Краткая биография
Святитель Симеон родился и вырос в Константинополе в конце XIV в. Принял постриг, был близок ко двору Патриарха и хорошо знаком со святителями Каллистом и Игнатием Ксанфопулами. Между маем 1416 г. и апрелем 1417 г. святой принял архиерейскую хиротонию и был назначен на Фессалоникийскую митрополию. В июне 1422 г. он отправился в Константинополь, а по пути обратно посетил святую гору Афон. Задержка была связана с политической ситуацией в Фессалониках: возникло напряженное противостояние между теми, кто готов был перейти под власть турок, и теми, кто предпочитал прибегнуть к защите и покровительству венецианцев. Наконец он вернулся, и в 1423 г. город перешел под покровительство Венеции, которое допускало соблюдение церковной независимости православной паствы от посягательств Рима. Святитель скончался в архипастырских трудах в сентябре 1429 г., когда город был осажден, а в марте 1430 г. Фессалоники после длительной осады пали и окончательно перешли в руки турок.
Противомусульманские творения
Среди богатого творческого наследия святителя Симеона имеется несколько сочинений, направленных против ислама. Прежде всего это 4-я глава из сочинения “Против всех ересей”, озаглавленная “Против язычников, или магометан”. Она посвящена вероучению мусульман и их образу жизни, но святой Симеон почти ничего не говорит о ритуале и истории возникновения ислама.
Более пространным сочинением на интересующую нас тему является недавно изданное “Послание в поддержку благочестия, против Агарян”. Послание адресовано христианскому населению Анатолии, Кесарии, Анкиры и Гангр, — греческих городов, недавно попавших под власть мусульман. Цель послания — укрепить в вере православных, оказавшихся под игом турок.
Наконец, третье сочинение, касающееся частично отношения к мусульманам — неизданное “Наставление в равной степени о стоящих за Христа и отечество и порицание против думающих о нечестивых”. В этом обращении к Фессалоникийской пастве и “ко всем христианам”, святитель Симеон уговаривает их противостоять до смерти туркам, говоря, что они есть орудия диавола. Всякий намеревающийся или пытающийся передать город туркам предан будет анафеме1.
Место в византийской антиисламской полемике
Можно сказать, что святитель Симеон — последний византийский полемист против ислама. Конечно, апологетические и критические трактаты такого рода возникали и после падения Константинополя, но это уже было слово, сказанное либо под мусульманским гнетом (святой Геннадий Схоларий), либо на чужбине (Георгий Трапезундский, Паисий Легарит). В них не было уже той свободы и своеобразного византийского самосознания, которые создавали мировоззрение и установки, единые для всех византийских полемистов. Преподобные Иоанн Дамаскин, Феодор Абу Курра, Самон Газский и Варфоломей Эдесский жили под мусульманами, но, записывая свои мысли на греческом языке, они знали, что их будут читать в Византии, и ориентировались на византийского читателя. Святитель Симеон Фессалоникийский — последний в этой традиции.
Тем интереснее, что его противомусульманские сочинения различаются по своей цели и характеру, и это позволяет получить комплексное и разностороннее представление о его взглядах на эту религию.
Прежде всего о 4-й главе книги “Против всех ересей”. Это оригинальная, а не компилятивная глава, в тексте нет ни одной пространной цитаты из византийских полемистов, хотя знакомство с трудами некоторых из них несомненно, и Святитель сам в конце делает косвенную ссылку на них, говоря, что учение магометан вполне описано и исследовано, и потому нет потребности подробно о нем распространяться.
Святитель называет мусульман язычниками; такая традиция в христианском мире существовала и до него, святитель Симеон делает это сознательно: по его мнению, мусульмане, не приняв истинного понимания о Боге, в Троице славимом, по сути не ушли от язычества, по-прежнему не имея истинного учения.
Святитель Симеон не пишет всего того, что знает об исламе, он это прямо говорит, а пишет лишь самое, по его мнению, главное, и это главное можно свести к трем темам, встречающимся и в главе, и в послании: заблуждение ислама в учении о Боге, неприятие и непонимание мусульманами Сына Божия и их порочная жизнь. Как никто другой, святитель Симеон уделяет внимание последнему пункту; по его мысли, нечестивый образ жизни имеет своей причиной нечестивое учение о Боге. Наибольшие пороки мусульманского образа жизни состоят в следующем: жизнь грабежом и войной, страсть к деньгам, полигамия и содомский грех. О широкой распространенности гомосексуализма у турок писал и один из предшественников святителя Симеона по кафедре — святитель Григорий Палама в “Письме своей Церкви” из плена. Безусловно, святитель Симеон был знаком с этой страницей истории своей митрополии. В целом описание мусульманского образа жизни у обоих фессалоникийских Святителей совпадает. Святитель Симеон подчеркивает различие между христианством и исламом как между религией, направленной в мир грядущий, вечность, и религией, направленной на мир сей, преходящий.
В числе других источников Святитель использовал 100-ю главу из “О ересях” преподобного Иоанна Дамаскина: в 4-й главе на это указывают слова о доисламской религии арабов, в “Послании” почти дословно повторяется аргумент Дамаскина о том, что если у Бога нет Слова и Духа, то Бог бессловесен и бездушен.
О Боге по учению мусульман он говорит, что те не признают Троицу и Бога не исповедуют как Родителя, и Мухаммед назвал Бога всецелосферическим (РlТsfairoj). Это — цитата из 112-й суры Корана, где сказано, что Бог — samad (‘крепкий’, поздние переводы и трактовки: ‘вечный’). Ранние полемисты хорошо знали эту суру и переводили samad словом РlТsfuroj (‘цельнокованный’). В том варианте, в котором его приводит святитель Симеон, это определение встречается впервые у императора Иоанна Кантакузина в его “Четвертом слове против Магомета” (PG 154, 692BC), откуда, вероятно, Святитель и узнал об этом. Кроме этого, Святитель говорит, что Мухаммед считал Бога кристаллическим (или кристаллоподобным). Святитель Симеон — единственный из византийских полемистов, кто употребил это слово по отношению к мусульманскому представлению о Боге2, и нам осталось непонятным, что он имел под этим в виду и что именно навело его на эту мысль.
Сам Мухаммед, по его словам, был варваром, проповедовал среди единоплеменников свое учение, будучи одержимым, назвал себя посланником Божиим. Святитель Симеон упоминает о мирадже — чудесном вознесении Мухаммеда. Информацию об этом он почерпнул, вероятно, также у Кантакузина, но сам провел сопоставление этого сказания с вознесением Христа и утверждением Мухаммеда о том, что он выше Его.
Святитель обращает особое внимание на то, что ислам проистек от несторианства. Сама по себе идея эта не оригинальна, но святитель Симеон дает ей историческое осмысление: он указывает, что Несторий удалился в те же места, где впоследствии возник ислам, и дает тем самым реальное объяснение сходства в восприятии Христа Несторием и Мухаммедом.
Ценность другого сочинения — “Послания”, также очень велика. В нем святитель Симеон дает конкретные наставления, как вести себя христианам, живущим в мусульманском окружении. Насколько нам известно, это единственное византийское сочинение, посвященное подобной тематике. На протяжении всего послания по-разному объясняется одна и та же мысль: необходимо исповедовать свою веру перед неверующими, чем бы это ни грозило. Это не только исповедание ради добродетели самих христиан; святитель Симеон заботится и о том, чтобы оно стало проповедью мусульманам, он дает практические указания, как именно нужно говорить мусульманам о Триединстве Бога и о воплощении, чтобы они правильно поняли это. Святитель наставляет, что если кто более слаб в вере, тот пусть уезжает и не живет среди мусульман. Тот же, кто силен, тот пусть остается и свидетельствует среди них о Христе (5).
В послании святитель Симеон уделяет внимание и тому, как следует относиться к мусульманам на личном, бытовом уровне. Он пишет, что мусульмане не способны творить по-настоящему благих дел: “Не хорошо думать, будто неверный может творить благое, ведь наибольшее зло есть заблуждение о Боге” (3). Здесь имеются в виду те дела, которые приводят ко спасению. Но это должно быть причиной не ненависти и злорадства, а сердечного сокрушения и милосердия о погибающих мусульманах: “Нечестивых же жалейте, ибо надлежит и к ним быть милостивыми, и молиться Богу за них, борющихся против” (20). Однако, хотя поступающий справедливо мусульманин окажется наследником вечного наказания, “намного более будет наказуем и помещен с демонами в одно место тот, кто сверх своего неверия явится гонителем благочестивых, окажется распутным, убийцей и несправедливым” (20).
