«Пошли мне человека, который полюбит меня и которого полюблю я». Но мы не верим – и не молимся
«Прими с благоговением то, что тебя ожидает. И если так воспринимать свой брак – который еще не осуществился, но для Бога все равно как если бы уже осуществился, – то, без сомнения, Господь поможет тебе». Но, к сожалению, сегодня большинство молодых людей проживают эти радостные моменты без Бога. Это наша трагедия, трагедия современного человека.

Архимандрит Андрей (Конанос)

Помолись. Молитва – это хорошо. Молись, и услышишь шаги. «Чьи шаги?» Твоей «половинки»! Слышишь шаги? Тихо, тихо! Послушай! Слышишь? «Да что вы такое говорите, отче! Какие шаги?» Говорю тебе, слушай! Если тебе уже за двадцать, то человек, с которым хочешь создать семью, которого уготовил для тебя Бог, уже где-то есть, где-то живет. «Но для чего вы мне это говорите?» Говорю, чтобы ты почувствовал, как благоговейная радость наполняет твою душу в молитве к Богу устроить вашу встречу – с той, которая уже где-то есть. «Господи, – просишь ты, – наверное, мы идем друг к другу параллельными путями, мы уже рядом. Человек, которого Ты, премудрый, преблагий и любящий, приготовил для меня, – где-то есть. Господи, сохрани эту девушку, этого молодого человека! Сохрани ее или его, подготовь к встрече со мной, даруй дар Святого Твоего Духа, даруй Свое благословение и любовь, убереги от тяжких искушений, испытаний, опасностей – телесных и душевных».

Понимаешь, что ты делаешь? Ты молишься о том, кого пока не знаешь, но кого знает Господь. Решаешь уравнение с одним неизвестным, где неизвестное – твоя «половинка», а известное – наш Христос. И пройдет несколько дней, месяцев или лет, и Бог приведет к тебе этого человека. Только представь: ты говоришь все это Христу, а Христос знает имя девушки, которая будет твоей женой! Знает, и на венчании это имя услышат все, когда священник торжественно скажет: «Венчается раб Божий Николай рабе Божией Елене». Но все услышат имя «Елена» только тогда, а Господь знает его уже сейчас.

Говори: «Господи! Я не знаю, кто она; не знаю, как произойдет наша встреча; не знаю, что для этого нужно делать – нам, людям, не под силу решать такие вещи, ведь они таинственны…» На венчании мы слышим слова о том, что Бог сочетает мужа и жену. Он соединяет, устраивает их встречу – как? Как это возможно – что два незнакомых человека, еще недавно совершенно чужие друг другу, становятся родными и близкими настолько, что решают соединиться и делить все радости и печали, а потом умереть в один день? Это удивительное чудо, удивительное. Неужели вам так не кажется? У меня нет семьи и никогда не будет, но я благоговею перед этим чудом – как благоговеешь ты перед выбором монашеского пути, когда человек посвящает себя Богу. Таким образом, любой путь – и брак, и монашество, – является браком.

И еще кое-что.

Однажды молодой человек спросил меня: «Неужели я никогда не женюсь? Неужели никогда не услышу «Исаие, ликуй»?

– Как не услышишь? – ответил я.

И пришло время, когда он действительно услышал это песнопение – на своей хиротонии. Ведь при рукоположении во диакона и священника это песнопение также поется! Получается, миряне могут услышать его лишь однажды, а священник – целых два раза: «Исаие, ликуй! Дева име во чреве и роди Сына Эммануила, Бога же и Человека, Восток имя Ему, Его же величающее, Деву ублажаем».

Прими с благоговением то, что тебя ожидает. И если так воспринимать свой брак – который еще не осуществился, но для Бога все равно как если бы уже осуществился, – то, без сомнения, Господь поможет тебе. Вот что я хотел сказать.

И тогда все вы – и упомянутый мною брат, и те из вас, кто так тревожится о будущем своих детей, – все вы начнете действовать по-другому, если будете смотреть на брак как на тайну. Ведь тайна – это дело Бога, а не твоего ума, способностей, возможностей, педагогического мастерства.

Здесь бесполезны трюки и приемы, о которых ты вычитал в книгах, где написано, как поступать в той или иной ситуации, как общаться с людьми… Ничего подобного здесь нет. Есть тайна, которая совершается в Церкви, рядом с Богом.

К сожалению, сегодня большинство молодых людей проживают эти радостные моменты без Бога. Это наша трагедия, трагедия современного человека. И семьи разрушаются, не успев что-либо построить. О чем тогда вообще можно говорить? Если функция семьи нарушена, то ничего работать не будет. Люди создают больные семьи, где вырастают проблемные, измученные дети, которые бунтуют, сопротивляются, огрызаются, бьют стекла и посуду, громят все вокруг, митингуют, потому что им ничего в этой жизни не нравится, поджигают автомобили… «И правильно делают!» – сказал мне на это один человек. «Конечно, правильно!» – подумал я про себя. А что еще им остается делать? Что? Когда жизнь их родителей – знакомство, любовь, отношения, беременность, воспитание детей – не несет на себе Божественной печати и лишена благодати? Все происходит, как у животных – но невинные звери благословлены Богом, потому что следуют своим инстинктам, живут так, как Он их создал. А ты? Ты, человек? Ты делаешь, что хочешь, что тебе нравится? Нет. Вода, которую ты набираешь из-под крана, не святая вода. Ты приносишь эту воду в церковь, даешь священнику, он благословляет ее, и после этого она становится святой. Водоосвящение – это когда рука священника, недостойного священника, благословляет воду, но за его рукой стоит Господь, Который Сам благословляет и освящает.

