А давайте на минуту оставим разговор о высоких материях и сядем снова за школьные парты?
Осталось выбрать школу. Почему бы нам не заехать в старинный русский город Козельск, который некогда стал для Батыя «Злым городом»? Козельск — городок небольшой, в нём проживает около 18 тысяч человек.
Сегодня мы посетим Козельскую СОШ N1 на улице Чкалова. Этой школе в 2011 году исполнилось 50 лет, в ней работают 35 учителей и учатся 733 ученика.
Войдём в недавно отремонтированное здание, пройдём по светлым и просторным коридорам.
Сначала отправимся на урок истории в 8 «А», который ведёт выпускница юрфака МГУ Мария Крылова. На уроке 21 ученик. В начале урока — короткий опрос, проектор, карточки. Мария улыбается, к детям обращается уважительно, на «вы». Домашнее задание учитель даёт уже через восемь минут после начала урока.
«Кто не успел, после уроков может подойти записать домашнее задание, или я вам в группу скину».
Группа «ВКонтакте» — хорошо, детям удобно.
Потом — новая тема: «посмотрите ролик».
Педагог задаёт детям вопрос: что такое стачки? Чем мануфактура отличается от фабрики? Что такое ценз?
Ребята активно работают на уроке, не отвлекаясь на посторонние дела, тянут руки. В классе много раздаточного материала.
Урок проходит стремительно.
Потом дети обсуждают карикатуру, смеются. Разрядка напряжения — это тоже хорошо.
В конце урока Мария задаёт уточняющий вопрос по теме урока: «Продолжите любые три фразы из предложенных:
— сегодня на уроке я узнал…
— понял, научился…
— самый большой мой успех — это…
— изменил своё отношение к…»
Ученик Ярослав точно формулирует то, что узнал на уроке.
За три минуты до конца урока Мария объясняет домашнее задание.
Звонок, и мы идём на другой этаж на урок биологии в 5 «Б». В классе сегодня 27 детей, учитель, также москвичка, выпускница биофака МГУ Ирма Деркач, проводит урок в высоком темпе, говорит громко, чётко артикулирует, часто улыбается, активно пользуется доской и экраном, также обращается к ученикам на «вы».
Дети активно работают на уроке, 5-7 учеников одновременно изо всех сил тянут руки.
Вопросы по пройденному материалу Ирма формулирует в виде загадок и поощряет призами тех, кто правильно отвечает: «Кто сказал „вирусы“? Супер!»
Новая тема, кишечнополостные: «Будем смотреть на них в микроскоп и делать лабораторную работу».
Дети с удовольствием потирают руки, когда слышат о работе с микроскопом.
Короткое видео, потом вопрос с места:
— Будем проходить черепно-мозговых?
— Черепно-мозговые бывают только травмы, — улыбается Ирма и все смеются.
Потом слайды с фотографиями, текстом крупными буквами и схемами, ученики старательно выводят в тетрадях слово «Черви».
Для проведения лабораторной работы на тему «Изучение пресноводной гидры» Ирма раздаёт по одному микроскопу на стол: «Ребята, я все микроскопы проверяла, в них гидру видно».
Цель работы: доказать, что гидра относится к кишечнополостным. Дети активно тянут руки, у каждого есть, что сказать. Учитель не собирает тетради, проверяет классную работу прямо на уроке.
Урок заканчивается вместе со звонком на перемену.
Отдохнём и мы. А заодно получше познакомимся с Ирмой, Марией и Александром Петровичем Тихоновым, директором школы N1 города Козельска. Александр Петрович работает в школе уже 5 лет, он формулирует свои принципы коротко, по-военному, в духе традиций этого «Города воинской славы»: «». Именно Тихонов был инициатором приглашения в Козельск учителей из программы «Учитель для России».
А как сами девушки объясняют причины, по которым они, выпускницы престижнейшего московского вуза, приехали на два года в небольшой Козельск?
Мария говорит о том, что, благодаря программе, исполнилось сразу две её мечты: во-первых, ей нравится сфера обучения, нравится проводить время с детьми и в школе она пытается донести до ребят, что «что им нужно понять, в каком деле они получают больше счастья, и заниматься именно этим делом, несмотря ни на что». Счастье как критерий профессионального выбора. Кроме того, Мария всегда мечтала пожить в небольшом городе, и Козельск оказался идеальным вариантом. «Мне хочется быть учителем, который вдохновляет сделать что-то особенное, не бояться трудностей, сделать невозможное. Хочется, чтобы мои уроки были для детей весёлыми и чтобы они чувствовали, что их принимают такими, какие они есть, а не пытаются переделать».
Вот что говорит Ирма: «Я бы очень хотела быть учителем, которому не особо нужны тетради, учебники, оценки, уроки и даже сама школа. Он просто входит куда-нибудь, где есть дети, и вокруг него начинается образовательный процесс, как-то сам собой, естественным и гармоничным образом. И всем сразу становится хорошо. Школьные уроки для меня — это скорее о развитии личности, формировании общей культуры учеников. Я хочу, чтобы после моих уроков дети научились думать и быть счастливыми».
И снова — про счастье. Хотите ли вы, чтобы ваших детей в школе учили быть счастливыми?
Со времени описанного выше апрельского дня прошёл уже почти год. Чем сейчас занимаются Мария и Ирма? Вот несколько последних новостей. На прошлой неделе прошла Открытая лабораторная по биологии, инициатором проведения которой была Ирма. Пришло 120 детей! Результат для школы — просто выдающийся. Так же в этом году один из учеников 7-го класса стал победителем районного этапа Олимпиады по биологии. Не отстаёт от Ирмы и Мария. Её класс собирается участвовать в региональном обмене с воронежскими школьниками, а два ученика из 9-го класса стали призёрами районного этапа Олимпиады по истории. Но сама Мария считает главным то, что несколько детей добились серьезного прорыва в общении, а это для учителя важнее остального.
Есть и другие новости. В козельской школе в этом году появился третий участник программы «Учитель для России» — учитель английского языка выпускница Калужского Государственного Университета Анастасия Кулакова. Этого добился неутомимый Александр Петрович Тихонов, который много времени и усилий посвящает тому, чтобы учителя, среди которых есть и педагоги, отработавшие в школе не один десяток лет и воспитавшие целые поколения, и молодые девушки из Москвы и Калуги, чтобы эти разные по жизненному опыту и методам преподавания учителя стали единой командой.
Я не удивлюсь, если кто-то из учеников козельской школы прославится на всю страну.
Многие сетуют на клиповое мышление современных детей, дескать, дети перестали быть усидчивыми и не воспринимают целостные куски информации. Что дети слишком много времени проводят в «гаджетах», в своих телефонах и компьютерах. Современные дети часто не готовы смотреть видео, если продолжительность ролика составляет «две циферки», то есть превышает 10 минут.
Но изменилось само время. Изменился темп жизни, который стал более рваным. Неслучайно одним из основных трендов современного как корпоративного, так и частного обучения является так называемое микрообучение, обучение в коротких разнообразных форматах: небольшой анимированный ролик, потом фото и лонгрид (причём, лонгридом зачастую становится короткая по прежним меркам статья), следом аудио, скрайбинг, игровой кейс и венчающий этот квант обучения закрепляющий тест. Кроме того, обучение из класса всё чаще переходит на экраны компьютеров и мобильных телефонов — туда, где уже живут наши дети.
Современное обучение становится интересным, весёлым и разноформатным. Именно таким, как его умеют преподнести в школе N1 города Козельска молодые педагоги из программы «Учитель для России».