Присутствует также в послании традиционное для полемики с исламом противопоставление мирного распространения христианства распространению ислама мечом. У святителя Симеона оно только намечено, восходит, вероятно, к “Письму своей Церкви” святителя Григория Паламы.
В целом нужно заметить, что в послании Святитель излагает довольно продуманную систему поведения христианина в мусульманском обществе и, более конкретно, принципы сохранения и свидетельства своей веры в окружении иноверцев.
Перевод послания выполнен по изданию: Ag. Sumewn arci™piskТpou Qessalon…khj. ”Erga qeologikЈ// AB 34. Qessalon…kh, 1981. S.111–138. Мы использовали название, данное для этого сочинения Бэлфуром, в рукописях оно называется: “Послание, прежде в поддержку благочестия к верующим в Анатолии, Кесарии, Анкире и Ганграх, через некоего диакона, просящего об этом, после же немного расширенное и к обитающим в Фессалии”.
Ю. Максимов
1. Симеон, малейший раб Иисуса Христа, по благодати и милости Его архиепископ Фессалоникийский, и прежде этого написал послание в любви братьям нашим христианам, обитающим в Кесарии, Анкире и Ганграх, о нашем христианском благочестии через некоего клирика церкви анкирцев, просящего об этом, и ныне же это расширенное послание к вам, обитающим в Фессалии, и вообще всем и везде в землях язычников3 находящимся верным. Благодать вам и мир Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа во Святом Духе, милость же и благословение и все, что ко спасению, в общение славы возлюбившего вас Иисуса Христа, Сына Божия и Бога нашего, ради нас рождшегося, и наследие царства Его.
2. Возлюбленные во Христе, радуйтесь и веселитесь, будучи удостоены великого дара и благодати единого в Троице Бога, потому что вы есть наследие Его и святой народ, обитая в среде безбожнейших народов, и святое небесное наименование Христа, единого от Троицы, на себе самих носяще, называетесь христианами. Из-за этого именования претерпеваете в настоящее время тысячи скорбей от всех неверных, ненавидящих и гонящих вас, как предсказал о том Сам Господь: будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф 10:22), в веке же грядущем удостоитесь великой славы и царства Его, прежде восхищены на облаках в сретение Господу на воздухе, как божественный проповедник Павел сказал, и так всегда с Господом будете (см. 1 Фес 4:17). И ныне, гонимые, угнетаетесь властителями и начальниками нечестивыми, как и все святые мученики; тогда же просияете как солнце в Царстве Христовом, как Сам Он предвозвестил и подал пример, воссияв ярче солнца на горе Фавор. И ныне избивают вас безбожные, угнетают вас как порабощенных, а страшное и спасительное имя Христа и Бога нашего поносят; тогда же увидят Его сходящего с небес со славой, устрашатся и придут в ужас великий и преклонят колено, и против своей воли поклонятся Ему, сущему над всеми Богу и Он, обличив, рассудит каждого по делам его. И воскресшие нечестивцы тотчас будут преданы наказанию, как сказано у пророка Исаии: низложу нечестивца, чтобы не видел славы Господа (Ис 26:10)4 и: не устоят нечестивые на суде (Пс 1:5), то есть никаким словом они не оправдаются. Вы же, верующие, явитесь наследниками славы небесной и царства, уготованного от создания мира (см. Мф 25:34), по милости Христа.
3. Поэтому стойко держитесь со многой любовью и радостью в безупречной вере Христовой и с большой откровенностью исповедуйте ее перед людьми, чтобы и Он исповедовал вас перед Отцом Своим, как сказал: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф 10:32), и всеми святыми ангелами. И блаженны вы, если сохраните чистое исповедание Его. Также и другое благое должен иметь каждый христианин как ученик единой истины Христа, освященный, просвещенный и очищенный святым крещением, помазанием Божественного мира и причастием всесвятого и животворящего Тела и Крови Христовой; и должен подражать Ему и согласно поведению (polite…a) Его поступать, ибо и Христос прошел через Божественное крещение, так и все, говорит Апостол, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал 3:27); и благодать Святого Духа нося и святое благоухание Христово, как истинное и благовоннейшее миро, должен христианин делами благими умащивать себя и покрывать благовониями, ибо мы Христово благоухание (2 Кор 2:15), как говорит божественный Павел. И ставшие Телом Христовым причастием таинств Его и членами Христа, как снова говорит Павел: вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор 12:27), и после: вы храм Бога живаго (2 Кор 6:16), и: разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16), и единые со Христом, как сказал Сам Господь: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин 6:56). Потому должен каждый христианин собственное свое тело и члены как Тело и Члены и храм Христа сохранять чистыми Самому Господу. Если же не делает этого, то как Господь Иисус, будучи пречистейшим как Слово Божие и всесвятой Сын и свет истинный от света, восхощет обитать или вообще оставаться в нечистой и замаранной душе? Но если это — необходимость, и по необходимости мы должны творить Христовы заповеди, то подобным образом прежде всего самое необходимейшее есть хранить чистым и непоколебимым исповедание Его. Ибо отдельно от него все — мертво. И как невозможно без краеугольного камня построить дом, ни растение вырастить или произрастить без земли, в которой оно могло бы пустить корни, также без исповедания веры не имеет человек никакой пользы, как говорит брат Господень: вера без дел мертва (Иак 2:26), также и дела без веры. Поэтому, если некто творит благие дела, но не исповедует истинную веру Христову, тот далек от Бога и Христос отрекается от него, как и в Евангелии говорит: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф 10:32–33).
Не хорошо думать, будто неверный может творить благое, [ведь] наибольшее зло есть заблуждение (paralЪphsin) о Боге. Ибо если он отвергает Благого, то какое другое дело может сотворить благое? И если страх человеческий или стремление к наживе пошатнет веру человека из благочестивых, и не будет он смело исповедовать Триединого Бога, как он сделает что-нибудь благое? Таковой уже более не сможет творить ничего доброго. Ибо как рожденный матерью выкидыш мертв есть и не имеет никакого движения, так и отвергшийся Жизни и не исповедующий явно веру — мертв есть и не имеет силы творить добро. Кто же полагает, что может действовать, тот имеет плод заблуждения и обман диавола.
4. Поэтому, братия, призываю Вас: стойте в вере, будьте тверды, оставайтесь недвижимы и непоколебимы вплоть до слова и [малейшего] знака. Потому что истина — Христос Бог наш, как Сам Он сказал: Я есмь истина (см. Ин 14:6), и требует от нас в делах и словах всецело и верно исповедовать истину перед всеми людьми, разумеется, и перед благочестивыми, и нечестивыми (то есть мусульманами — Пер.), и всеми еретичествующими. Итак, когда спрашивают у кого-нибудь из вас нечестивые: “за кого почитаешь Иисуса Христа?”, тотчас исповедуй Его, как исповедовал блаженный апостол Петр, что Христос есть Сын Бога Живаго (Мф 16:16), чтобы и тебя ублажил Христос, как и Петра. И совершенно не бойся, брат, если побои или тюремное заключение или убыток имению придет к тебе из-за этого, ибо всего себя ты погубишь, если не будешь исповедовать Христа Сына Божия и проповедовать истинное и доброе исповедание. Ибо если не исповедуешь, то тогда ты быстрее умрешь. Ибо ты умертвишь душу и разлучишься со Христом, а это есть подлинная смерть — отлучение от Бога. Итак, какой страх больший: перед Богом или перед людьми? И какое наказание большее: временное наказание или невыносимый вечный огонь и геенна неугасимая, червь неусыпающий и то, что называется тартаром, скрежет зубов и тьма внешняя и вообще всякое тамошнее наказание и отмщение? Посему обратимся, братия, к словам Господа, говорящего: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну, Который и добавляет, говоря, и объявляет с силой: ей, говорю вам, того бойтесь(Мф 10:28; Лк 12:4–5)5. Итак, если боитесь Его и от сердца исповедуете, то я уповаю, что не только не найдет на вас, защищаемых Богом, наказание и отмщение со стороны нечестивых, более того, нечестивые будут дивиться вам и почитать как оказавшихся незыблемыми в святой вере нашей. Если же и случится кому-нибудь из вас наказание за Христа, блажен сей, пострадавший Христа ради. Если же и смерть доведется принять, то много более блажен тот, ибо явится новым мучеником и удостоен будет от Христа наисветлейшего венца.