Только в Церкви хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христовы. У тебя дóма это всегда будет просто вино и хлеб, который плесневеет и отправляется на корм птицам. В Церкви же над хлебом и вином совершается Таинство. Они претворяются в Тело и Кровь Христовы. Точно так же и любая человеческая особенность – как биологическая, так и психологическая – имеет ту же потребность: получить благословение от Господа, освятиться в Церкви, стать нетленной и благодатной.

Речь идет здесь, в первую очередь, о браке – самом священном событии в твоей жизни.

Это очень важный вопрос. Мы знаем, как важно получить хорошее образование, выбрать достойную профессию и – создать семью. Все это мы делаем уже во взрослом возрасте, когда становимся достаточно зрелыми людьми. А ты думаешь, что можешь сам принять такое важное решение: «Я сам! Сам все решу, сам знаю, как лучше! Сам, сам…» К сожалению, мы мыслим исключительно мирскими, человеческими критериями. У нас все строится на биологии, психике, эмоциях – ничего божественного здесь нет. Никаких божественных критериев, ни одного!

Лишь немногие находят в себе силы обуздывать свои инстинкты и поступать не так, как хочется в настоящий момент, а молиться: «Господи, мне кажется, нужно сделать так, но как Тебе кажется, Господи?» Потому что я могу чего-то не видеть, могу быть ослеплен – ведь когда любовь «замешана» на одних эмоциях, без участия Христа, тогда это инстинктивная, слепая любовь и многого можно не увидеть. Конечно, эмоциональный порыв, желание здесь необходимы, чтобы отношения получили начало. Но необходим и разум – чтобы включалась логика, чтобы видеть ясно. Как этого достичь? В Церкви. Иначе как прозреть? Самостоятельно – без молитвы, без исповеди и причастия?

Одному человеку я как-то дал здесь практический совет: «Читай каждый день акафист ко Пресвятой Богородице». А ты это делаешь? Ну конечно: «Я не успеваю, времени не хватает». Хорошо. Нет времени – не читай. Но если нет времени на молитву – значит, проблема не так сильно тебя тревожит. «Да как же не тревожит, отче? Я так хочу создать семью!» Да нет, если бы тебя это действительно беспокоило, ты бы молился не от случая к случаю, а чаще. Тут надо покорпеть. Израильтяне перешли Красное море, потому что это было чудо Божие. А тебе надо немного попотеть, что-то сделать, как-то вложиться. Как? Молитвой. Она покажет, как сильно ты этого желаешь.

Молись Богу, Пресвятой Богородице, говоря: «Пресвятая Богородице, даруй мне любовь Сына Твоего; пошли мне человека, который полюбит меня и которого полюблю я – чтобы мы прожили вместе оставшуюся жизнь, всей семьей любя Господа Бога, Твоего Сына». И Богородица подарит тебе такого человека. «Неужели каждый день надо так молиться?» – спросишь ты. Эх, все у тебя несерьезно. Нет серьезного подхода к духовной жизни, нет стремления получить то, чего хочешь. Да если бы ты действительно хотел, то читал бы акафист с утра до вечера! «Если бы я был уверен в том, что это случится, то да, читал бы!» Видишь? Вот в этом твоя главная проблема. Признайся: ты просто не веришь. Мы не верим в силу Господа, силу молитвы, не верим в Бога – потому и не молимся, не надеемся на молитву.

Скажу еще вот что: именно по этой причине Господь не прислушивается к нашим формальным, холодным прошениям. «Подожду еще, – говорит Он. – Пусть немного потомится. Подожду вопль от самого сердца».

Господь никого не мучает. Он просто хочет, чтобы ты дозрел до определенных вещей, чтобы начал серьезно относиться к отношениям с Богом и людьми. Чтобы ты понял: такие важные вопросы не решить за пределами Церкви – потому что, к сожалению, после развода все равно все бегут именно в церковь. И когда с детьми начинаются проблемы, люди приходят и говорят: «Отче, спасите моего сына!» И когда семья рушится – «Отче, запишите наши имена, помолитесь, все плохо!»

Ну и что, так и будем постоянно собирать обломки? Свет Христов освещает не только обломки счастья. В его свете блистают алмазы радости, райской, Божественной красоты.

Церковь существует не только для неудачников, страдающих, мучающихся супругов. Те из вас, кто пришел сюда благодаря скорбям – молодцы, хорошо, что нашли верный путь, пусть и через страдание. Молодцы! Вы достойны похвалы.

Но те из вас, кто только начинает свой путь – пусть ошибки и промахи других заставят вас задуматься. Без Христа невозможно пройти все это – правда. Невозможно пройти так, чтобы отчаяние, тление и смерть не охватили душу.

Человеческие отношения – это очень непросто. И мне кажется, невозможно их укрепить без Христа, на одних деньгах, достатке и т.д. Ведь когда брак дает трещину, кто не взмолится: «Господи, помоги! Спаси!»

Те, кто любит Христа просто так, свободно, кто благодарит Его за все, – достойны восхищения. Блаженны и те, кто обращается к Богу благодаря проблемам.

Будем молиться, чтобы каждый нашел свой путь к Богу и на этом пути встретил свою «половинку» – человека, с которым можно будет идти рука об руку на Восток, ко Христу. Вместе – а не порознь, один в одну сторону, другой – в другую.

Будем молиться о том, чтобы в вашей жизни случались чудеса – как те, о которых я рассказывал, так и самое великое чудо – ощущение Божественного присутствия и любви в сердце и жизни.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.