После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
Лк. 7: 11—16
В этот воскресный день Господу угодно через Евангелие с нами разговаривать о том, каков Он и не каков Он. Мы слышим сегодня повествование о единственном сыне вдовицы из города Наина.
И вот несколько важнейших слов, которые относятся к действию Спасителя по отношению к умершему юноше. Господь подходит к пределам Наина, видит умершего. И первое, что говорится о чувстве Спасителя в этот момент: «И сжалился Он над этой женщиной, помилосердствовал о ней». Он говорит вдове: не плачь. И без всякого промедления — следующее действие Спасителя. Он подходит ко одру и обращается к юноше: тебе говорю, встань! И юноша восстает. И Христос отдает его матери. И вот теперь уже свидетельство окружающих людей: «Восстал великий в пророках, и посетил Бог народ Свой».
Итак: помилосердствовал, не плачь, восстани, Бог посетил народ Свой.
В отличие от нашего современного, очень искаженного и нездорового представления о посещении Божием как о посещении скорбями и наказанием, Евангелие понимает его абсолютно без превратностей. Посещение Божие — это прощение, исцеление, воскресение и спасение.
Мы говорим: вот, посетил Господь — гриппом заболел на той неделе. Любая злобная сила, действующая на человека, ничего общего с посещением Божиим не имеет. Лгут те, кто хочет отбросить нас в Ветхий Завет и сказать нам, что посещение Божие — это наказание. Зачем человека наказывать, когда он сам через совокупность собственных грехов и утрату разума себя накажет? Ему уже даже никакого сатаны для этого не нужно. Он сам себя накажет, не видя самого главного в своей жизни, поклоняясь чужим богам, отходя от Спасителя.
Посещение Божие — это всегда приход Бога на помощь человеку. Когда у человека ладится дело, это посещение Божие. Когда у человека душа поет, это посещение Божие. Если происходит обратное, то это не посещение Божие, а уход Божий. Можем ли мы себе представить, что после того, как наш дом посетит дорогой нам человек, мы бросимся пересчитывать столовое серебро или начнем отмывать все, к чему он прикасался? Наоборот, мы будем тепло вспоминать: был у нас человек, посидел, пообщался. Мы почувствовали, как его радость входит в нашу радость. Вот это — посещение Божие.
Свт. Иоанн Златоуст говорит: грехи самого плохого человека на свете — ничто по сравнению с милосердием Божиим[1]. Они как песчинка по отношению к океану. Мы можем отвернуться от Божией милости — это наш выбор. Но тогда посетит нас не Бог, а некто другой.
Урок сегодняшнего Евангелия в том, что отношения с Богом должны и могут строиться как отношения радостные, счастливые. А куда же деть все наши обиды и беды? Мы ведь не можем от них избавиться, уйти? Мы не можем от них уйти, потому что у нас не сложился обычай смотреть на ту или иную ситуацию Христовыми глазами. Мы смотрим через десятки линз, искажающих то, что мы могли бы увидеть чистым и незамутненным. Мы и ведем себя, исходя из этого искаженного линзами взгляда. И нам приходится туго. Потому что действительного — и действенного — обращения ко Христу у нас тогда не получается.
Попросим Бога, чтобы через Свое посещение Он эти очки, которые нам не подходят, те стекла, которые мы уже давно надели, мутные и грязные, и совсем под другое зрение, разбил бы. И позволил бы нам видеть Себя как Он есть. И мы бы увидели, что, как говорит апостол, Он — свет[2].
Нас будут обижать. Нам не будет легко. Порой, быть может, будет очень тяжко. Но в глубине собственного сердца нам будет мирно, потому что Христос даст чувство пребывания в Себе. А быть с Богом, в Боге, у Бога — означает быть человеком счастливым. Я хочу вернуть вас к детскому образу — «жить как у Христа за пазухой». Это не обязательно припеваючи, не всегда очень богато и успешно. Но всегда в твердом чувстве, что Христос тебя не оставит.
Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея»
[1] «Не помышляй о множестве твоих грехов, но смотри на бесконечную благость Божию. Болезни — велики, но Врач — больше; буря — сильна, но Кормчий — мудр; души доведены до отчаяния, но лекарства находятся наготове и после отчаяния. Нет ничего, что могло бы победить и превозмочь Его милосердие … Что хуже разбойника? Однако чрез одно слово, в мгновение ока он вошел в рай прежде множества святых» (Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 6. Кн. 6).
[2] Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (Ин. 1: 5).