5. Итак, призываю вас, братия, ради любви Христовой, храните веру, вверенную вам на попечение невредимой и не униженной. Ибо там надлежит вам вернуть ее, и если будете иметь печать Царствия чистой и невредимой, с Ним прославитесь, если же изуродуете каким-либо образом печать Христову или растопчете падениями, то Он выбросит и изгонит вас вовне вместе с демонами и неверными. А что вообще может быть мучительнее этого? Или что может быть страшнее, чем быть отлученным от Христа и соединенным с демонами? Итак, защищайте веру и сражайтесь за нее, чтобы и вам увенчаться с блаженным Павлом, говорящим: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и добавляет, говоря: и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим 4:7–8), то есть всем верующим в пришествие и явление во плоти Христа Сына Божиего. Таким образом не только Павел, но и все верующие во Христа и хранящие исповедание Его и веру увенчаются. Посему увещаю: берегите веру, вверенную вам на попечение.
А если некто из братьев наиболее слаб, тот пусть отделяется и всеми силами своими удаляется от нечестивых, чтобы через общение с ними душу свою не погубить. Те же, которые сильны, со смелостью да живут среди них: ибо им надлежит иметь награду исповедников и мучеников, поскольку в случае, когда окажутся вопрошаемы, будут проповедовать истину и с дерзновением исповедовать Христа, Сына Божия. Они подлинно победят мир, как сказал возлюбленный Апостол: кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? (1 Ин 5:5). Исповедующие Сына Божия — суть от Бога, как снова говорит он: всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (1 Ин 4:3). Итак, антихристы суть те, которые, как и отец их, не исповедуют Христа Сына Божия.
6. Поэтому если какой благочестивый, путешествуя в некое место, встретится с какими-нибудь нечестивыми и будет спрошен от них, какой он веры, пусть не помышляет о том, [как бы] утаиться ему, но скорее обнаружит себя, сказав: “я христианин”. И если снова спросят: “как ты исповедуешь Христа Иисуса?”, пусть отвечает со смелостью: “как принял, исповедую Христа Сыном и Словом Божиим, в последние века ради нас воплотившимся”. И если они, будучи нечестивыми, станут хулить это, сам благочестивый не будет иметь осуждения за эту хулу, но хула эта обратится на главу хулителя. Если же и ударят и оскорбят благочестивого, то это хоть и печально, но полезно. И блажен тот, кто через это окажется прославлен, подобно тому как почитаемы страдания учеников Христовых и Самого Владыки. Ибо и Христос был ударяем и поношения терпел, доброе исповедание исповедуя. Будучи спрошен от иудеев: Ты ли Христос, Сын Благословенного, ответил: Я (Мк 14:61–62), как написано в Евангелии от Марка; и тотчас схватили Его и подвергли избиению и бичевали. Что же иное может быть более благим, чем это — пострадать и совместно терпеть поношения с Самим Владыкой?
7. Проповедуем же мы Самого Сына Божия, не телесно рожденного; потому что у Бога нет тела, но как Отец бестелесный, невещественный, вечно сущий и живой, так и Сын Его и Слово бесстрастный, нетелесный, вечно сущий и живой и совершенный от совершенного, как свет от огня. Поэтому мы и не говорим, будто Бог имел жену, как неразумно говорят нечестивые6, будучи лишь плотскими, и как бессловесные животные грубые умом и неразумные, но свято и бесстрастно, неизреченно и неплотски и превыше всякого ума, и ангельского и человеческого, рождает невещественный Бог и Отец невещественное Слово и Сына Своего.
8. Чтобы тайну сию вам, насколько это возможно, мы объяснили, как и от отцов мы приняли, мы расскажем все на примерах. Как солнце лучи свои и свет порождает бесстрастно, светит же вообще всегда, и страсти в нем нет никакой, так и бесплотный и святой Бог и Отец, будучи бесстрастен и невещественен и свет истинный и жизнь, порождает Свой живой личностный (™nupТstatoj) луч — Слово, и изводит Духа Святого, и страсти в Нем нет совершенно никакой. И как источник бьет ключом и реки истекают бесстрастно и неотделимо от источника, так и Бог и Отец как неких два живых потока бесстрастно из Себя Самого порождает Слово и изводит Духа Святого. И как растение благородное из одного своего корня испускает две ветви, таковы, думается мне, две отрасли живые из Отца — Сын и Дух Святой. И как ветвь распускается душистыми цветами, так понимается и в Боге произрастание Слова и Духа Святого.
9. И как еще очевиднейший ты можешь видеть пример мысли. Так как душою мы — созданные по образу и подобию Божию и это сказал Бог Своему Слову и Духу: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт 1:26), и это восприняли мы, чтобы мы вместили в самих себе, насколько это возможно, что Бог как устроитель создал нас, и мы образ Его в себе имеем и прославляем. Поэтому, по подобию Богу и Отцу ум имеем невещественный и бесстрастный. И этот ум наш все обдумывает, все постигает, все рассматривает, стремится во все проникнуть и то, что вне тела, и то, что в небесах представляет, и то, что на земле исследует; он быстр и свободен, неопределен, тонок, неуловим и бестелесен. Итак, этот ум рождает согласно с собой и в себе самом собственное слово; слово есть премудрость и сила ума. И через слово проявляется снова сам ум, и если мудр, это обнаруживается; и согласно ему самому через собственное слово он действует, отдельно же без слова совершенно не может действовать. Еще же и имеет животворящий дух; ибо душа разумная жива и бессмертна, и собою она движет и животворит тело. Итак, сам ум есть вещь истинная, подобно этому и слово и оживотворяющая его сила. Так мне думается и о Боге. Ибо не ниже нас Творец наш Бог. Таким образом, если душа наша разумна, словесна и животворяща, разве Сам Бог существует без Слова и животворящего Духа? Более того, мы, будучи Божиими созданиями, точно так же, как из небытия в бытие приведены были, и в небытие отправимся и по плоти умрем, а душою останемся живы, и ум наш будем иметь измененным и переделанным, и слово наше останется живым и неодолимым во многом, а жизнь же нашу мы имеем живою и погибаемой. Бог же, будучи вечен, безначален и бесконечен, есть ум святой, неизменный, личностный и живой; все помыслил и из ничего сотворил, вместе все созерцает, управляет и содержит. Подобно же и Слово имеет не как в воздухе распространяющееся (ибо Бог не есть тело, как уже было сказано), но живое Слово, Премудрость безначальную и личностную; через это Слово Он все сотворил и через Него всем управляет, ибо ничто из сущих не могло бы быть словесным и мудрым без Него. И Духа Бог имеет из Него исходящего, как написано (см. Ин 15:26), безначального и вечного, все оживотворяющего, все сохраняющего и направляющего, ибо ничто из сущих не могло бы ни двигаться, ни оставаться неподвижным без Духа. И это свидетельствует все творение: ибо как един есть Бог Отец, и это свидетельствует единое небо, одна земля, один воздух, один огонь, одна вода и одно перемещение и движение всего, так и единородное Его Слово истинно есть одно, и Дух Святой един есть, и о Них свидетельствует одно творение.
10. Ибо что из сущего не Словом и Премудростью устроено? И небо Словом возникло и словом управляется, Словом верхнее пространство занимает и Словом движется, Словом же звезды есть и Словом они сходятся, отдаляются, многообразно движутся и по небу вращаются как некие тела; и наибольшие из них солнце и луна, и времен и плодов и тел наших управление и устроение согласно Слову и порядку ведет Он. Словом же и ветер дует, и вода бежит, и огонь стремится вверх, являясь легчайшим веществом; Словом произращивает земля траву и все живое рождается, получает пищу и живет, и ничто из сотворенного без Слова и Премудрости Божией не существует. А что же сохраняет и движет творение? Не оживотворяющий ли все Святой Дух? Ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян 17:28). Но и творение Божие подобно Производящему его, само подражает Творцу. Ибо как Бог Сам бесстрастно родил Слово, единосущее, единоприродное, и Духа Святого извел, так и всякое творение подражает Ему, уподобляясь в этом Премудрому, Невещественному и Чистейшему, воспринимая это плотски и вещественно, по рождению чувственно.
