Коллега сетует: сколько читаются тексты на сайте Леди.Мейл.ру и сколько – в православных интернет-изданиях. Несопоставимо! Что там – говорит – вашему Правмиру радоваться ста тысячам читателей в день Пасхи… И действительно – взять бы миллионы «Глотателей пустот, читателей газет» и окунуть бы их да в тексты о главном, добром и разумном!
Разговор о посещаемости у православных интернетчиков давний и больной. С одной стороны, все делают вид, что посещаемость не важна, но с другой стороны, это только вид. Мы все смотрим на счетчики светских порталов хотя бы иногда, и думаем — как бы так сделать, чтобы наши статьи ЧИТАЛИ побольше, а вот тот информационный мусор бы поменьше…
Стоит об этом поговорить подробно. Так ли уж малы православные СМИ? Такая ли капля в море?
Откуда берется посещаемость Леди.мейл.ру?
У этой посещаемости два слагаемых
- Национальный почтовый сервер стоимостью 5 миллиардов долларов, посещаемость 20 миллионов человек в день (вместе с подсайтами – 75 миллионов в день). Это колоссально мощная площадка для запуска любого проекта – пиши о пуантах или о разведении комнатных медуз – аудитория будет колоссальной. Вот смотрите:
Анонсы новых материалов на Мейл.ру приносят колоссальный трафик и проектам, покупающим там рекламу.
Деловое издание «Взгляд» несколько лет жило, покупая ссылки на новости своего сайта с мейл.ру. Посмотрите, как упала посещаемость их сайта, когда они прекратили там размещать новостные ссылки в 2007 году
Так поднимались и другие весьма деловые издания («Слон», к примеру).
В анонсах на Mail.ru все соревнуются в сенсационности и даже не желтизне, а, скорее, черноте заголовков. Вот из последнего (и это качественные СМИ!):
- Вести.ру: Видеорегистратор снял страшное ДТП, в котором погиб ребенок
- Infox Люди в шоке и перекрывают движение! Видео ужасной трагедии
- Forbes 10 самых сумасбродных российских бизнесменов. Кто они?
- РБК Завтрак Сергея Зверева закончился трагически
Второй источник успеха «Леди» – стандартный «желтый» контент.
- 5 причин влюбиться в негодяя
- Оксана Федорова беременна
- 25 самых дурацких комплиментов
и т.д.
Вот такой посещаемости мы хотим?
Хорошо об этом пишет Ф. Уэбстер в фундемантальной книге «Теории информационного общества»: «Очевидно, что многомиллионные тиражи «The Sun» нельзя приравнивать … к 400-тысячному тиражу «Financial Times»…. Мы можем оказаться в обществе, где информационная деятельность имеет большой удельный вес в ВНП, однако с точки зрения развития экономической, общественной и политической жизни серьезной роли не играет. Нация пассивных потребителей зрелищ, только и мечтающих о картинках в стиле Диснея?»
Итак, площадка. Примерно аналогичная ситуация с Яндексом: он дает мощный трафик на новостные сайты. Когда недавно Яндекс упал на несколько часов, посещаемость многих новостных изданий просела достаточно заметно.
В нишевых, тематических СМИ все по-другому. А православные СМИ – это именно нишевые издания. Посмотрим, что делается тут на примере посещаемости ПРАВМИРа (тут мы ситуацию знаем изнутри, и не обидим никого разбором полетов и трафика).
А надо ли сравнивать с гигантами?
У нишевых изданий посещаемость значительно ниже, чем у «все обо всем» информационных сайтов типа Ленты.ру. К примеру посмотрим посещаемость за октябрь (у многих сайтов статистика закрытая, поэтому расчет за месяц производился по имеющимся данным на 18 октября)
- National Geographic — русское издание – 232 000 в месяц
- Компьюлента 488 000 в месяц
- Полит.ру 590 000 в месяц
- Правмир.ру – 620 000 в месяц
- Openspace 655 000 в месяц
То есть у Правмира посещаемость выше Полит.ру, Компьюленты и National Geographic , но немного ниже Openspace.
То есть установка, что в светских СМИ колоссальных трафик, а православные издания – лишь капля в океане, уже не вполне верна. Цифры сопоставимы.
А если добавить еще удобные страницы типа календаря – как на православии.ру, то посещаемость будет еще выше: из примерно 55 000 читателей на православии.ру в день – 20 000 дает сайт days.pravoslavie.ru.
Экстенсив и многообразие
И ведь мы вспомнили только про два православных сайта. А сколько еще прекрасных изданий на просторах Интернета!
