Успенский собор на Городке – стоит приехать в Звенигород, и дорогу к нему укажет любой прохожий. Это наиболее древний из сохранившихся архитектурных памятников Московского великого княжества. Собор был построен на рубеже 14-15 вв. вторым сыном Дмитрия Донского – князем Юрием Дмитриевичем, получившим Звенигород в удел по завещанию отца. Редкость – собор сохранился полностью. Все дело в том, что в 15 веке Звенигород утратил статус удельной столицы, и упадок города обернулся благом для его храмов — на строительство и на ремонт не было средств. Такая парадоксальная ситуация помогла сохранить Успенский собор с минимальными изменениями.
Уже при подходе к собору слышно – идут реставрационные работы: стук инструментов, ветер разносит белую пыль, и издалека кажется, что собор окружен туманом или облаком. В данный момент реставраторы восстанавливают окна, расширенные в 19 веке, и разгребают завалы камня на чердаке собора – это верхний ярус кокошников, сбитый при устройстве простой скатной кровли.
Одновременно работают и художники-реставраторы. Самая главная находка этого лета – уникальные фрески эпохи Андрея Рублёва, найденные наверху, на подпружных арках собора.
Открытие фресок стало возможно благодаря архитектурным реставрационным работам, которые начали проводить в соборе. Дело в том, что в 19 веке произошли самые значительные изменения в облике собора. Собор утратил первоначальную позакомарную кровлю, а подпружные арки были заложены кирпичной кладкой – считалось, что так нужно, чтобы поддержать своды. Дмитрий Седов, заместитель директора по научной работе Звенигородского музея, а также казначей Успенского собора, рассказывает, как впервые были обнаружены фрески:
— Все началось с того, что, когда в 2009-10 годах меняли окна снаружи и внутри барабана, наш инспектор и знаток раннего московского зодчества архитектор Георгий Евдокимов сделал несколько зондажей, так как его интересовала высота поздних кирпичных прикладок. И он увидел, что между поздним кирпичом и белым камнем находится Рублёвская живопись. Было проведено инженерное исследование, которое выявило, что кирпичные прикладки не только не поддерживают своды, но наоборот, создают лишнюю нагрузку. В прошлом году состоялся федеральный совет по архитектуре, который разрешил разборку закладок подпружных арок, к нам приехали специалисты совета по живописи, и прямо при них Георгий начал разбирать кирпичную кладку. Мы все увидели, что фрески продолжаются дальше.
Так на подпружных арках были найдены фрагменты росписи «эпохи Андрея Рублева» – так осторожно, не называя конкретного авторства, комментируют находку специалисты.
Для того, чтобы увидеть росписи 15 века, нужно взобраться по лесам вдоль северной стены собора, почти под купол. Полина Тычинская, искусствовед ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление», работающая в бригаде имени В. Д. Сарабьянова, рассказывает о сохранности фресок и ходе работ:
— Сейчас фрески находятся в процессе реставрации, и из-за брызг раствора и различных загрязнений, их даже трудно различить. В первую очередь мы укрепляем фрагменты фресок — так как живопись долгое время находилась между кирпичной закладкой и основой, теперь она в очень хрупком состоянии. Художники-реставраторы проводят противоаварийные работы, консервацию, бортовое укрепление.
Полина показывает на бортовки по границам живописи:
— Это реставрационный грунт, чтобы фрески не упали. А дальше, когда архитектурная реставрация закончится, мы будем удалять брызги цемента, грязи, и позднюю запись 19 века, полностью очистив фрагменты 15 века.
И все же уже сейчас, невооруженным взглядом видно как из-под наслоений живописи 19 века проглядывает росписи Рублева: вот крыло Серафима — часть медальона с ангелом, которого пока не видно полностью, а вот ноги на горке, возможно это фреска праотца. Специалисты не скрывают радости – найти нового Рублева, при чем росписи такого объема – великая удача.
Более того, как рассказал Георгий Евдокимов (архитектор-реставратор при Центральных научно-реставрационных производственных мастерских, специалист, благодаря которому как раз и начали снимать кирпичные прикладки с подпружных арок) — «Это последняя находка Рублева».