11. По этой причине и Святую Троицу пречисто изъясняют в небесах ангелы, умы совершенные и словесные, и духи живые, сущие же и призываемые. И умны они от безначального ума Отца, словесны же от живого Слова, через Которое принимают большее Божественное знание, вечно же живы они от оживотворяющего все Духа, и святы они в Нем — Святом и оживотворяющем все Божественном Духе. Поэтому, будучи более чисты, чем мы, разумом, познают в самих себе совершающуюся Божественную [тайну и] животворящей силой постигают, и пречисто Святую Троицу в самих себе представляют. Они и пресветлым тройческим светом нас осиявают, и трисвятою песнью непрерывно возвещают единого в Троице Бога, говоря: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис 6:3). И через троекратное повторение “свят” троичность Божественных Ипостасей воспевают; а через единократное произнесение “Господь Саваоф” единство неделимой Божественной сущности проповедуют. И еще, будучи порядком три по три, числом оказываются девять раз, и это отчетливо сообщают. И таким образом ангелов невещественное естество невещественно Троицу проповедует.
12. Нас же, людей природа вдвойне изображает единого в Троице Бога как из двух естеств сложенная. А именно, бестелесной душою разумною: ибо она, как мы говорили, сходным образом с ангелами имеет разумную силу и собственный ум. Через нее проявляется безначальный ум Бога Отца, также и слово душа имеет в себе, от ума рожденное, как и из Отца является безначальное Слово;душа есть живая, доставляет телу оживотворяющую силу, как и из Бога совершенно очевидно является животворящий Дух. И таким образом по душе невещественно уподобляется человек Троице. Еще же человек, рассматривая, каким образом един есть Бог всех — Троица, и как Сам является един по сущности, троичен же в Лицах, и как Слово от Отца и как Дух от Отца свидетельствует и через эти вопросы, мысли и слова отчасти постигает в Троице Бога. Ибо если человек не имел бы разумную душу, не смог бы о невещественном и безначальном уме размышлять; и если бы не имел слова, не смог бы помыслить слова о Боге и о Слове Божием; и если бы не имел человек оживотворяющей разумной души, то не имел бы это вещественное тело живым и движимым, и не приобрел бы способность разумного естества его представлять и узнавать о невещественном. И просто в способности человека проникать мыслью, исследовать о Боге и заниматься словопрениями, ты отчетливо поймешь, насколько это человеку возможно, вечное бесстрастное и безначальное рождение Слова Божия от Бога Отца. И от такой необходимости человеческого ума, который сам производит слово, представь Божественный плод Духа Святого, чтобы говорить Божественную истину. Ибо и Дух как истинно живущий выходит из Отца, говорят некоторые, и на Сыне почивает, и в нас это же можно видеть. Ведь в то время, как ум наш порождает слово подходящее и благое, он словно им наслаждается и любит бесстрастно и великой любовью от него происходящее слово его, наслаждается же и почивает; и чувствует отвращение к отвергающим слово его, радуется же принимающим его. Таким вот образом и в нас отображается единство в Троице Бога, и таким образом благой Господь, Который и для ангелов непостижим, восхотел дать нам, как тяжестью облеченным телами, некое отображение славы Его и несовершенные образы, чтобы это мы понимали как доступное нам и стремились к тому, чтобы исследовать о Нем.
13. Итак, согласно с разумом человек свидетельствует Божественное рождение Слова, а исхождение Духа — согласно же вещественному, плотскому и чувственному естеству как имеющий тело, из стихий составленное, непостоянное же и плотское. Ибо тело рождает подобное, согласно истечению и делению, как и прочее живое; природное влечение и любовь приводит к рождению из него, считающегося образом и самого живущего и другого после него. И хотя различается тот от него, как слабое тело продолжает оставаться в теле [родительницы], но по естеству разделяется. И побег также появляется подобным производящему его, и земля из себя дает росток, и травы и все семена, — столь великую силу порождать подобное имеет живое; и особенно те, кто двигаются, перемещаясь в пространстве. И пусть же кто-нибудь поймет, как это удивительно, что каким-то образом причастное чувству, живое наполнено живительной силой, вследствие чего устрицы, побеги и травы порождают подобное самим себе, чтобы оно свидетельствовало нерожденного Отца, единородного Сына, причину всего, и исходящего Духа, животворящего и всесвятого.
Поскольку не имеет дающую жизнь силу, ни подобное рождать не может, пока явится укрепляющая Троица, до тех пор нет жизни в них, во свидетельство Духа Божественного. Но однако и эти творения всемогущей Троицы таинство Ее указывают, насколько это возможно. Ибо сказал Бог Отец через Слово Моисею: Аз есмь Сущий (Исх 3:14), вследствие чего и Сам Отец, будучи беспричинным, и бесчувственная тварь свидетельствует, что из небытия в бытие произвел Он сущее. А Слово и Сын является из способности слова рождаться и словом становиться: ибо всякий камень бездушный и подобное этому некое другое естество, и они суть сущие, и различие имеет одно от другого и слово обитающее в сущности же и свойстве, по каковой причине и Бог Отец свидетельствует Сына, как мы сказали. Опять же, из способности каждого сохранять прежнее положение и действовать согласно естеству, [все] указывают и являют по силе животворящего всесвятого Духа: ибо способность чему-либо иметь возможность оставаться на месте и двигаться проистекает от животворящего Духа, Который из Отца.
14. И просто: все творение, разумное и бесчувственное, как Троицей сотворенное, Троицу собою представляет. Ее и мы, братия, будучи по душе и уму разумными и живущими в духе, благородно и чисто вместе с ангелами прославляем, поклоняясь безначальному и нерожденному Богу и причине всего Отцу, единородному Его и единосущному Сыну, устроившему все Слову, и от Самого Отца исходящему совечному и начальнику жизни и всесвятому Духу, исповедуя неслитную и нераздельную Троицу и веруя во единого в Трех Бога, в Котором единая сила, власть и начало, воля же и движение (k…nhsij) — трех Ипостасей, и снова единое естество, единое Божество и действие (™nљrgeia).Ибо ни Бог Отец не действует без Слова и Духа, ни Слово без Отца и Духа, ни Дух без Отца и Сына.
Ведь так, чтобы каждому раздельно действовать, происходит у ангелов и людей, отделенных друг от друга как творения; и более же это свойственно людям как наделенным телом, которые и характером и действием и знанием и выбором и умом и тысячами других вещей друг от друга отличаются. То же и у ангелов, как мы сказали, оказывается, поскольку и они суть творения; хотя и не разделенные телесно, но каждый из них согласно с собственным бытием и личным движением и выбором и преуспеянием, восхождением же и сиянием великое отличие имеет от других ангелов. Ибо как и среди нас есть люди умные, и одни мудрые, другие же неученые, а именно, различающиеся по знанию, умению и действию; но и среди мудрых каждый имеет различный ум, подобно же и среди неученых. Ибо как творения мы особым образом являемся каждым в отдельности и отличаемся друг от друга.
Однако не так у Бога: но как нет в Троице начала, но вместе Отец, Сын и Святой Дух, так и конца нет в Ней. Ибо Троица безначальна и бесконечна, и никогда Отец не был без Слова и Духа. Троица неделима, самодвижна и единовластна. И во всем Отце Сын и Дух, и во всем Сыне Отец и Дух, и во всем Духе Отец и Сын. И Отец действует не отдельно, но вместе с Сыном и Духом, ни Сын Сам по себе, но с Отцом и Духом, подобно и Дух действует с Отцом и Сыном. Поэтому едино Божество Трех и едины воля и сила и действие. И истинно Три есть единый Бог и единое служение, прославление и поклонение Троице от нас, и единое знание и истолкование. И не только нас, но и самих ангелов, потому что не отдельно воспевают они Отца и отдельно Сына и отдельно Духа Святого, но вместе возносят песнь, глаголя: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, как мы уже говорили, и мы вместе с ними взываем исполнь небо и земля славы Твоея (ср. Ис 6:3), с ними, живущими на небе, и мы, сущие на земле, побуждаемся воспевать единого в Троице Бога. Посему вместе с ангелами прославляем Отца, Сына и Святого Духа, единого и истинного Бога.
