Посещение древнего Полоцка, Спасской обители, где полагала начало своим подвигам преподобная Евфросиния (†1173; пам. 23 мая), весьма спасительно для верующего человека. Это прикосновение к древним истокам христианства на Руси. В Полоцке, как в Киеве и Великом Новгороде, был воздвигнут Софийский собор. В XII веке сооружается Спасский монастырский храм и устраивается женский монастырь. “В храме на хорах, по желанию Преподобной, были устроены две небольшие крестообразные кельи. В одной из них подвизалась сама Полоцкая игумения, а в другой, вероятно, — духовно близкая ей родная сестра, монахиня Евдокия”1. Стены древнего собора сохранили до нас замечательные фрески. В XIX веке был изменён внешний вид храма, записаны были и древние фрески, которые сейчас раскрываются реставраторами. По своей древности и сохранившемуся ансамблю они представляют значительный интерес для искусствоведов и ценителей старины.
Но стены храма исписаны различными надписями — граффити. Это целая книга, писавшаяся на протяжении веков разными людьми и на разных языках. В алтарном переходе в диаконник имеется монограмма Польского короля Стефана Батория: SBR. Приведём две записи: “В лето 7085 месяца декабря во 10 преставися раба Божья инока Окулина, игуменья святаго Спаса…”; “Месяца августа в 23 на памя оца Каленика преставися раба Божия Соломонида” (см. илл. 1). Таким образом, Соломонида почила в день памяти Константинопольского Патриарха Калинника (†705). Интересна следующая запись: “В лето седмотисячное преставися король, а сын его Олександръ на княженье селъ того же лета месяца июля 31 день, а у Полтеску был на 5-е лето” (см. илл. 2). После кончины короля Казимира Ягеллончика его сын Александр вступил на престол Великого княжества Литовского, а в 1497 году он был в Полоцке. Князь Александр был женат на Елене, дочери Московского князя Иоанна III. Очевидно, можно говорить о поминальном характере следующей записи, выполненной в виде колонки: “Ивана, Марию, Варвру, Демтрья, Пафноть, Гергя, Григорья”. Вне всякого сомнения, изучение и публикация спасских граффити откроет много интересного из истории не только Спасской обители и храма.
Нашлись и некоторые интересные материалы, хронологически более близкие к нашему времени. Западнее Полоцка находится город Дисна, который в XIX веке входил в Виленскую епархию, которую некоторое время занимал будущий Патриарх Тихон (†1925; пам. 25 марта). Во время разразившейся первой мировой войны он
некоторое время жил в Дисне и служил в храме Воскресения Христова. Он запомнился прихожанам своей простотой и поэтому, когда его избрали на Патриаршую кафедру, прихожане поздравили Московского Первосвятителя. Ниже прилагается грамота-ответ Патриарха Тихона.
Духовенству, братству и прихожанамъ Дисненской Воскресенской церкви.
С благодаренiем прiемлемъ ваши прветствiя и благожеланiя со вступленiемъ Мeрности нашей на Престолъ Патрiарха Московскаго и всея Россiи. Во дни церковнаго строительства и “огненнаго” испытанiя вeры въ бедахъ лихолeтья Родины нашей призваны
мы Промысломъ Божiимъ къ кормилу церковному; но вeруемъ, что Небесный Кормчiй не попуститъ Намъ быть искушаемыми сверхъ силъ (1 Кор Х, 13), а чада наши духовныя не оставятъ насъ безъ усердной молитвы своей къ Господу Богу о дарованiи Намъ “духа премудрости и разума, духа совeта и крeпости, духа вeденiя и благочестiя” (Ис XI, 2), дабы сила Его совершилась въ немощи Нашей (2 Кор XII, 9) къ вящей славe Церкви и благу Родной Земли. Обратимъ же, возлюбленные, умъ и сердце наше ко Господу съ пламенной молитвой, да ниспошлетъ Онъ миръ и скорое благоустроенiе странe нашей, а насъ сподобитъ “тихаго и безмятежнаго житiя во всякомъ благочестiи и чистотe” (1 Тим II, 2). Да будетъ на васъ благословенiе Божiе. Тихонъ Патриархъ Московскiй и всея Россiи.
Грамота сiя дана въ Богоспасаемомъ Великомъ градe Москве въ лhто 1919 месяца марта въ 2 день.
За представленные материалы выражаю благодарность насельнице Спасо-Евфросиниевского монастыря монахине Сергии.
1Преподобная Евфросиния Полоцкая / Сост. Н. Г. Куцаева. Минск, 2010. С. 44.