«Играют или все, или никто!»
Когда ребенок постоянно получает какие-то блага, он растет неблагодарным — ведь человек устроен так, что ему всегда хочется большего.
15-летний подросток, например, которому родители из последних сил выкраивают на карманные расходы, не видит, как тяжело им даются эти деньги — он привык их получать просто так. Когда же после этого он сможет оценить труд отца и матери? Только потрудившись самостоятельно. Обычно подростки, получив свою первую зарплату (а велика ли эта зарплата?), чуть ли не пылинки с этих денег сдувают — потому что добыли их в поте лица, своим трудом.
Так что, может быть, стоит пересмотреть свое отношение к детским нуждам и не давать ребенку всё? Его неблагодарность, с которой непременно придется столкнуться, формируется уже сейчас, в детском возрасте.
Давайте будем давать детям то, что им действительно нужно, а не то, что нам кажется, будто им нужно.
Но отделить реальные потребности от надуманных непросто, и придется серьезно потрудиться в духовном плане, чтобы научиться этому.
Самый простой пример здесь — игрушки. Дарят ребенку игрушку, он радуется, развлекается с ней и в какой-то момент ломает. Что происходит сразу после этого? Тут же появляется новая игрушка. И ломятся комнаты от игрушек-однодневок, в то время как в Африке, например, дети спокойно играют тряпочными мячиками.
Я лично много раз видел такую картину во время нашей миссионерской поездки в Уганду. Помню, мы привезли тамошним малышам машинки на батарейках — видели бы вы, что началось! Вокруг каждой машинки собиралось по 40–50 ребят.
А в одной семье, которую мы посетили, был только один малыш, поэтому машинка досталась ему одному, и он с увлечением принялся катать ее по двору. Тут же прибежали соседские ребятишки — всем хотелось поиграть с чудо-техникой. Но малыш не желал ни с кем делиться. Начались крики, слезы… На шум во двор вышла мать мальчика.
— Чего кричите? — спросила она.
— Он один играет, не хочет с нами делиться, — ответили ребятишки.
Тогда мать взяла машинку, разломала ее пополам и сказала сыну:
— Или все играют, или никто!
Вот такой урок — урок наших бабушек и дедушек.
Современный ребенок хочет играть один. «Не подходи», «не трогай», «отдай» — а потом мы удивляемся, почему взрослые люди не могут договориться и построить отношения.
Кусочек пирога
Но обратим внимание в первую очередь на себя. Сколько раз мы жалуемся на других — а сами разве лучше? Каждый раз, вспоминая о чужой неблагодарности, будем помнить и о том, что Господь так же видит нашу неблагодарность. Неспроста говорят: «Все возвращается»! Однажды ко мне на исповедь пришла женщина и рассказала:
— Батюшка, мою маленькую дочь недавно угостили пирожным. Оно было такое аппетитное — шоколадное, с кремом, — что и мне захотелось попробовать. «Доченька, сказала я, — угости меня!» И ребенок, ноготком отделив крошечную часть крема, с улыбкой протянул мне эту каплю. У меня слезы брызнули из глаз, а дочка, испугавшись, торопливо сказала: «Мамочка, не плачь, я же пошутила! Возьми все пирожное!» — и тут же отломила бóльшую часть. Но я заплакала не от обиды. А потому что вспомнила, как однажды в детстве моя мама тоже попросила у меня кусочек пирога, и я, отломив крошечный кусочек, дала ей. Она тогда ничего мне не сказала…
Жизнь — это математика, математика Бога. И все действительно возвращается — и плохое, и хорошее. «Что посеешь, то и пожнешь» — еще одна замечательная поговорка. Так что будем к этому готовы. Если бросаешь в небо камень, который затем падает тебе на голову, — не надо винить Бога. Это не Бог в тебя камень бросил, а он сам вернулся к тебе по закону гравитации. Так и в жизни — здесь действуют законы духовной гравитации.
Бог напоминает нам о нашей неблагодарности. Будем честны перед собой и признаемся, что мы Его почти не благодарим. Не спрашиваем благословения на всякое дело и не благодарим после.
Многие молитвы, читаемые на повечерии и утрени, содержат словосочетание Господи и Владыко. Этими словами мы напоминаем себе — не Богу, потому что Бог и так это знает, — что Он многомилостив и милосерден. И затем уже идут прошения. Так человек учится благодарить Господа. Давайте каждый день будем спрашивать себя — сколько раз сегодня мы благодарили. Старец Паисий говорил, что одно «слава Тебе, Боже» равнозначно тысячам «Господи помилуй». Почему? Потому что «Господи, помилуй» — это просьба, а «Слава Тебе, Боже» — благодарность.
Помню, как-то на Рождество нас пригласили в одну больницу — принять участие в праздничных мероприятиях. Я 16 часов был на ногах, уже не было сил ни на песнопения, ни на радость — да и специфическая больничная атмосфера не добавляла настроения. И вот, когда я жаловался кому-то на свою усталость, один молодой человек, прикованный к постели после автокатастрофы, вдруг сказал мне:
— Давайте поменяемся!