15. Ибо Бог Отец небессловеcен (Ґlogoj) и не бездушен (Ґpnouj)7, мы считаем, что если Бог не является Отцом, то Он не премудр и чужд святости. Но Он имеет Слово всемогущее и живое, как свидетельствуют писания: Слово Твое, Господи, утверждено на небесах; на веки, в род и род (Пс 118:89–90)8, и Духа Святого и живого, как свидетельствуют все писания. И мы знаем бесстрастного, мудрого и сильного Бога Отца, имеющего Премудрость воипостасную и силу — невещественного Сына Его и Слово собезначальное, через Которого и веки сотворил(Евр 1:2).Сей есть сияние славы Его, то есть порождение сущности Его, и образ ипостаси Его (Евр 1:3), образ совечный и живой, Которым небеса утверждены. И веруем, что святой по естеству Сын имеет источник освящения в Себе Самом силою собезначального Отцу Духа Святого, от Отца происходящего. Он же и ангелов освящает и все творение содержит, ибо Словом Господа утверждены9 небеса, как говорит Давид, и Духом уст Его — все воинство их (Пс 32:6). И в книге Премудрости написано: Боже отцов <…> сотворивший все словом Твоим и премудростию Твоею устроивший человека (Прем 9:1–2). Иов же говорит: Дух Господень создал меня, и дыхание Вседержителя содержит меня (Иов 33:4)10. Ибо совместно сотворение и промышление Отца, Сына и Духа, как и единое Божество Троих. И опять в книге Притч написано: Я — Премудрость обитающая, волей, помышлением и знанием Я призываюсь(Притч 8:12)11 и Мною царствуют цари и властители правят землей (Притч 8:16)12, Она приготовляет друзей Божиих и пророков (Прем 7:27) и ко [всему] этому говорит, что, конечно, есть в Ней, Премудрости, Которая есть Сын, Дух разумный Святый(см. Прем 7:22), сияние света вечного, разумеется [здесь] Отец, и образ благости Бога (см. Прем 7:26). Видишь ли, что и Премудрость Божия, единородный Сын и Слово, есть живое сияние и ипостасный образ Бога, подобно же и Дух? Ибо Павел о Сыне говорит: Сей есть сияние славы и образ ипостаси Его (см. Евр 1:3), это же и в книге Притч о Духе записано. Потому что Сын есть сияние вечного света — Отца, и Давид воспевает, говоря: во свете Твоем видим свет(Пс 35:9), имеется в виду: в Духе Твоем — Сына. И снова о Сыне говорит: вся Премудростию сотворил еси(Пс 103:24)13 и: На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах; истина Твоя в род и род(Пс 118:89–90). И о Духе Святом: пошлешь Дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли(Пс 103:30) и дух правый обнови внутри меня и Духа Твоего Святаго не отними от меня(Пс 50:12–13), Дух Твой благий да ведет меня в землю правды(Пс 142:10). И что же еще более можно сказать? И Моисей и все пророки возвещают Слово и Дух Божий.
16. Но кроме того нам необходимо громогласно исповедовать и то, что в дальнейшем Слово Божие воплотилось ради нас в последние веки, и по силе пытаться из пророков и закона доказать, что об этом все от начала возвещали. Ибо когда Слово и Дух Святой от начала существовали в Боге, умопостигаемое и чувственное творение из небытия в бытие было приведено Богом ради благости Его, тотчас научил его, что Сотворивший действительно любит все это, и даровал им бытие, и общается с ними из-за чрезмерной благости Его, так что к бытию, и благобытию направлял их, пока наконец воплотилось Слово Его, через Которое Он все сотворил в Духе Святом для исправления их по Его благости, ибо как Словом порождены они, так Словом и направляются. Ибо Само Слово из небытия произвело тварей, чтобы имели бытие и жизнь и общение с Богом. Однако то, что Он не только сообразно собственному Его бестелесному естеству соделал ангелов Словом Его, но и чувственный, видимый сей мир, хотя Бог невещественен, яснейшим образом доказывает в Духе Святом бесплотного Слова воплощение. Хотя прежде создал Он умопостигаемое творение (то есть ангельский мир — Пер.), потом же в определенное время чувственное творение создал Бог Словом Своим; научая из этого, как впоследствии Само совечное Ему и бесплотное Слово, через Которое все сотворил, по благоволению Его в Духе Святом воплотится для восстановления и освящения всех.
Но именно человек Словом Божиим и Духом последним из [всего] творения был вылеплен из перстного тела и души разумной, которая также была знамением воплощения в последние веки единородного Сына Божия, для того, чтобы человек через естество (fЪsij) Сына усыновлен был Богу. Еще же через то, что в перстном теле обитает невещественная душа, свидетельствуется, что невещественное Слово Всевышнего некогда во плоти возможет родиться и одновременно содержать все. Еще же и дуновением Божественным, которым в теле человеческом возникла душа, прообразуется, что от действия Духа Святого в Деву надлежит быть воплощению Слова Божия. И то, что разумная душа руководит человеческим телом, устроено из-за впоследствии ставшего ради нас человеком Слова Божия. И еще же то, что во всем теле и вне тела движется разумная душа, предуказывало, что и в человеке всецело будет пребывать Слово воплощенное, и всецело во всем, и одновременно нераздельно пребывая всецело в Отеческом лоне. И вот, таким образом и человеческое устройство провозвещает воплощение Слова. И тварное солнце, возникший прежде него и распространявшийся повсюду свет впоследствии вместившее в свой диск и через этот дисксветящее миру, также ясно проповедует, что сияние Отца, свет истинный, во плоти явится. И в том, что Бог беседовал с первозданным в Едеме, ясно показал, указав воплощение Слова, и после преступления и изгнания первозданных предначертал это через многие знамения.
И прежде, беседуя с людьми праведными и безгрешными, Бог это очевидно предуказал: через лицезрение, беседу, схождение и общение их с Богом. Вот, Он говорит с Адамом и Авелем, Сифом и Енохом, Ноем и Каином согрешившим, Ламехом и прочими произошедшими от них. Итак, схождением для беседы ясно предсказал воплощение Слова Его. И одни принимали беседы, другие же угрозы и наказания, предвозвещая через воплощение Слова спасение боголюбиво живущим, а живущим неверно и неправедно — наказание. Но и показывая некие ясные указания праведникам и пророкам, Слово Божие предвозвещает Свое Собственное по плоти явление; вследствие чего и преисполненным благодати, которым Он являлся, в человеческом образе был созерцаем, через это показывая, что всеистинно надлежит Ему Самому стать человеком. Ведь и Аврааму во время явления у скинии Он был видим как человек, и когда на горе хотел тот принести в жертву Исаака. Ибо Слово Божие есть великого совета Ангел, Который и сказал: не пожалел ты сына Твоего возлюбленного для Меня(Быт 22:12)14, очевидно прообразуя Сына Божия. И по справедливости сына и единородного Авраам был принуждаем принести в жертву, ибо он служил прообразом воплощения единородного Сына возлюбленного, через крест ставшего жертвою, принесенною за всех. И Иаков также как человека видел говорящего с ним и боровшегося с ним узнал как человека, Который и поверг Иакова и поразил в бедро, прообразуя то, что Слово воспринятой плотью сокрушило плоть непокорную и противоборствующую Богу, и ранами на кресте Он нас исцелил; ибо ранами Его, говорит Исайя, мы исцелились(Ис 53:5). И Моисей также человекообразного ангела видел на горящем и несгораемом кусте; который истинно тайну соединения в нас Божества Слова показал, не в смерть, но в нетление, очищение и просвещение естества нашего, указывая на это через неопаляющий огонь. И сказал Ангел Божий, Который был Слово, волю Отца возвещающее: Я <…> Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх 3:6), свидетельствуя одновременно и собственное воплощение Слова и через воплощение Его — возвещение всесвятой Троицы: ибо трижды сказал: “Бог”, свидетельствуя вместе с Собой Отца и Духа; ибо Троица нераздельна и едина Божеством, как мы уже говорили, если даже одно Слово воплотилось. Сам же Моисей задняя видел Бога на горе, ясно показуя впоследствии явление по плоти Бога: когда, поспешив пасть ниц, поклонился Богу, через повиновение человеческое возвещая, что в образе человеческом явится Слово Божие. Но и то, что получил он отпечатанные на скрижали слова Божии, что другое [может яснее] предсказать воплощение Слова живого? А то, что в скинии, когда находился ковчег, жезл и стол, и Бог среди них являлся и говорил, разве не очевидно, что это знаменовало воплощение Слова от Девы? И то, что животные, закалаемые за людей, святую Его жертву на кресте и животекущую кровь указывали, через которую все человечество, обновившись, было освящено; ибо кровь бессловесных животных не может очистить разумных людей, ни кровь простого человека, — ни одного, ни всех, ибо все являются грешниками; вот почему было необходимо воплощение безгрешного всесвятого Слова, Которое от начала образовывало, восстанавливало и освящало человека. И древние события предображали это.
