Коллега сетует: сколько читаются тексты на сайте Леди.Мейл.ру и сколько – в православных интернет-изданиях. Несопоставимо! Что там – говорит – вашему Правмиру радоваться ста тысячам читателей в день Пасхи…  И действительно – взять бы миллионы «Глотателей пустот, читателей газет» и окунуть бы их да в тексты о главном, добром и разумном!

Разговор о посещаемости у православных интернетчиков давний и больной. С одной стороны, все делают вид, что посещаемость не важна, но с другой стороны, это только вид. Мы все смотрим на счетчики светских порталов хотя бы иногда, и думаем — как бы так сделать, чтобы наши статьи ЧИТАЛИ побольше, а вот тот информационный мусор бы поменьше…

Стоит об этом поговорить подробно. Так ли уж малы православные СМИ? Такая ли капля в море?

Откуда берется посещаемость Леди.мейл.ру?

У этой посещаемости два слагаемых

  1. Национальный почтовый сервер стоимостью 5 миллиардов долларов, посещаемость 20 миллионов человек в день (вместе с подсайтами – 75 миллионов в день). Это колоссально мощная площадка для запуска любого проекта – пиши о пуантах или о разведении комнатных медуз – аудитория будет колоссальной. Вот смотрите:
Основной источник трафика - подсайт гороскопов

Основной источник трафика - подсайт гороскопов

Анонсы новых материалов на Мейл.ру приносят колоссальный трафик и проектам, покупающим там рекламу.

Деловое издание «Взгляд» несколько лет жило, покупая ссылки на новости своего сайта с мейл.ру. Посмотрите, как упала посещаемость их сайта, когда они прекратили там размещать новостные ссылки в 2007 году

Так поднимались и другие весьма деловые издания («Слон», к примеру).

В анонсах на Mail.ru все соревнуются в сенсационности и даже не желтизне, а, скорее, черноте заголовков. Вот из последнего (и это качественные СМИ!):

Второй источник успеха «Леди» – стандартный «желтый» контент.

  • 5 причин влюбиться в негодяя
  • Оксана Федорова беременна
  • 25 самых дурацких комплиментов

и т.д.

Вот такой посещаемости мы хотим?

Хорошо об этом пишет Ф. Уэбстер в фундемантальной книге «Теории информационного общества»: «Очевидно, что многомиллионные тиражи «The Sun» нельзя приравнивать … к 400-тысячному тиражу «Financial Times»…. Мы можем оказаться в обществе, где информационная деятельность имеет большой удельный вес в ВНП, однако с точки зрения развития экономической, общественной и политической жизни серьезной роли не играет. Нация пассивных потребителей зрелищ, только и мечтающих о картинках в стиле Диснея?»

Итак, площадка. Примерно аналогичная ситуация с Яндексом: он дает мощный трафик на новостные сайты. Когда недавно Яндекс упал на несколько часов, посещаемость многих новостных изданий просела достаточно заметно.

В нишевых, тематических СМИ все по-другому. А православные СМИ – это именно нишевые издания. Посмотрим, что делается тут на примере посещаемости ПРАВМИРа (тут мы ситуацию знаем изнутри, и не обидим никого разбором полетов и трафика).

А надо ли сравнивать с гигантами?

У нишевых изданий посещаемость значительно ниже, чем у «все обо всем» информационных сайтов типа Ленты.ру. К примеру посмотрим посещаемость за октябрь (у многих сайтов статистика закрытая, поэтому расчет за месяц производился по имеющимся данным на 18 октября)

То есть у Правмира посещаемость выше Полит.ру, Компьюленты и National Geographic , но немного ниже Openspace.

То есть установка, что в светских СМИ колоссальных трафик, а православные издания – лишь капля в океане, уже не вполне верна. Цифры сопоставимы.

А если добавить еще удобные страницы типа календаря – как на православии.ру, то посещаемость будет еще выше: из примерно 55 000 читателей на православии.ру в день – 20 000 дает сайт days.pravoslavie.ru.

Экстенсив и многообразие

И ведь мы вспомнили только про два православных сайта. А сколько еще прекрасных изданий на просторах Интернета!

Православный интернет — один из самых горизонтально развитых сегментов Рунета. Существует колоссальное количество сайтов по самым разным направлениям — от иконописи до юмора. Сайты есть почти у каждого прихода и благочиния. Такое многообразие в других сферах надо еще изрядно поискать (масштаб хорошо показывает каталог Христианство.ру). Например, в области образования ничего подобного нет.

