Поле битвы — аниме
Читайте также:
Если православное аниме идет от чистого сердца, в нем нет ничего плохого
Православное аниме: занятая кнопка
Селигерская история с изображениями святых в стиле аниме, взбудоражившая на днях блогосферу, стала очередным поводом констатировать: гомогенизация этой среды достигла своего предела. Высокое и низкое, умное и примитивное смешались до уровня, на котором уже неразличимо добро и зло: все, попадающее в поле зрения блоггеров будет поглощено, переварено и с кислой гримасой выплюнуто вон. Дискуссия, обсуждение — слова-атавизмы. Перманентное состояние блогосферы — ленивое презрение ко всему, попадающему в поле зрения ее участников.
Складывается ощущение, что отечественный блоггер — существо, смысл жизни которого сводится к саркастическому высмеиванию и травле любого другого. Уровень образования, социальный статус и конфессиональная принадлежность здесь не имеет никакого значения. Психология блогосферы — это психология толпы, «бесструктурного скопления людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания» (http://psyfactor.org/lib/tolpa.htm).
Можно ли изображать православных святых в аниме-стиле? В этом вопросе скрыто, завязано сразу несколько важных тем и вопросов: о способах и границах православной миссии, отношении к субкультурам, политике и медиа, о нашем восприятии сакрального и профанного.
Чтобы ответить на один, с первого взгляда простой вопрос, необходимо очертить поле дискуссии, определить ее смысловые координаты.
В пылу обсуждения «нравится — не нравится» многие забывают о месте этого события в пространственно-временном континууме. Это не просто аниме-картинки, нарисованные увлеченными людьми для своего удовольствия. Место действия — Всероссийский образовательный форум «Селигер-2009», посвященный Году молодежи. В рамках этого светского форума, собравшего представителей разных молодежных движений и организаций с 26 июля по 3 августа прошла православная смена. Аниме-дом имени св. Николая Японского, организовавший выставку картин, вызвавших столь бурную реакцию, — один из проектов этой православной смены.
Итак, все это происходило в рамках масштабного всероссийского светского мероприятия, а не было православным событием местного значения. Всеобщий интерес к работе аниме-дома, зафиксированный СМИ, показал, сколь перспективно это направление. Эта выставка могла быть расценена как отличный миссионерский проект, но тут же множество людей, далеких от всей этой проблематики заявило: «Это плохо, потому что это нам не нравится».
Признаюсь в нескольких вещах. Я не была этим летом на Селигере, не принимала участие в работе аниме-дома имени святого Николая Японского и, к сожалению, не общалась ни с кем из участников молодежного форума. Как рядовой потребитель информационного контента я получила тот же визуальный message, что и все: ряд изображений православных святых в стиле аниме рядом с оригиналами, с которых делались эти своеобразные копии.
Остается только восхититься смелостью ребят, отважившихся на этот проект, ведь с самого начала понятно, что в их сторону полетит шквал камней. Причем сразу с двух сторон: от разгневанных православных, априори считающих всю аниме-вселенную инфантильным извращением, до анимешников, видящих в этой акции происки «вездесущей агентуры РПЦ».
Каких только слов не сказано в адрес ребят, изобразивших блаженную Ксению Петербургскую современной симпатичной девушкой. Повторять их не хочется по одной простой причине: люди, использующие такую лексику в разговоре, ставят диагноз не селигерским художникам, а самим себе. Если вы видите этот мир таким, если это изображение вызывает у вас в первую очередь такие чувства, если блаженная Ксения, нарисованная в аниме-стиле, напоминает вам блудницу, то дальнейший конструктивный разговор невозможен до тех пор, пока сознание ваше не прояснится и из глаз не выпадет весь накопившийся бурелом.
Критика всех этих картин с точки зрения православных канонов была бы возможна, если бы авторы этих изображений заставляли всех называть их работы иконами и требовали бы к ним соответствующего отношения. Но этого ведь не произошло, о чем же тогда весь сыр-бор?
Возникает следующий вопрос: если бы эти картины были выполнены в другом стиле, в другой технике, вызвали бы они столько же споров? Скорее всего, нет. Значит проблема только в одном слове — аниме?
Не хотелось бы в рамках этого небольшого комментария начинать заново долгую и непростую дискуссию об аниме. Мне приходилось уже делать это в других публикациях и, очевидно, придется неоднократно возвращаться к этой теме в самом ближайшем будущем. Возможно одна из причин неприятия селигерской аниме-инициативы — в недостаточной теоретической обоснованности подобных проектов. Несмотря на то, что популярность аниме в нашей стране только возрастает, средние познания наших соотечественников об аниме не выходят за рамки обычных стереотипов: «мультики», «роботы», «порнография».
Как промежуточную точку диалога предлагаю признать следующее: аниме, японская анимация — это особый визуальный способ изображения мира. Аниме-стилистика может быть использована для создания любой продукции: развлекательных и образовательных телесериалов, высококачественных полнометражных художественных картин, компьютерных игр, рекламы и т.д.
