Мог поступить без ЕГЭ, но сдал на 300 баллов. Что помогло подготовиться
«К ЕГЭ начал готовиться в марте»
— С какой базой ты пришел в 11-й класс?
— Я учился в тамбовском лицее №6 — это лицей физико-математической направленности. На профили нас разделили классе в 7-м, но и до этого математика была тоже очень сильная.
По правде сказать, сначала она мне давалась сложно, но эта сложность меня и привлекла: есть необычные задачи, которые хочется решить. И однажды, сидя на занятиях, я понял, что мне правда интересно разобраться.
Мне нравится смотреть на задачу с разных сторон: что-то не получается, ты отступаешь на пару шагов назад, продолжаешь по другой линии — эта борьба вызывает удовольствие. Иногда бывают действительно поражающие решения — очень красивые и элегантные.
— Что значит «красиво» в математике?
— Красиво — просто и коротко, это своего рода искусство. Обычно суть простых решений заключается в том, что их можно объяснить даже ребенку — независимо от того, касается это алгебры, геометрии или высшей математики.
В школе математика у нас была чуть ли не каждый день, и в свободное время я тоже довольно часто что-то решал сам для себя. В 10-м классе делал не особо много — только домашку и периодически смотрел разборы задач. В 11-м я уже участвовал в разных олимпиадах. У нас в лицее в первой половине года были олимпиадные занятия, как раз когда проходили отборочные туры.
— И как у тебя с олимпиадами складывалось?
— Я сразу сказал себе, что буду поступать в хороший вуз — в моем понимании, это тот, в котором высокий конкурс и сложно учиться. Я рассматривал Физтех (МФТИ), ВШЭ, СПбГУ — там баллы выше 280–290. Соответственно, чтобы поступить, ты должен либо максимально сдать ЕГЭ, либо выиграть олимпиаду.
Я собирался поступать по олимпиаде и первые полгода готовился, ходил на занятия в лицее, сам постоянно в интернете искал разные задания, решал.
До нового года я прошел ряд отборочных этапов, зимой у меня получилось съездить с командой в ВШЭ — она в этом году впервые проводила олимпиаду по анализу данных, — и мы стали победителями, поэтому частично я своей цели добился: олимпиада давала нам возможность поступать в Вышку без ЕГЭ, достаточно было просто набрать минимум.
Но после этой олимпиады я захотел попытать удачу: «Вдруг мне удастся получить преференцию не только в Вышку, но и в другие вузы? Тогда у меня будет возможность выбирать более обдуманно». И весной я смог стать призером «Физтеха» по математике (олимпиада МФТИ. — Прим. ред.). Это олимпиада второго уровня, она не такая сложная, как Всерос, там реально получить призовое место: она дает 100 баллов за ЕГЭ. Я совсем не ожидал и был очень этому рад!
— Но тем не менее ты все равно стал готовиться к ЕГЭ…
— Кажется, я начал в марте. До этого я, конечно, тоже готовился, мы что-то решали в лицее, периодически я заглядывал в варианты, но усиленную подготовку начал после олимпиад — был уверен, что этого времени хватит.
«Из-за невнимательности я терял баллы»
— С чего начал?
— С русского. У нас был очень хороший учитель, я с ней периодически советовался. Не сказать, что с русским у меня были трудности, писать я люблю. Кажется, в 6-м классе даже успел съездить в «Сириус» на литературную смену. Так что с русским все было хорошо, а вот проблемы возникли с самим экзаменом — формулировки некоторых заданий были непонятны, я по невнимательности часто терял баллы. Нужно было систематизировать теорию, которая немного хромала, и понять структуру.
На ЕГЭ, мне кажется, самое главное — это внимательность.
По тем предметам, которые я сдавал, попадаются сложные, интересные задания, но все они решаемы, что-то может пойти не так только по рассеянности: неправильно прочитаешь или не так перепишешь. Поэтому по русскому я нарешивал очень много тестов, старался брать сложные варианты. Есть отличный сборник Натальи Сениной, я готовился по нему.
В лицее мы писали довольно много сочинений, так что у меня были образцы. У сочинения есть определенная структура, нужно понимать, как его выстраивать и какие обороты использовать. И в этом смысле мне больше нравится декабрьское сочинение — оно намного свободнее.
— Откуда любовь к сочинениям, литературе?
— У меня и бабушка, и папа, и мама очень любят читать. Бабушка — преподаватель литературы, папа — преподаватель истории, с самого детства они прививали мне любовь к чтению. А если вы любите читать, то рано или поздно возникает и желание писать.
