Священное Писание говорит: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 5). Я искал способ оживить свою веру делами, но не находил, чему именно отдать предпочтение. Может быть, нужно искать нищих и кормить их, растягивать им желудки пищей. Но возникает много проблем: невкусной пищи они не хотят, а на вкусную у меня не хватит средств. Как определить, кто из нищих в чём именно нуждается?
Кроме того, я знаю, чем это обычно заканчивается. Сам же нищий тебя возненавидит и обвинит тебя во всех известных ему грехах. В любом случае, ничего хорошего из этого не получится.
Есть другой вариант, более «благородный». Найти сирот и развращать их подачками. Или малообеспеченных – и делать с ними то же самое. Но и это начинание не закончится ничем хорошим.
Из моей практики я знаю и глубоко уверен в том, что в подавляющем большинстве все проблемы какого-то конкретного человека всегда являются плодом его внутреннего замысла и все обстоятельства своей жизни человек скрупулезно, каждую секунду, воссоздает сам. Я знаю, что если человек не имеет намерения что-либо в своей жизни менять, то никакие силы не способны ему помочь.
А как же тогда дела веры? Где же их взять? Так хочется «в поте лица» потрудиться для Господа. Начинаешь внимательно озираться вокруг, куда бы приложить свои силы. И в результате понимаешь, что сделать что-то на самом деле доброе, что не имело бы двойного понимания и дурных последствий для окружающей среды, не очень-то и получается. А точнее очень не получается.
У человека есть обязанности перед Богом, которые он должен делать по долгу. Это попечение о родителях, содержание духовенства, содержание храма и нищих. Но об этом в наше время стало даже неприлично говорить. Все хотят помогать скорее каким-то вымышленным убогим, чем Церкви. Так и смотришь, как люди занимаются своей благотворительностью, например, много лет помогают малообеспеченной безработной семье. В результате безработные стали «профессиональными» безработными, а у самого «благотворителя» в этой семье появилась отвратительная кличка. В случае чего, глава семейства так и говорит: «Пусть … прибежит и заплатит».
Душа просит свободы, но не имеет возможности ей научиться, потому что житейские дела сами по себе не предполагают свободы, они отягощены ответственностью, непонятностью и кропотливым мыслительным трудом.
Ужас. Вот и я не знаю, где бы найти этих христианских дел, дел для моей веры. Как бы это немедленно «раздать себя безрадостным и жадным рукам», и чтобы от этого была польза? Всё это доброе намерение разбивается о совершенно правильный вопрос, чтобы сделать что-то доброе, нужно знать как.
***
Так и пришлось бы мне всю жизнь мучиться от того, что лучшее, что можно сделать в большинстве жизненных ситуаций – это ничего не трогать руками, если бы не пост.
В своё время, когда я воцерковлялся, я с радостью впитывал в себя всю церковную традицию, и посты меня радовали. Со временем я начал задавать себе вопрос о том, в чём же всё-таки смысл поста. Из того что мне предлагали, ни один ответ меня не устаивал. Польза для здоровья сомнительная, то, что пост удаляет страсти, на своём примере я этого ни разу не замечал. Более того, от многих людей я слышал раздраженный ропот по поводу поста.
В книге С.М. Зарина «Аскетизм» я прочитал определение аскетизма – что аскетичным является всё что угодно, главное, чтобы оно было полезно для спасения. В Священном Писании конкретно написано «ибо телесное упражнение мало полезно» (1 Тим. 4, 8), и что «это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол. 2, 23).
Так и остался бы я в недоумении, если бы не обратил внимания на чувства, связанные для меня с переживанием постов. Пост определённо порождает сильное душевное переживание, и оно связано с обретением внутренней свободы.
«Так что же это такое?» – спросил я у себя. Такая бессмысленная вещь и вдруг рождает что-то полезное. И тут меня осенило, что полезность поста от того только и возможна, что сам по себе пост абсолютно бесполезен. Именно потому постом можно заниматься сколько угодно, что ввиду бесполезности он не располагается среди обычных человеческих дел. Из-за этого к нему не применимы категории лживо, неправильно, предосудительно, и сам по себе пост ввиду никчемности самостоятельного смысла не имеет.
Если бы кто сказал, что пост понапрасну отнимает наши силы, то в этом свойстве пост не отличается от всех других житейских дел, которые съедают годы нашей жизни. Но пост не содержит в себе греха и в этом его преимущество – ввиду своей бесполезности ему можно предаться целиком, никакое другое дело в мире, кроме бесполезного, не может дать человеку столько свободы совершать его без угрызений совести, и, таким образом, хотя бы симулировать то пространство свободы и творчества, которое так хотелось бы иметь применительно к житейским делам.
Если сам пост можно посчитать занятием бесполезным, то этого нельзя сказать о занятии постом, которое может принести много пользы.
Пост способен объединять, он служит для верующих общим делом, которое само по себе не может быть предметом разногласия. Как манна небесная, его нельзя собрать впрок и сделать его предметом неравенства, как обрезание, в нем сложно состязаться, как суббота, он содержит воздержание и покой. Я думаю, можно считать, что пост в православной традиции занимает место всех этих установлений.
Пост можно отнести к сильнодействующим средствам, он не оставляет никого безразличным, по способности объединять пост гораздо сильнее спорта, поскольку он доступен всем, а не только спортсменам.
Полезным плодом поста можно считать и то, что человек, который с детства умеет отказать себе в куске пищи, воспитывает себя и сможет впоследствии отказать себе в желании совершить грех.
Для многих людей, ввиду индивидуальных особенностей их разума или обстоятельств их жизни, пост – это единственное дело, которое они в силах совершить полноценно. Первый раз в жизни они могут почувствовать, что хоть в чем-то могут быть действительно правы. Таким образом, человек приобретает опыт при других обстоятельствах ему недоступный.
Можно найти много полезных сторон поста, но лично мне такое назначение поста кажется наиболее правдоподобным.
Читайте также:
- Чтобы Успенский пост не прошел зря
- Пощусь, молюсь, каюсь – а где же обновление?
- Богородичный пост: О школе смирения и том, почему посты длятся треть года