У многообразия есть обратная сторона. Там, где светские сайты консолидируются и объединяют разные издания на одной площадке, православные создают новые ресурсы. С нулевым индексом цитирования, зато свои собственные. Вот консолидации православному Рунету изрядно не хватает. Если бы мы научились делать совместные проекты в рамках одной площадки, то и людей бы в эти издания приходило больше.

А если повысить качество?

Часто говорят, что вся проблема в качестве, мол, если бы православные СМИ хорошо писали – их читали бы больше.

Это так и не так. Да, православной журналистике предстоит пройти еще очень большой путь. Предстоит научиться работать как большим СМИ: быстро и качественно. Но не все ТАК плохо, как нам кажется. Качество текстов в православных СМИ очевидно растет. Есть практически все новые жанры: онлайн-конференции, видеоблоги, аудиоподкасты и т.д. Растет качество интервью и репортажей, в православных СМИ работают профессиональные  фотографы, и нередко к нам обращаются с просьбой предоставить фотографии для глянцевого издания.

Это хорошо.

Растет качество не везде и не всегда быстро – это плохо.

Но решающего многотысячного скачка за счет качества не сделать. А главное — не из-за качества нас опережают светские издания.

Как отмечает А. Мирошниченко в книге «Когда умрут газеты»: «Качество журналистики вообще не связано с базовыми функциями СМИ», и приводит в пример государственные телеканалы: «Качество все ниже, а функцию формировать и отражать – выполняют».

Итак, чтобы получить аудиторию, надо либо

  • Получить огромную площадку

либо

  • Создать такую площадку темами, которые создают посещаемость.

Недавно в интернете появился сайт «Шортики»: разработчики написали программу, которая копировала с популярного сайта анекдотов только короткие анекдоты. Посещаемость сайта через неделю была 100 000 в день.

Но сложность в том, что если на большой площадке начать вещать о православии, площадка будет сразу потеряна (представьте себе программу телепередач канала «Спас» на Первом канале). А если начать отрабатывать посещаемые темы – издание, скорее всего, перестанет быть православным (хотя известный публицист Е. Стрельчик много лет и вынашивает идею газеты «Мирская жизнь» — массового православного издания, и, может, что и получится у него).

Нужна ли православным СМИ посещаемость?

Да. Наверное, если бы ведущие СМИ сегодня писали о совести, о любви, о чести и долге, было бы лучше. Вот сделал Первый канал ток-шоу про чудеса свт. Спиридона Тримифунтского – тут же миллионы ринулись к его мощам. А если бы ток-шоу и правда обсуждали серьезные проблемы?

8 лет назад, создавая Правмир, мы так решили этот вопрос для себя и так и продолжаем этот вопрос решать. Если хотя бы один человек изменится – все не зря. Если один ребенок будет спасен от аборта, одна семья от распада и один человек решит креститься – все не зря. Результаты, слава Богу, есть. Есть письма, есть благодарности.

Иногда наши результаты — от противного.

Вот пришло однажды к нам письмо, девушка сообщает:

«Прочитала я статью протоиерея Димитрия Смирнова про изнасилования. Ну уж она меня возмутила! До глубины души. Но остановиться я уже не могла: читала-читала-читала без конца все статьи подряд. И вот уже два года как я раба Божия Дарья, прихожанка храма в Москве».

Хороший пример результата — сайты miloserdie.ru и predanie.ru — при небольшой посещаемости и трудной теме достигаются колоссальные результаты — скольким людям удалось помочь благодаря этим и другим благотворительным проектам!

Православным журналистам предстоит еще сделать очень много.

Но и очень многое уже сделано.

А Леди.мейл.ру тут, в общем-то, ни при чем.

Вместо послесловия

Раз уж о посещаемости речь пошла, скажу СПАСИБО нашим читателям. Всем, кто ходит на сайт, читает, делится с другими, кто присылает свои статьи и обсуждает статьи других авторов, кто критикует и кто ободряет. ПРАВМИР — результат совместной работы редакции и читателей. Ведь мы существуем на пожертвования читателей, а, значит, в каждом материале вклад и автора и кого-то из наших жертвователей. Чем больше нас будет, тем больше мы сможем сделать, работая в православной журналистике ВМЕСТЕ.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.