17. Что же касается того, что Он давал законы и доставлял некоторое освящение, производил знамения и многое предсказывал, то это, хотя и не имели те люди совершенства, было для того, чтобы так или иначе знание Бога было получено всецело среди людей, и чтобы явление истины произошло через обращение первых. По этой причине были они без благодати Божией, хотя и были у них образы истинных, все-таки уступали они долю освящения как бы берущим взаймы, ибо если и [имели его, то] частичное и покрытое тенью, и не могущее всецело очистить не только всего естества человеческого, но даже и одного человека, так как все подлежали смерти, от утробы подотчетные прародительскому греху, и через смерть все были порабощены аду, даже если и были наиправеднейшими.
Ибо никогда не была никем уничтожена смерть, и не было никого столь чистого из нас, чтобы по естеству принести такую жертву; и не было на земле безгрешного, посему и не было это возможно, когда все были под бременем грехов. Одно лишь святое тело Слова Божия явилось безгрешным, так как Сам Он, образовав его, воспринял пречисто, как Всесвятой, из Пречистейшей Девы, без соединения с мужем, чтобы грех через наслаждение не захватил всецело место то, и чтобы началом Сего всесвятого тела не стала струя некой плотской ипостаси, и через это, не стал подлежащим греху и смерти. Само Слово для собственной ипостаси приняв, усилило святое Свое тело, и когда Он всецело устремился, будучи живым, соделал его животворящим.
Вот почему, будучи един безгрешен и соединен с человеческой жизнью, принесен был за всех грешников, всех, подверженных смерти, омыл и безгрешною кровию от грехов освободил; и будучи жизнью и подателем жизни как живое Слово Божие, неразделим был от собственного тела, и было воскрешено оно Им, став нетленным и живым, а уверовавшим, что Он есть Спаситель и омывшимся Кровию Его, дал Он нетление и воскресение. И только одна эта святая жертва искупила весь мир даже доныне. Она предображалась и предзнаменовалась, как мы уже говорили, через жертвы убиваемых животных, которые приносили Авель, Ной и Авраам, Моисей и Илия и все, которые до Закона и под Законом были; но жертвы эти не могли быть совершенными, как было нами прежде сказано, поскольку по естеству они были не от нас. Подобно все те жертвы прикровенно указывали на Пришедшего ради нас, и древними животными Предвещаемого, и пророками тайнозрителями Прообразуемого. Ибо и Исайя (Ис 6:1), и Иезекииль (Иез 1:5) видели Бога в образе человека. Пречистейший же Даниил видел Сына Человеческого, на облаках грядущего, и дошел до Ветхого днями (Дан 7:13), то есть Отца, и дано Ему всякое почитание и Царство Его вечное. Очевидно, что он предвещал Сына, впоследствии воплотившегося, вновь на небеса взятого и одесную Отца сидящего, и в последние дни собирающегося прийти со славою судить вселенную по справедливости как Владыка всех, Царство Которого не имеет конца, как написано15.
Но и многие прежде упомянутые праведники предсказывали воплощение Единородного: так, патриарх Иаков говорил: не отойдет правящий от Иуды(Быт 49:10)16, и Исайя: Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним <…> после того Он явился на земле и обращался между людьми(Вар 3:36,38)17, и Моисей же: Пророка воздвигнет тебе Господь Бог из среды братьев наших, как меня, и всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится(Втор 18:15,19)18, и Давид: грядет Бог наш(Пс 49:3), и: Господи! Приклони небеса Твои и сойди(Пс 143:5), и: наклонил Он небеса и сошел(Пс 17:10), и: Он сойдет, как дождь на скошенный луг(Пс 71:6), и: Бог Господь и явился нам(Пс 117:27)19, и: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня(Пс 109:1), и: от плода чрева твоего посажу на престоле Моем(Пс 131:11)20. И снова Исайя говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис 7:4), и: младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и мира его нет предела, имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Властитель(см. Ис 9:6,7) и так далее. И не только о воплощении, но и о деяниях и чудесах Его, делах, кресте, смерти, тридневном воскресении, вознесении, ниспослании Духа и втором Его пришествии ясно предсказали; что мы не пренебрегли отчасти кратко выписать для нуждающихся; Божественное же Евангелие о всех этих событиях отчетливо повествует, и это же свидетельствуют писания Апостолов.
18. К тому же проповедь Божественного Евангелия установила истину во всей вселенной без меча, как предсказал Христос, и при многих гонениях — победу креста, — демонов изгнание, идолов ниспровержение. Еще же пламенное рвение Апостолов, претерпевших за Христа тысячи страданий, дорог, трудов и врагов, гонимых даже до смерти. И величайшее из чудес — то, что никоим образом проповедь не умолкла, когда их убивали и преследовали, когда они были бедны, необразованны и слабы, но все более при этом удавалось им преуспевать, преумножать труды и руководить множеством верующих, и те подобным образом желали умереть за Христа, каковы суть мученики. Но и другие открыто возвещали веру во Христа, тайну Троицы и Его Божественное воплощение, через которое всем людям освящение прибыло. Не во время же гонений искавшие смерти за Христа, девством, аскезой и многими другими путями этого достигали: избегая мира, умирали для мира, возлюбив Христа больше родителей, больше жены и детей, как были научены, надеясь не на эту жизнь преходящую, но на вечное наследство в Царстве Небесном. Это же и доныне можно видеть действуемое: ибо многие и в настоящее время, по любви Божией удаляясь от мирских дел, юноши вместе со старцами, добровольно принимают крест и, оставляя отечество и дома, идут, повинуясь Христу, одни в горы, другие в обители.
И более предпочли они нищету богатству на земле; а девство и воздержание — браку и наслаждению, умеренность и умение довольствоваться своим — разнообразию пищи и попечениям, более предпочли не заботиться о жизни, чем иметь многие заботы и страх за нее; но думать о Божием; и пребывать как не сущие, чем как мирские. Они — вторые мученики, добровольно умершие для мира; если даже немного их, так как много званных, а мало избранных (Мф 20:16), а ныне совсем мало, когда наступает последнее время, и хотя избранные пребывают боримы, добродетель же пренебрегаема, любовь охладеваема, а ревность по благочестию угашаема; и вера Христова весьма сильно ныне от диавола и тех, которые его, преследуема, и гораздо меньше подвизающихся за Христа.
19. Потому-то более всего да храним самих себя в настоящем веке, и никто из благочестивых да не заблуждается, видя благоденствующих нечестивцев, плотских и страстных и наслаждающихся в мире, угнетающих и порабощающих благочестивых, захватывающих их в плен и по-разбойничьи собирающих богатство, наслаждающихся всеми удовольствиями и бесчинствами, и при всем этом хвалящихся, радующихся и думающих о себе как о праведных, которые намерены эту порочную и беспутнейшую жизнь точно так же продолжать, и помимо преследования и убийства благочестивых поносят они веру нашу. Но всякий верный знает, что согласно изречению Господа, широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими(Мф 7:13), а именно, наслаждающиеся удовольствиями, распутствами, богатством и убийствами, тесны же врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (см. Мф 7:14), а именно, любящие быть стесненными, гонимыми и страдать за Христа, посему возлюбим лучше гонение в мире этом, как Христос сказал, что в мире этом будете иметь скорбь(Ин 16:33), чтобы жизнью мы были [как] дети, а не удовольствиями и распущенностью стремились наслаждаться, чтобы не стали мы сынами погибели. Услышим же Господа, говорящего: блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь(Лк 6:21), блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить и прочее делать за Меня, и о этом радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф 5:11–12). Отныне должны мы радоваться, страдая, ибо так мы научены, поскольку не имеем мы здесь надежды. Если кто любит мир и то, что в мире, в том нет любви Отчей, как говорит Иоанн, который и призывает, говоря: не любите мира, ни того, что в мире, ибо все, что в мире, проходит, и похоть его(1 Ин 2:15-17)21. Итак, кто из любящих придает большое значение распущенности нечестивых, и о богатстве их помышляет как о благе, тот есть сын погибели, ибо широкий путь ведет в погибель, и, увы, есть наследник [ее], ибо сказано: горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете (Лк 6:25). Нам же не следует стремиться к миру сему, ибо мы не от мира, но наше жительство — на небесах (Флп 3:20), как сказал Павел. Поэтому надлежит нам стремиться к небесам, куда взошел Христос, с которых и придет Он [во второй раз], как мы уповаем; и мы, томившиеся по Нем от тех, кто здесь, и, насколько возможно, подражающие Ему, тогда узрим Его со славою приходящего и возрадуемся, и так всегда с Господом будем (1 Фес 4:17), как предвещает Павел.
