«Помогает ли мне телесный пост быть лучше?» Священник Виктор Гавриш — нужно ли ограничивать себя в питании
«Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим.14:1).
76% православных не соблюдают пост
Современный постовой устав в нынешнем виде — результат некритического переноса монашеских практик на мирян. Пищевые ограничения, предписанные современным Типиконом, использующимся в Русской Церкви, никогда и не предназначались для верующих, живущих в миру, — это практики монашеских общин Ближнего Востока.
Большинство верующих в силу ряда причин не имеют возможности соблюдать пост по существующему уставу. Великий пост в том или ином виде соблюдают приблизительно лишь 5% от тех, кто считает себя православным, согласно данным социологического исследования Томаса Бремера и архимандрита Филиппа (Симонова).
Исследование «Религиозные практики православных в России» (Т. Бремер, В. Симонов), проведенное в 2009 году, показывает следующие данные.
На вопрос «Нужно ли поститься все время Великого поста?» определенно «да» отвечают всего 12% православных, «скорее да» — еще 28%. Цифры весьма скромные, но как только речь заходит не о теории, а о практике, доля положительных ответов падает еще ниже.
Не лучше ситуация и среди православных, живущих на территории Украины. В 2021 году исследование Gradus Research показало, что «строго» Великий пост соблюдает 1,7% опрошенных, «в основном придерживаются» — 6,4%, а «некоторых правил» придерживаются — 15,6%.
23,4% людей сообщили, что придерживаются его очень редко и только символически. Не придерживаются вообще — 50,6%.
Отказаться от кофе, от мяса, от социальных сетей
Однако никто не озвучивает на общецерковном уровне тот факт, что предписания церковного устава о посте изначально для мирян вообще не предназначены, и более того — при бездумном к ним отношении могут быть даже опасны.
Дело в том, что задача поста — вывести человека из привычной реальности, это творческий, причем довольно рискованный и опасный прорыв в новое духовное состояние.
Это касается не только духовной жизни, но и психосоматических процессов нашего организма. Длительные богослужения, значительные физические нагрузки (если исполнять правило о поклонах так же досконально, как гастрономический пост), дефицит калорий — все это выводит человека за пределы тех рамок, в которых он привык жить и в которых может уверенно ориентироваться.
Если ты монах, избравший путь духовного созерцания и самоотречения, можно ожидать, что рядом с тобой будут единомышленники, также ищущие радикального отречения от привычного бытия, и опытный духовный наставник, направляющий тебя и имеющий возможность подкорректировать твои аскетические труды. Даже если ты от голода на пару минут потеряешь сознание во время богослужения, ничего страшного — стоишь, опираясь на стасидии, и слава Богу за всё.
Однако если ты идешь по пути изменения сознания, но должен при этом в штатном и довольно жестко регламентированном режиме продолжать свою работу как: кассир, менеджер по продажам, программист, водитель, учитель, полицейский, авиадиспетчер и так далее, — то принудительное и довольно резкое изменение сознания может привести к беде. В лучшем случае тебя уволят как нерадивого работника, а в худшем могут пострадать другие люди — если водитель потеряет сознание за рулем.
Человеку, плотно контактирующему с социумом, крайне важно сохранять полный самоконтроль и профессиональные навыки.
Однако суровость постовых предписаний, как правило, компенсируется необязательностью их исполнения. Большинство постящихся разрабатывают собственные стратегии поста: кто-то воздерживается только от мяса, кто-то — от кофе и социальных сетей. В результате по факту в современной Церкви давно уже нет Великого поста в уставном понимании как общепринятой практики. Есть умилительная постовая эстетика: великолепная черная и фиолетовая парча облачений, пронзительные и мощные песнопения, отдающиеся в душе сильными эмоциональными переживаниями, Литургия Преждеосвященных Даров — как напоминание о древней жажде каждый день причащаться, даже в те дни, когда не совершается Евхаристия. И, надо сказать, большинству верующих этого оказывается достаточно.
Пост, который приводит к раздражительности
Что же мы имеем сегодня как общепринятую практику? Более двухсот дней в году православным предписано воздерживаться от любой пищи животного происхождения, причем большая половина приходится на холодное время года.
Что уж тут говорить о важности, в период опасности заражения острыми вирусными заболеваниями, полноценного питания с обязательным присутствием в рационе жиров и незаменимых аминокислот животного происхождения.
Учитывая также, что наша эмоциональная сфера на 90% зависит от здоровья нервной системы — в условиях холодного климата, дефицита солнца и отсутствия в течение длительного времени необходимых для организма белков, центральная нервная система быстро расшатывается.
Как результат — постоянные жалобы во время исповеди на усиливающуюся во время поста раздражительность.
