами Константинополе? Святому Андрею, славянину по происхождению, и его ученику Епифанию.

Можно представить, дорогие мои, как молились жители Константинополя, заглядывая в завтрашний свой день, откуда уже веяло дыханием смерти. Все земное забыто, впереди — дверь в вечность и мученическая, насильственная смерть. Молитва к Божией Матери теперь для них была последняя и единственная надежда. Потому что, к Кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Царице моя Преблагая и скорая Заступнице! Покрый Твоим ходатайством моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых; О, Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, токмо Тебе, о Богомати.

Глубина покаянного чувства, сокрушения о грехах, причиной которого явилось нашедшее на греков бедствие, была столь велика, что Царица Небесная Сама поспешила явиться к молящимся и утешить их. Ее святой омофор становится Покровом от грядущей на них беды. Но видят Ее только двое. Видят те, чья жизнь отдана Богу, правде и истине, чье сердце у ног Спасителя. И к нашему счастью и надежде это были наши соплеменники по происхождению. Посему, пользуясь этим, соберем, дорогие мои, по крошкам оставшиеся в нас духовные силы, друг ко другу любовь, и обратимся к Божией Матери в горячей родительской молитве не только за себя и чадех своих, но и за весь страдающий мир, как и Она, Всемилостивая, молилась за всех и за вся.

Святой Андрей и Епифаний видели Ее молящуюся за них. Интересно, какими словами, какими молитвами Она молилась к Сыну Своему и Богу нашему? Русский златоуст св. Димитрий Ростовский приводит слова этой молитвы: Царю Небесный! Приими всякаго человека, прославляющего Тебя и призывающего Пресвятое Имя Твое на всяком месте, — и где есть память о имени Моем, то место освяти; прославь прославляющих Тебя и с любовию почитающих Меня, Твою Матерь, принимая от них всякую молитву и благочестивые обеты и избавляя их от всяких зол и бедствий.

Какое же значение имеет Ее заступничество и молитва за нас грешных? Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена. Своей Материнской молитвой Она украшает нас, покрывая перед Богом постыдную наготу нашей жизни Своими высочайшими заслугами, как драгоценнейшими одеждами, и премногою благодатию, восполняя нашу скудость, делает нас благоугодными перед очами Господними. Она украшает нас, когда покрывает нас, не имеющих брачного одеяния, Своею ризою и делает для Всевидящего Ока как бы невидимою постыдную нашу душевную наготу.

Будем же, дорогие мои, сколько есть наших сил, беречься греха осуждения, прощать и покрывать все недочеты и слабости окружающих людей, и тогда в дерзновении и надежде на Ее помощь, будем взывать к Заступнице нашей Пречистой Деве Марии: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим Омофором». Аминь.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.