Аниме-индустрия в Японии имеет историю, исчисляющуюся десятилетиями. За эти годы расцвели и достигли высот не только технические уровень и мастерство режиссеров, художников, музыкантов, актеров озвучки (сейю), но и накоплена большая теоретическая база: на Западе количество публикаций и монографий, посвященных аниме, растет с каждым годом.
Важно понять, что, в отличие от массовой западной продукции, аниме — это не мультфильмы для детей. Существует широкая и разветвленная классификация, охватывающая разные сегменты целевой зрительской аудитории. Есть аниме и для подростков, и для совершенно взрослых людей. Ни графику, ни сюжеты последних никак не назовешь «глупыми» и «инфантильными».
Одним и тем же карандашом можно нарисовать и красивый пейзаж, и помойку. Аниме-сериал может быть и космической оперой и обычной школьной мелодрамой. В этой поливариативности скрыты большие возможности для творчества, но, в то же время надо помнить, что аниме, как продукт японской культуры, несет в себе ряд конкретных целей и задач, поскольку ориентирован преимущественно на национальную специфику. Без сомнения можно говорить что аниме пропагандирует японские традиционные ценности и японский стиль жизни.
Тем не менее, аниме — очень пластичная и перспективная область визуального искусства. В феврале 2008 года в рамках Всемирного Русского Народного Собора на «круглом столе», посвященном теме «Современное кино России и образ будущего», в частности обсуждались именно возможности привлечения опыта аниме для создания российских проектов.
Важно, отметили тогда участники обсуждения, «что главный герой практически любого аниме-сериала проходит четко очерченные этапы внутреннего взросления, а в фантастических эпопеях, кроме того, принимает самое непосредственное участие в создании будущего. Именно этот опыт и может стать полезным для будущего российского кинематографа, который сейчас испытывает сильную нехватку картин, обращенных непосредственно к молодежи и предлагающих положительные модели поведения для тех, кто еще только ищет свой путь в жизни».
В феврале 2008 мы только обсуждали такую возможность, в августе 2009 мы говорим уже о состоявшемся проекте. Можно сколь угодно морщиться и негодовать по этому поводу, но вряд ли стоит прогнозировать падение интереса к аниме в России.
Более того, селигерский случай выявил то, что и раньше уже было известно, но широко не афишировалось: среди православных клириков и мирян найдется немало людей, любящих и ценящих аниме. Это не означает безоговорочного принятия всего мира аниме: такое просто невозможно. Но сколь увлекательно в огромном и широком море аниме отыскать жемчужины, достойные упоминания в православном контексте.
Раз уж разговор об аниме затрагивает православных все больше, то почему бы не учесть и интересы «православных анимешников»?
Второй вопрос — может ли аниме стилистика использоваться в миссионерской православной проповеди. Существуют две точки зрения на эту проблему. Согласно первой, входя в Церковь, человек оставляет за ее порогом все привязанности прошлой жизни. Согласно второй, любое человеческое умение, творческий дар могут быть использованы для прославления нашего Создателя и Творца. Где-то в золотой точке эти два пути пересекаются и дополняют друг друга…
Возвращаясь к теме аниме, легко заметить, что аниме-индустрия с большим интересом относится к визуальной составляющей христианского искусства и даже частенько эксплуатирует христианскую тематику и символику. Почему же не использовать эти же методы с противоположной целью?
В конечном итоге, весь наш мир, с его прекрасными произведениями искусства ожидает Суд, гибель и преображение. Неизвестно, уцелеет ли даже то, что сегодня кажется нам безусловной святыней. Идеальное состояние христианина — жизнь в Боге, отвержение мира. Но на пути к этой вышине мы проходим разные ступени развития. Если кому-то для его духовного развития сейчас надо рисовать святых в стиле аниме, то что же в этом плохого? Ведь совершенно ясно, что никакое творение в стиле аниме не заменит иконы, и не может даже претендовать на это. Но, копируя сейчас старые образцы, чтобы создать свое, может быть человек и придет к пониманию того духа, который двигал кисть иконописцев прошлого.
Кстати, насколько несовместимы комикс и Священное Писание? Да, многим это покажется странным и непривычным, но разве в клеймах житийных икон не используется тот же принцип: история, рассказанная в картинках?
Можно и нужно делать православные графические романы, излагать жития святых и священную историю визуальным языком. Мне, например, однажды встретилась греческая книга, в которой история одного святого рассказывалась с помощью несколько переработанных на компьютере классически фресок, размещенных на страницах книги в хронологическом порядке.
Я сейчас только вскользь касаюсь этой темы, надеясь когда-нибудь еще вернуться к ней и услышать по этому вопросу мнение других заинтересованных людей.
Итак, портреты святых, нарисованные на Селигере, выглядят наивно и непривычно, с этой трактовкой можно и соглашаться, и спорить, но не следует превращать эту тему в избиение младенцев, осмелившихся сделать что-то по-своему.