Вот мнение по данному вопросу специалиста, врача-диетолога Федерального исследовательского центра питания и биотехнологии Ольги Григорян:
«При дефиците животного белка люди чаще болеют простудными заболеваниями. Наша иммунная защита — это определенный уровень антител, которые организм вырабатывает по отношению к вирусам, бактериям и так далее. А антитела вырабатываются из животного белка, поэтому он должен поступать в организм в достаточном количестве. Чтобы укрепить иммунитет, питание должно быть полноценным, в организм должны поступать и животные, и растительные белки. Это не значит, что их должно быть много. Но минимум два раза в день нужно иметь в рационе белковое блюдо: порция творога, одно-два яйца, молочнокислые продукты, рыба».
Как поститься
Значительная часть прихожан — немолодые и, в большинстве своем, совсем небогатые люди, у многих из которых есть хронические заболевания. По практике, после двух-трех недель поста почти все начинают жаловаться на обострения болезней ЖКТ, нарушения перистальтики и просят благословения на кисломолочные продукты. Но многие не просят и стараются сидеть на квашеной капусте и картошке с макаронами. А те, кто едят молочное, терзаются угрызениями совести. Обычно именно пожилые прихожане очень трепетно относятся к соблюдению поста, и совет священника ослабить его воспринимается как предательство своих принципов.
А сколько требуется усилий, чтобы приготовить эту постную трапезу, и при этом еще ходить на работу, выполнять домашние обязанности, общаться с близкими?
Да, все просто, когда:
- есть кому все это приготовить на всю семью;
- есть кому потратить на все это время;
- есть кому все это купить;
- есть кому побегать по магазинам;
- есть на что все это покупать, не высчитывая копейки до зарплаты;
- и когда нет хронических заболеваний, весеннего авитаминоза и вообще есть возможность после такой пищи работать и заниматься семьей.
В отношении телесного поста нужно задать себе один простой вопрос: к какому результату я хочу прийти? Помогает ли лично мне выбранная мною мера телесного поста быть лучше, добрее к ближним, более сосредоточенным на молитве? Когда прихожане спрашивают, как поститься, я задаю им несколько вопросов:
- Вы монах/монахиня?
- Вы живете в жарком климате Ближнего Востока?
- У вас идеальное здоровье?
- Кроме посещения богослужений вы больше ничем не занимаетесь? Не ходите на работу, не воспитываете детей, не решаете текущие жизненные задачи?
Тогда суровые предписания, рассчитанные на молодых, физически здоровых, крепких мужчин, проживающих в жарком климате, при этом еще и монахов, которым надо обуздать половое влечение — к вам не относятся. Разумно было бы рекомендовать людям, особенно пожилым, выбирать режим питания с учетом состояния здоровья, климатических условий и весеннего авитаминоза, посоветовавшись со своим терапевтом, а еще лучше — с врачом-эндокринологом.
«Так уж и быть, благословляю тебя вкушать рыбу»
Разумеется, этот подход предполагает усиление духовной стороны поста: чтение Слова Божия, благотворительность, более частое (по возможности) посещение богослужений, регулярная домашняя молитва. Интересно, что еще в ветхозаветные времена пророк Исайя также говорит о посте именно в категориях нравственных, а не ритуально-диетических:
«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: “вот Я!” Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда» (Исайя 58, 7-10).
Однако очень часто мы можем наблюдать, что даже весьма образованные и думающие священники и духовники дают советы, основанные на ложной парадигме восприятия дисциплины поста как некоей непоколебимой и абсолютной заповеди, отступление от которой возможно лишь в каких-то крайних случаях. При таком подходе любой отступающий от правила — нарушитель или даже преступник. Он смиренно признает вину и отдает себя во власть священника.
При этом иногда возникает игра в рулетку: простит священник или не простит те «нарушения», которые я себе позволил? Иногда человек, понимая, что предписанные Типиконом ограничения ему не по силам, специально додумывает для себя причины, позволяющие ему получить благословение на послабления, чтобы услышать заветные слова, снимающие с него всякую ответственность: так уж и быть, если не позволяет состояние здоровья, нет сил и возможности, благословляю тебя вкушать рыбу и молоко.
Чувство вины мирянина укрепляет власть носителя священного сана, а самого христианина приучает к духовному инфантилизму.
А сколько есть ревнителей не по разуму, кто еще и с амвона стыдит за послабления. То, что заработанный гастрит, малокровие, остеопороз от недостатка кальция и прочие прелести лягут бременем на этих людей и их близких, их не касается. Получается, что главное — человек для субботы?
Пост — не самоцель
Озвученные проблемы красноречиво свидетельствуют об искажении какого-то глубинного понимания духовной жизни. Пост — это не самоцель, а личная аскетическая практика, если хотите, некая жертва, и принести ее нужно добровольно, как свой дар Богу, а не как нечто, что строгий духовник тебе приказал или, например, к чему родители принудили детей.
Вот что говорит наставление апостола от семидесяти Ерма, чья книга «Пастырь» в христианских общинах первых веков имела авторитет наравне со Священным Писанием:
«Бог не хочет суетного поста, ибо, постясь таким образом, ты не совершаешь правды. Постись же Богу следующим постом: не лукавствуй в жизни, но служи Богу чистым сердцем; соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце своем. Прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти, и очисти сердце свое от всех сует века сего. Если соблюдать это, пост у тебя будет праведный».