— Конечно, мы предполагали, что что-то найдем — сделали в кладке подпружной арки небольшие зондажи, и было видно, что там есть фрагменты древней росписи, по крайней мере в двух местах. Но вот сколько их и какие – было неизвестно. И их оказалось значительно больше, чем я ожидал. Конечно не надо мерить в квадратных метрах, но найдено очень много, представляете — новый Рублев, в то время, когда неизученных памятников просто не осталось. Небольшие фрагменты еще будут находить под росписями, но таких больших уже не будет. То есть это последний памятник, который не был детально изучен, и последняя находка такого масштаба.
К сожалению, судьба большей части росписей собора печальна:
— В Синодальный период рублёвские росписи 15 века были сбиты со стен и погребены в яме для гашения извести, — рассказывает Полина, — там впоследствии проводились раскопки (и еще будут проводиться), фрагменты росписи были частично извлечены и теперь хранятся в Звенигородском музее. Сбивали росписи целенаправленно для того, чтобы расписать заново, не было принято ценить живопись 15 века. А до нашего времени уцелело немногое – росписи на восточных столбах, в барабане, и вот теперь эти фрагменты. Вот видите, розовая покраска, а под ней – Рублев? Фрески делались по сырой штукатурке и поэтому красочный слой в ходе химической реакции становился одним целым со стеной. То есть фрески очень прочно держались и видимо в этих местах их просто не стали сбивать, а покрасили сверху.
Благодаря этой находке специалисты также получили информацию о системе росписи в Успенском соборе:
— Раньше о системе росписи в соборе было очень мало известно, — делится Полина, — и не удивительно — как мы могли понять какова система, если вся роспись лежит в яме для гашенной извести. Теперь информации для специалистов на порядок больше.
Удивительно, но при всей значительности открытий этого лета, и открытий предстоящих, изыскать средства на реставрационные работы не так просто. Все работы по реставрации и росписей, и архитектуры, а также археологические работы ведутся на средства прихода Успенского собора. Государство реставрационные работы не финансирует.
Невероятно – приход вынужден сам искать средства на реставрацию фресок Рублева, и архитектурную реставрацию памятника федерального значения. Настоятель собора – архимандрит Иероним (Карпов) служит в Успенском соборе уже более 30-ти лет. Смеясь, он сам себя называет «археологической ценностью». Спрашиваю, как удается находить деньги:
— Кто что пожертвует – так и находим. Собираем по копейкам, а работа стоит миллионы.
— А Звенигородский музей, например, деньги не выделяет?
— Какие деньги? Они сами бедствуют, ходят с тарелкой. Какие у музея деньги? У них там нет никакой торговли, ничего, а Министерство культуры еще и требует с них. Нам должно помогать государство, памятник ведь федеральный. Вот заместитель директора и наш казначей — Дмитрий Седов — недавно обращался за государственной помощью, но сказали, что в этом году денег нет.
Отец Иероним показывает место, куда в 19 веке сбрасывалась древняя настенная живопись:
— Тогда было другое отношение, не знали ни Андрея Рублёва, ни цену историческому памятнику. Считалось, что это все устаревшее, ненужное. И еще сделали большой вред: весь храм внутри зацементировали. А белый камень он же несовместим с цементом, это все равно что на камень надеть железную рубашку — вода не может естественно испаряться и прорывает стену, как пена выступает. Вот в прошлом году частично освободили камень от цемента.
— А народ, туристы часто приезжают в храм?
— Да, приезжают, «Где фрески Андрея Рублёва?» — спрашивают так наивно. Мы показываем. Приезжает много иностранцев – китайцы, японцы, недавно семья из Франции была. Конечно, все, кто знают историю России, понимают ценность и значение Успенского собора. Я же надеюсь дожить до того момента, когда через два года и архитектурные, и реставрационные работы закончатся, и храм престанет перед нами, как гора — закомар, второй круг, третий вокруг барабана… Вот такая гора будет.