Мы с папой очень часто читали художественную литературу, иногда вместе сочиняли истории, рассказы, записывали то, что с нами случается во время прогулок, даже посылали на разные конкурсы. Потом это переросло в мою любовь к написанию текстов. Пока для себя я пишу исключительно заметки о том, что со мной происходит. Это хороший способ анализировать реальность.
«Самое сложное — задачи на теорию вероятности»
— Для ЕГЭ по математике нужна была какая-то подготовка? Или после олимпиад уже море по колено?
— Чтобы поступить по олимпиаде, необязательно решить все — достаточно решить 60% и стать призером. Чтобы поступить по ЕГЭ, нужно решить вариант полностью. Нельзя подготовиться только по геометрии, а по алгебре знать совсем чуть-чуть. И даже несмотря на то, что задания могут быть проще, сложно подготовиться ко всему подряд.
Не то чтобы это большая проблема…
Но если в олимпиадах вам могут дать баллы за идею решения, то в ЕГЭ такого не бывает. Поэтому нужно систематически готовиться, постоянно что-то решать.
По математике я много делал сам и раз в неделю по два-два с половиной часа занимался с репетитором. На него меня, кстати, уговорили родители, я не хотел.
— Почему?
— У меня была установка, что я должен всего добиться сам. Я не хотел тратить деньги семьи, да и зачем мне репетитор, если я могу подготовиться без него? Возможно, это был юношеский максимализм, тем более некоторые задания, действительно, получалось решать не всегда. Потом я понял, что родители правы и преподаватель мне поможет. Плюс ко всему я смотрел много разных онлайн-курсов.
Самое заковыристое для меня — это задачи на теорию вероятности, с ними у меня всегда было плоховато. Вроде ничего сложного, но иногда встречаются такие задачи, в которых ты не понимаешь, почему можно посчитать одним способом и получится один ответ, а можно посчитать другим и получится совсем другой, и неизвестно, какой из этих способов неправильный.
Когда в чем-то не мог разобраться, я старался буквально с нуля выводить формулы, которые использую, смотреть каждый шаг, чтобы понять, что пошло не так. К маю у меня все равно оставались вопросы по этому заданию, но благодаря такому дотошному подходу я научился решать задачи не только простейшие, но и среднего уровня.
— Если с математикой не очень, можно ли выехать на зубрежке?
— Математику надо понять.
Если выучил все формулы на свете, но не знаешь, как они работают, это точно не спасет.
Например, на экзамене по базовой математике дают огромную распечатку со всеми формулами, которые могут пригодиться. Но ведь все равно есть люди, которые не сдают.
Важно сначала понять, как эти формулы работают, чтобы уметь их использовать и адаптировать под конкретное задание, а уже потом, когда все ясно, можно выучить самое основное — чтобы не выводить на экзамене, не тратить время. Но если вдруг что-то забыл, всегда можно вывести, если знаешь принцип.
«Я не особо сильно вырвался вперед»
— А с информатикой как было дело?
— У меня был очень хороший учитель, мы с ним с 6-го класса занимались олимпиадной подготовкой. Меня очень сильно привлекло программирование, я ходил в наш технопарк, потом поступил в «Яндекс-лицей».
К 11-му классу у меня была уже очень хорошая база. Учитывая, что ЕГЭ по информатике довольно несложный и по нему в среднем высокие баллы по стране, я понимал, что начать подготовку можно позже, и больше времени уделял русскому.
Да, в течение года я решал разные задания, но усердно готовиться стал в последние несколько недель.
Это выглядело так… Я вставал где-то в 7–8 часов, завтракал и садился за компьютер. Сначала прорешивал тестовую часть, первые 20 простых заданий на каком-нибудь сайте. Потом смотрел, что у меня западает, брал подборку заданий с этим номером и решал все подряд. Если что-то совсем не понимал, заходил в интернет, искал объяснение.
Потом я переходил к сложным задачам, старался смотреть много видео с разборами: когда вы смотрите на одну и ту же задачу с позиции разных людей, даже если они предлагают одно и то же решение, вы начинаете лучше понимать.
— А пока была школа, как выглядел твой день?
— В первой половине года я готовился к ЕГЭ на уроках. По русскому старался записывать все правила, исключения — все, что только может быть. А на математике мы просто решали новые задачи. После того, как приходил домой, я готовился к олимпиадам — смотрел варианты, решал подборки. Спать ложился всегда по-разному, иногда и в два ночи. Очень важно отвлекаться и не засиживаться допоздна, но если уж совсем никак — что делать.