Итак, не будем удивляться, братия, в страдании, но лучше возрадуемся, страдая, имея в самих себе надежду спасения; ибо, чем если роскошествуем здесь, бояться, как бы не погрешили мы против Христа; лучше нам потерпеть, чтобы соцарствовать со Христом, как и Павел снова говорит: если терпим, то с Ним и царствовать будем (2 Тим 2:12) и после: Христос претерпел крест, пренебрегши посрамление (Евр 12:2) и Сам пострадал за нас, как говорит Петр, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет 2:21), и [сказано также]: терпением вашим спасайте души ваши (Лк 21:19), как говорит Господь. Посему, если хотим иметь и не погубить души наши, да переносим всякое искушение, как брат Господень говорит, написав: блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак 1:12). Таков знак любви к Богу: страдать за Него, посему и Петр снова говорит: блаженны вы, если страдаете за Христа22.
20. Отныне вы, братия, радуйтесь, страдая и претерпевая гонения за Христа, и, братия, видя, как мы притесняемы, не соблазняйтесь, но еще более укрепляйтесь и других укрепляйте, когда кто-нибудь из благочестивых и праведных страдает. Поддерживайте гонимых силою голоса, словами о стойкости и делами милосердия, ради любви их ведите к надежде колеблющихся, чтобы и вам быть наследниками вместе с ними, как говорит Апостол: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его(1 Кор 2:9). Нечестивых же жалейте, ибо надлежит и к ним быть милостивыми, и молиться Богу за них, борющихся против [нас], ибо таково есть дело благочестивых: молиться за гонящих и избивающих. И всегда оплакивайте в мире сем наслаждающегося и благоденствующего, потому что как тот богач из притчи, если не покается и не станет верным, там же будет гореть; и если будет нечестив и распутен, совершенно не увидит Бога, ибо сказано: истреблю нечестивого, чтобы не видел он славы Господней (Ис 26:10)23, и не помышляйте, что если, может быть, некие благие дела они имеют, назову я это благодеянием и милостью, ибо все дела без веры мертвы. В равной степени и наслаждение земными благами есть воздаяние ему, ибо говорит Писание: ты получил уже доброе твое в жизни твоей (Лк 16:25), ведь и о верных согрешающих это написано, ибо верный там был богат.
И все же [следует] полагать, доверяя Богу, что хотя некто, умерший нечестивым, представ на Праведном Суде, будет лишен Бога, однако он будет наказан меньше неправедного и распущенного нечестивца; ибо если неверующий, поступающий справедливо, как нечестивый будет наказан, то намного более будет наказуем и помещен с демонами в одно место тот, кто сверх своего неверия явится гонителем благочестивых, окажется распутным, убийцей и несправедливым. Поэтому жалейте безбожных и особенно когда роскошествуют они, ибо тем большее они примут осуждение; и ненавидьте богатство их и кратковременную сию славу, ибо им это будет причина непреходящего наказания. И всякий раз, когда вас они поносят, насмехаясь как могут над нами и всеми, кто на земле, больше жалейте их и с дерзновением во Христе отвечайте, что мы больше радуемся о том, и веруем, что мы — рабы Божии, потому что мы гонимы в этом мире, потому что ненавидимы язычниками и страдаем за Христа, — ибо этому Он Сам нас научил, говоря, что будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мк 13:13), и этим терпением и перенесением надеемся спастись, ибо говорит Господь: претерпевший же до конца спасется (Мф 10:22), — и что мы не имеем наследия на земле, ибо все здешнее, и небо и земля, прейдут, но мы стремимся к жизни вечной, чистой, освященной, которую указал Христос, этой жизнью живущий и ей принадлежащий; которую и все праведные возлюбив, через муки и многократное терпение проводя жизнь, Богом были прославлены. Укрепляя друг друга таковыми словами, братия, стойте в единой истинной вере Христовой, и таким образом в терпении боритесь, чтобы до конца пройти благое состязание, чтобы унаследовать вам венец жизни неувядающей.
21. Итак, прежде всего печать благочестия, то есть, исповедание Троицы во едином Божестве, подобно и воплощение Слова проповедуйте, православно мысля, как вы приняли, и всюду ясно исповедуйте сердцем и устами; затем же, на этом основании веры устрояйте и другие добродетели, по-христиански живя и закону Церкви следуя. И девство и брак по закону христианскому совершайте.
Принимающий девство нескверным себя пусть соблюдает и телом и душой, и если желает быть совершенным девственником, пусть посвящает свободное время молитвам, как если бы имел сотрудника, который совершенно подражал бы всесвятому Господу, и пусть упражняется в воздержании, словно другая Ева, сдерживая плоть. И пусть избегает общения с женщинами, приводящего к дурному, препятствующего тому, чтобы стойко выдержать Божественное состязание, чтобы в самом деле девственному телом не быть замаранным душою. И пусть хранит всю внимательность к себе, чтобы после состязания не рисковать чистотою своею, и не утратить светлого сияния чистейшего венца. Потому что диавол, родитель зависти, не хочет, чтобы кто-либо из людей, обладающих телами, был незамаран, дабы не стал он равен ему, который бесплотен, или большую победу одержал бы человек с телом, сам сохранив чистоту; будто не зная, жалкий, что нечист пред Господом всякий надменный сердцем, точно так же, как и сам он. Поэтому-то и не вооружается он столько ни против чего другого, как против девства, и против монахов и дев восстает до изнеможения, и никакому другому прегрешению столько не радуется, как быть в силах осквернить кого-нибудь девствующего.
И напротив, более всего желает этого Господь, любящий девство, так как Сам чист естеством, и прежде всех добродетелей одобряет Он девство. Ибо девство есть подобие Божие, поскольку Бог девственен, будучи одним. И сияние из Него — Сын и Слово Его, девственный от девственного Отца, а также и по природе святой, освящающий и всесвятой Дух. Поэтому избирающий девство подражает Самому святому Господу, единому бесстрастному, единому нетленному, единому нескверному, а также святейшим ангелам, живущим девственно по подобию Божиему, и освящение и чистоту имеющим как врожденное свойство. Итак, любящий девство есть подражатель пресвятому Богу, говорящему через пророка: будьте святы, ибо Я свят (Лев 11:44). И блажен тот, кто достигнет истинного детства; ибо он тот, кто имеет лучшее, разумеется тело и душу, и ежедневно приносит бесплотную жертву Богу. И ангелом его называет Сам Господь, говоря о тех, кто в предстоящем веке: ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах (Мф 22:30); поэтому тот, кто ни в брак, ни в скверну не приходит, тот есть ангел Божий во плоти. И писание называет девствующих наследниками Царства Небесного: ибо есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного (Мф 19:12), говоря о девствующих, и к этому побуждается и избирается всякий, по учению Господа, кто может вместить, да вместит (Мф 19:12). Таков богоподражательный и боголюбивый подвиг девства. И свидетельствует Писание, что от начала такое бытие и образ жизни был установлен в раю: ибо девственным был сотворен Адам и девственной из него произошла Ева, образованная из ребра его; и чисто и девственно в раю жили, и будучи наги, не знали друг друга, защищаемые благодатью Божией, после же грехопадения и изгнания из рая, тогда уже вне Адам, сказано, познал жену свою (Быт 4:1).
