Как «отречься от себя» в дни Страстной седмицы? Что делать, если жизненные обстоятельства не дают нам провести это время так, как предписывает Церковь? Как быть, если работа и суетные дела мешают нам сосредоточиться на молитве?
О святых днях Страстной Седмицы мы беседуем со священником Антонием Прилипко, клириком Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.
— Отец Антоний, как нужно проводить дни Страстной седмицы?
— Касательно дней Страстной седмицы можно высказать множество благочестивых пожеланий к себе и окружающим, но, похоже, потом придётся лишь поплакать о том, что всё получилось «не так». И в этом и будет правда, за которую мы потом Бога поблагодарим. Дело в том, что на Страстной наступают для нас «серьезные времена»; они «нешуточные», они связаны с Богом, со смыслом жизни и нашей крещённости, и зависят во многом не от нас. Конечно, такое особое смысловое напряжение жизни бывает на Страстной у тех, кто к этой седмице серьезно относится — ответственно, торжественно, не расхлябанно, у тех, кому не безразлично, какая у них будет Пасха.
— Как нужно изменить себя в это время, по сравнению с постом в целом? Нужно ли предпринять что-то особенное?
— Наверное, если в первые сорок дней Поста мы готовимся к Страстной седмице, то уместно на Страстной применить все навыки и уроки пощения — «не давать себе спуску». За всем этим будет стоять теперь уже нечто более глубокое, связанное с главным смыслом Страстной седмицы — пройти её вместе со Христом.
«Отречься от себя» — вот краткое выражение характера пощения на Страстной. Господь, вероятно, поставит нас в обстоятельства, при которых нам придется вспомнить, что главное — не строгость в еде, а делание добра. И в этом будет настоящая правда богоуподобления и следования за Христом.
— Какие воспоминания связаны у Вас со Страстной седмицей в разные годы Вашей жизни ?
— Я крестился в Великий вторник и впервые причащался в Великий Четверг. В другой год вечером в Великую среду и утром Великой субботы я впервые занимался со студентами в рамках педагогической практики — готовился и волновался перед занятиями на фоне подготовки к Великому четвертку и к Пасхальной ночи.
Однажды в Страстную Пятницу я сопровождал моего друга-американца, который задержался в гостях против ожидания на неделю и накануне отъезда должен был купить меховую шапку-ушанку, а вечером освободить меня и пойти на «Евгения Онегина». Я ходил по солнечным весенним матрёшечным базарам вместо служб Страстей Христовых, и это дало мне, как ни странно, глубокое и труднообъяснимое впечатление об ужасе мироздания в этот день и о том, что Господь умирает за всех-всех, а не только за некоторых.
В семинарии, где присутствие на всех службах Страстной седмицы вменено в обязанность, я приобрел иной опыт — прорыв к смыслу и содержанию служб сквозь их «избыточность» и полную усталость — тоже своего рода «отречение от себя».
— Какую службу Страстной седмицы вы переживаете особенно сильно и глубоко?
— Из богослужебных моментов мне дорого песнопение «Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный и одежды не имею, чтобы войти в него…» . Оно троекратно поется в конце канона утрени в первые четыре дня Страстной седмицы, обыкновенно, при открытых Царских вратах. Священник стоит на коленях перед престолом. Думаю, что в этот момент службы Господь помог мне окончательно решиться принять святое Крещение.
— Какое наставление вы бы дали читателям портала « Православие и мир» на дни Страстной?
— Читателям я бы посоветовал во время Страстной седмицы не унывать и не стесняться менять свои планы — богослужебные или бытовые, подготовительные к Пасхе, если Богу это будет угодно.