Я много лет ходил в театральную студию, но в 11-м классе, к сожалению, пришлось от нее отказаться — театр всегда занимает много времени. Но у меня есть еще одно хобби, я играю на гитаре: несколько лет занимался у разных преподавателей, а потом сам. Когда готовился к ЕГЭ, часто делал перерывы, отдыхал и что-нибудь играл. На какой-то день я мог договориться погулять с друзьями. Мы встречались пару раз в неделю, иногда реже, иногда чаще: могли пойти на природу, в парк.
Уже к концу весны, перед экзаменом по математике, я понял, что сил моих больше нет что-то решать: одни и те же задания, только меняются числа, слова, имена. С русским такого не было, с информатикой тоже, а от математики я устал. Мне повезло, что это произошло за несколько дней до экзамена.
Какое-то время я еще решал, потом перешел исключительно на видео по подготовке, а в последний день не делал вообще ничего — не брал в руки ручку, ноутбук и просто гулял. Накануне всех экзаменов я очень крепко спал, перед каждым хорошо завтракал — мама готовила разные вкусности, а я люблю вкусно поесть. Потом мы с ней добирались до школы, разговаривали о чем-нибудь, она меня очень поддерживала.
— Как писали СМИ, ты первый человек в Тамбовской области, который получил 300 баллов. Каково это?
— Я точно не знаю, но последние пять лет новостей о 300-балльниках у нас не было, да. Как мне говорили, я первый. На самом деле, я не ожидал, что все так получится. Была уверенность, что я смогу написать на 70 и выше. Может быть, по математике я рассчитывал на 98, но насчет русского думал, что сделаю кучу ошибок и еще сочинение плохо напишу.
Когда пришли результаты, первая мысль, конечно: «Ура, я поступил!» Это здорово, когда у тебя получилось то, к чему ты стремился.
Но чувства собственной исключительности не было. Все ребята в классе сдали очень хорошо, у многих по 90+ за каждый предмет или выше 80. Я не особо сильно вырвался вперед — ребята тоже готовились, и не стоит говорить, что я какой-то особенный.
«У нас сложно, но хорошо»
— Почему все-таки Физтех?
— Я очень долго думал, что буду поступать в ВШЭ, и всем об этом громко заявлял. У меня была олимпиада, и все мне там нравилось, по духу Вышка мне ближе. Но родители посоветовали посмотреть и другие вузы: знакомые, преподаватели из школ, университетов — все в один голос говорили про Физтех.
В Физтехе вместе с индивидуальными достижениями у меня было 310 баллов, я вполне мог поступить, поэтому стал опрашивать студентов из разных вузов. Все они говорили то же самое: у них хорошо, но, наверное, в Физтехе лучше. И только студенты Физтеха говорили: «У нас сложно, но хорошо».
Я стал больше читать и сравнивать, составил табличку с плюсами-минусами Физтеха и Вышки. Оказалось, что в Физтехе есть новое направление — Высшая школа программной инженерии, мне стало интересно, я выбрал ее.
— Как тебе учеба? Чем вы там занимаетесь?
— В простонародье — мы программисты, разработчики, которые делают приложения, сайты, новые сервисы. Здесь, конечно, все жутко умные, но это здорово. Мы живем в Долгопрудном, это не так далеко от Москвы, но все-таки у нас нет городского шума и в целом обстановка чем-то даже напоминает Тамбов, поэтому с переездом более-менее проблем не было.
Все рядом — и общежитие, и корпус: ты постоянно видишь биологов, химиков, математиков, со всеми общаешься. По дому очень скучаю, в Тамбов ездил уже раза четыре — стараюсь приезжать, когда появляется время.
— Что бы тебе хотелось сделать в будущем?
— Запустить свой проект, который сможет как-то помочь миру. В 10-м и 11-м классах я смотрел много разных видео по программированию, читал статьи, и меня всегда восхищали люди, которые могут создать какую-то технологию.
Мой кумир — Линус Торвальдс. Это человек, который создал ядро операционной системы Linux.
Он смог немного отступить от привычной системы и сделать то, чем сейчас пользуются практически все.
Может быть, 90% людей, которые пользуются интернетом, не знают, что такое Linux, или только слышали о нем, но, например, операционная система Android основана на Linux — а Android используют огромное количество людей. Помимо телефонов и ноутбуков очень многие устройства, роботы, гаджеты тоже работают на системах, основанных на Linux. Для меня это один из главных примеров того, как проект, который ты любишь, может стать нужным для людей по всему миру.
Фото: из личного архива Валерия Бергмана