22. И поэтому девство есть дело богоподражательное и небесное благо. Однако и целомудрие в браке есть второе после девства и боголюбивое дело; и к этому всякий верующий подвизается, хотя и Павел выше естественного призывает всех быть незнающими брака, говоря: желаю, чтобы все были, как и я (1 Кор 7:7), и через пророка Бог: будьте святы, ибо Я свят (Лев 19:2). Итак, будем очищать себя каждый по силе. Ибо так узрим мы святого Господа вместе с Павлом, говорящим снова: старайтесь иметь мир со всеми, прилагайте попечение и о святости, то есть чистоте и непорочности, без которой никто не увидит Господа (Евр 12:14), и снова Сам Господь говорит: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф 5:8). Кто же не желает девствовать, бери жену по закону Церкви, согласно изначально переданному порядку устроения Божия, то есть один муж и одна жена, ибо от начала были созданы один муж и одна жена, и они — единое естество. Ибо безрассудно языческое и порочное порождение о многоженстве. И Павел говорит, что мужу надлежит иметь одну жену: во избежание блуда, каждый имей свою жену (1 Кор 7:2), а не многих. Это пишу из-за преступной, нечистой и оскверненной жизни язычников, на множество женщин разжигающихся и живущих хуже нечистых животных, поэтому удаляйтесь от этой гнусной жизни — больше, чем от смерти. Ибо смерть есть причина мерзости и тления, лучше же сказать, они взаимно порождают друг друга: через непослушание смерть, через смерть тление, чтобы прекращалось живущее:и до тех пор, пока есть тление, будет и смерть. Кроме того, смерть есть скверна и уничтожение естества, и из-за этого она гнушаема и ненавидима Богом. Поэтому и о бесчинствующих сказал Он Ною: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть (Быт 6:3); которых и потопом утопил. Тем же, которые от естества суть преступники и скверные, какой вынес Он приговор? Не огонь ли и дождь серный с небес покрыл их? И не только их, но и города, в которых обитали, и землю, которую они, ходя по ней, оскверняли, и саму воду попалил Бог, и свидетельствует это о Содоме и Гоморре место и находящееся там озеро, называемое мертвым.
23. Поэтому никоим образом не подражайте делам язычников, ибо вы святые и избранные и облеченные во Христа, и крещением и причастием члены Христовы суть; итак, берегите святые члены всесвятого Христа. И все имейте попечение о чистоте; и в особенности столь великие девы и монашествующие, обещавшие это Богу и освятившие ум, и ангельским образом тела и души свои в дар Христу принесшие, которые после договора совершенно не имеют возможности общаться с миром. Ибо они освящены, чтобы оставаться чистыми Христу, и святотатец и чуждый Христу есть тот, кто расторгает обещание, и становится преступником обязательства.
Те же, кто в браке, и они время от времени пусть очищаются молитвой, и особенно во время причастия таинств. Ибо если иудеи, чтобы только услышать на горе тот особый трубный глас, были научены три дня не приближаться к женам, и Давид, когда бежал от Саула, не был бы достоин есть хлебы предложения вместе с другими алчущими с ним, если бы прежде не признал, что не приближались они к женщинам, то намного более всякому верующему следует очищать себя, когда намеревается причащаться даже ангелам страшного таинства Тела и Крови Христовой. И в эти святые дни всем благочестивым надлежит очищаться, чтобы чистому встретиться с пречистым Владыкой. Поэтому и предписано законом мужу жена и жене муж: ни в блуд не впадая, ни в прелюбодеяние не вводясь, ибо это неприемлемо Церковью. И через незаконное сношение с женой приобретается возмущение крови, скверна духовная и великая злоба против Бога. Ибо все должны быть чистые чистому Христу. Поэтому и кто имеет жену, не прелюбодействуй: ибо таковой на весьма многое будет осужден и как осквернивший святые члены, и как не имеющий над собой власти. Ибо дал Бог Адаму его жену и двое, как написано, плоть едина (см. Мф 19:5–6); по каковой причине тот, кто в другую жену входит, став грабителем и вором естества, неправедным и прелюбодеем, не принят от Бога и не соединен с Церковью как член Его. Но и тот, кто не имеет жены и проводит распутную жизнь, гнушаем от Господа и истребляется для святой жизни, ибо говорит Писание: Возлюбленный, Ты истребляешь всякого прелюбодействующего от Тебя(Пс 72:27)24.
24. Свят Бог наш. Поэтому если желает кто иметь обитающим в себе Бога, избегай блуда и всякой другой нечистоты и бери законную жену, оставаясь целомудренным. И жена укрепляйся, — если так останешься после смерти мужа, с девами будешь причислена, будь предана вдовству благому, которое и Апостол ублажает. И это не только по благодати, но и по закону многие мужи, равно как и жены и честь свою сохраняли и чистоту до брака блюли. Первый брак именуется незапятнанным, второй же — порицаемым и не нескверным; ибо осуждается, и входящий в него от причастия на время отлучается. А третий же — почти многоженство, то есть блуд, и называется нечистотой и лишь слабым волею по многому снисхождению прощается, не по всякому возрасту, но только до сорока лет, если детей не имеет желающий прийти в такой брак; если же детей имеет, не сочетается брак такой. Если же и не имеет детей, но достиг сорокалетнего возраста, не может иметь права войти в третий брак, ибо он есть заслуживающий презрения и отлученный от Церкви как любитель бесчинства. Это говорят Божественные законы, посему и я привожу это в напоминание, так как я знаю, что многие, и особенно живущие среди язычников, преступают эти законы, и из-за их преступления великий гнев Божий пришел на нас. Ибо, увы, многие, называемые христианами, усердствуют в образе жизни язычников, живя как неверные, и против учителей благочестия, если те порицают их, восстают. Таковые пусть знают, что подобны тем блудившим иудеям, которые, как написано, уничтожаемы были губителем, и если бы Финеес открыто не пронзил копьем согрешавших, не было бы избавления.
25. Живите по-христиански, братия! Храните освящение ваше. Избегайте всякой нечистоты, скверны, блуда, распутного мужевлечения, всякой нечистоты и скверных помыслов; еще же страсти, гнева, злопамятства, убийства, зависти, злословия, диавола, лжи, ссор, несправедливости, жадности, грабежа, сребролюбия и идолослужения, лихвы, обмана, хитрости, чревоугодия, пьянства — причины неспасения, высокомерия, самонадеянности и всех дел порочного диавола, чтобы наступили вы на аспида и василиска, то есть действия его, и попрали его, как льва бросающегося и стремящегося всех пожрать. Но вы мужайтесь и укрепляйтесь во Христе, приняв власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью (Лк 10:19), как написано. И будьте сострадательны, уподобляясь Богу, милосердны, великодушны, сочувствующи, прощающие ошибки другим, братолюбивы, гостеприимны, щедры, миротворцы, исполненные любви, благодарные, восхваляющие Бога; не наглые, не самодовольные, но добрые, скромные и кроткие по подобию Владыки. Все вместе — мужи с женами и детьми — будьте чисты, святы, устремлены к Богу, — непрестанно молящиеся, подающие от того, что имеете, о всем кающиеся, в чем согрешили, и спешащие к исповеди, ибо без покаяния и исповеди нет спасения. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное(Мф 4:17). Его же и все мы да удостоимся во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Перевод с греческого Ю. Максимова
1Balfour D. O SUGGRAFEUS KAI TA ANEKDOTA ERGA TOU // AB 34. Qessalon…kh, 1981. S. 23.
2Sahas D.J. “Holosphyros”? A Byzantine Perception of “the God of Muhammad” // Contacts and Comparisons . P. 123.
3Язычниками Святитель называет мусульман.
4В Синодальном переводе: Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа.
5Святитель соединяет два евангельских стиха: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф 10:28) и Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь (Лк 12:4–5). — Ред.
6Поистине, мы дивный слышали Коран! Он к истине указывает путь, в него уверовали мы, и в поклонении Аллаху, других богов не будем измышлять. И пусть величие Аллаха вознесется — не брал Он ни супруги и ни сына (Коран 72.1–3).
7Противомусульманский аргумент преподобного Иоанна Дамаскина (О ересях, 100).
8В Синодальном переводе: На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах; истина Твоя в род и род.
9В Синодальном переводе: сотворены. — Ред.
10В Синодальном переводе: Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь.
11В Синодальном переводе: Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
12В Синодальном переводе: Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
13В Синодальном переводе: Все соделал Ты премудро.
14В Синодальном переводе: и не пожалел сына твоего, единственного твоего.
157-й член Никео-Константинопольского Символа веры.
16В Синодальном переводе: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его.
17Очевидно, цитируя по памяти, святой Симеон перепутал пророка Исайю и Варуха.
18В Синодальном переводе: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте <…> а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу.
19В Синодальном переводе: Бог — Господь, и осиял нас.
20В Синодальном переводе: От плода чрева твоего посажу на престоле твоем.
21В Синодальном переводе: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его.
22В Синодальном переводе 1 Пет 3:14: если и страдаете за правду, то вы блаженны.
23В Синодальном переводе: Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа.
24В Синодальном переводе: Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.