Мы ворчим, просыпаясь ранним утром, и ненавидим будильник, мечтая отключить его навсегда, за то, что он будит нас на рассвете. А задумывались ли вы когда-нибудь в такие моменты, что множество людей в это же самое время, на рассвете, хотят встать с постели и не могут? Или провели ночь, не смыкая глаз от боли и страданий? Для них сон — это просто благословение, им недоступное.
Мы обращаем внимание лишь на то, чего не имеем, забывая о том, сколько всего у нас есть. Жизнь — бесценный дар Божий, которым нас оделил Господь просто так, без каких-либо заслуг. Так что, обладая этим великим даром, мы на самом деле принадлежим не себе, а Богу, создавшему весь мир и нас Своими руками, давшему нам Свое, Божественное, происхождение.
Счастливые люди
В этом году с нами в Уганду ездил мальчик — школьник из Пирея. Однажды он разговорился с местным мальчуганом, и тот спросил его:
— Вы, белые, — счастливые люди?
— Иногда — да, — ответил наш школьник по-английски, — а бывают дни, когда — нет.
— Почему?
— Ну, всякое бывает, проблемы, трудности…
— У вас есть тетради?
— Есть.
— А карандаши?
— Есть.
— А точилки для карандашей?
— Есть.
— Тогда с чего вы бываете несчастными?
Вы мне сейчас возразите: счастье ведь — это не тетрадки с точилками! Были, однако, в нашей стране и времена, когда точилка была предметом роскоши — а если рассказать об этом какому-нибудь мальчугану из Америки, к примеру, он тоже не поймет. Но сейчас, в благополучные времена, мы забываем ценить то, что имеем, и радоваться мелочам.
Как сейчас празднуется Рождество? Миллионы огней, подарки, а радости на сердце нет. Помню, отец рассказывал мне, как в детстве они заворачивали в фольгу шишки вместо елочных украшений, и мерцание фольги дарило им такую радость — «будто Бог нас посетил».
Тогда люди помнили, что никто не может им гарантировать завтрашний день, и пожелание «Многая лета!», которое сейчас мы произносим не задумываясь, звучало как напоминание о том, что нужно ценить каждое мгновение жизни. На Афоне есть замечательная пословица: «Бог годы не считает, а взвешивает». Важно качество, а не количество.
Встреча в тюрьме
И еще одна история из нашей поездки в Уганду. В рамках семинара для священнослужителей мы посетили местную тюрьму. 60 священников — и 400 заключенных. В этой тюрьме два отделения, мужское и женское, в женском отделении есть даже женщины с детьми (в Уганде, как и в Греции, ребенок до двух лет может находиться в тюрьме вместе с матерью).
Общение прошло весело. И среди скорби можно увидеть солнечный свет! Мы привезли заключенным угощение, вместе посидели за столом, шутили, смеялись, пели — в общем, атмосфера получилась очень радостная, несмотря на желтые рубашки (местная тюремная форма).
Но хорошее настроение при посещении тюрьмы мгновенно уходит, когда ты оказываешься за дверью. Стресс нагоняет тебя не внутри, а снаружи. Да-да, потому что именно на выходе из тюрьмы мысль о тех, кто там остался, вызывает массу переживаний. И не нужно говорить: «Ну, через пару лет многие и так выйдут!» Даже один день в тюрьме тянется невыносимо долго. Одно дело — сидеть дома по собственной воле, а другое — в камере. Поверьте.
Итак, когда мы собрались уходить, наш батюшка — отец Георгий — обратился к заключенным с таким пожеланием:
— Чтобы в следующий раз, когда мы сюда придем, никого из вас тут уже не было в желтых рубашках!
Мы ушли. Было очень грустно — особенно за матерей с детьми.
Прошел месяц. В одно из воскресений, когда мы служили Литургию, ко мне подошел отец Георгий:
— Там на улице тебя спрашивает какой-то молодой человек!
Я вышел и действительно увидел юношу. На голове у него была большая рана. Мы позвали врачей, рану промыли, перебинтовали голову, и тогда я спросил его:
— Как тебя зовут? Как ты попал сюда?
— Я освободился из тюрьмы и теперь могу вернуться домой.
— Ты живешь где-то рядом?
— Нет, я просто пришел поблагодарить вас за нашу встречу в тюрьме.
Надо сказать, что в Уганде, как и вообще в Африке, сесть в тюрьму считается большим позором. К заключенным даже родственники не приезжают. Но для нас, христиан, помнящих слова Христа «В темнице был, и посетили Меня», такое отношение неприемлемо. И неважно, заслуженно или незаслуженно человек несет наказание в тюрьме — в любом случае он должен быть для нас малым Христом.
— Как же тебя зовут, брат? — спросил я юношу.
— Рубега.
Классическое африканское отчество.
— А основное твое имя? Как тебя зовут?
— Шариф. Шариф Рубега.
Имя у него было не африканское. «Должно быть, католик или протестант», — подумал я, потому что юноша держался благоговейно и почтительно.
— Я мусульманин, — сказал он.
Видите, как повторяется история с благодарным самарянином! Тот был самарянин, этот — мусульманин. Как же часто благодарность является там, где ее совсем не ждешь!