Православный интернет — один из самых горизонтально развитых сегментов Рунета. Существует колоссальное количество сайтов по самым разным направлениям — от иконописи до юмора. Сайты есть почти у каждого прихода и благочиния. Такое многообразие в других сферах надо еще изрядно поискать (масштаб хорошо показывает каталог Христианство.ру). Например, в области образования ничего подобного нет.
У многообразия есть обратная сторона. Там, где светские сайты консолидируются и объединяют разные издания на одной площадке, православные создают новые ресурсы. С нулевым индексом цитирования, зато свои собственные. Вот консолидации православному Рунету изрядно не хватает. Если бы мы научились делать совместные проекты в рамках одной площадки, то и людей бы в эти издания приходило больше.
А если повысить качество?
Часто говорят, что вся проблема в качестве, мол, если бы православные СМИ хорошо писали – их читали бы больше.
Это так и не так. Да, православной журналистике предстоит пройти еще очень большой путь. Предстоит научиться работать как большим СМИ: быстро и качественно. Но не все ТАК плохо, как нам кажется. Качество текстов в православных СМИ очевидно растет. Есть практически все новые жанры: онлайн-конференции, видеоблоги, аудиоподкасты и т.д. Растет качество интервью и репортажей, в православных СМИ работают профессиональные фотографы, и нередко к нам обращаются с просьбой предоставить фотографии для глянцевого издания.
Это хорошо.
Растет качество не везде и не всегда быстро – это плохо.
Но решающего многотысячного скачка за счет качества не сделать. А главное — не из-за качества нас опережают светские издания.
Как отмечает А. Мирошниченко в книге «Когда умрут газеты»: «Качество журналистики вообще не связано с базовыми функциями СМИ», и приводит в пример государственные телеканалы: «Качество все ниже, а функцию формировать и отражать – выполняют».
Итак, чтобы получить аудиторию, надо либо
- Получить огромную площадку
либо
- Создать такую площадку темами, которые создают посещаемость.
Недавно в интернете появился сайт «Шортики»: разработчики написали программу, которая копировала с популярного сайта анекдотов только короткие анекдоты. Посещаемость сайта через неделю была 100 000 в день.
Но сложность в том, что если на большой площадке начать вещать о православии, площадка будет сразу потеряна (представьте себе программу телепередач канала «Спас» на Первом канале). А если начать отрабатывать посещаемые темы – издание, скорее всего, перестанет быть православным (хотя известный публицист Е. Стрельчик много лет и вынашивает идею газеты «Мирская жизнь» — массового православного издания, и, может, что и получится у него).
Нужна ли православным СМИ посещаемость?
Да. Наверное, если бы ведущие СМИ сегодня писали о совести, о любви, о чести и долге, было бы лучше. Вот сделал Первый канал ток-шоу про чудеса свт. Спиридона Тримифунтского – тут же миллионы ринулись к его мощам. А если бы ток-шоу и правда обсуждали серьезные проблемы?
8 лет назад, создавая Правмир, мы так решили этот вопрос для себя и так и продолжаем этот вопрос решать. Если хотя бы один человек изменится – все не зря. Если один ребенок будет спасен от аборта, одна семья от распада и один человек решит креститься – все не зря. Результаты, слава Богу, есть. Есть письма, есть благодарности.
Иногда наши результаты — от противного.
Вот пришло однажды к нам письмо, девушка сообщает:
«Прочитала я статью протоиерея Димитрия Смирнова про изнасилования. Ну уж она меня возмутила! До глубины души. Но остановиться я уже не могла: читала-читала-читала без конца все статьи подряд. И вот уже два года как я раба Божия Дарья, прихожанка храма в Москве».
Хороший пример результата — сайты miloserdie.ru и predanie.ru — при небольшой посещаемости и трудной теме достигаются колоссальные результаты — скольким людям удалось помочь благодаря этим и другим благотворительным проектам!
Православным журналистам предстоит еще сделать очень много.
Но и очень многое уже сделано.
А Леди.мейл.ру тут, в общем-то, ни при чем.
Вместо послесловия
Раз уж о посещаемости речь пошла, скажу СПАСИБО нашим читателям. Всем, кто ходит на сайт, читает, делится с другими, кто присылает свои статьи и обсуждает статьи других авторов, кто критикует и кто ободряет. ПРАВМИР — результат совместной работы редакции и читателей. Ведь мы существуем на пожертвования читателей, а, значит, в каждом материале вклад и автора и кого-то из наших жертвователей. Чем больше нас будет, тем больше мы сможем сделать, работая в православной журналистике ВМЕСТЕ.