18 апреля — перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси. Вместе с фотографом Юлией Маковейчук отправимся туда, в котором принял монашеский постриг, куда был сослан в последние годы жизни и где покинул этот мир святитель.

Старицкий Свято-Успенский монастырь — жемчужина Тверской епархии. Наиболее яркие из его настоятелей – патриарх Иов, архимандриты Герман и Дионисий – связали Старицкую обитель с ключевыми событиями русской истории.

В белокаменном Успенском соборе монастыря до сих пор покоятся мощи схимонахини Пелагии. Пелагия, мать Святейшего патриарха Иова, исконно почиталась жителями Старицы, считалась заступницей веры и благочестия.

Вид на внутренний двор монастыря от главных ворот

Слева направо:

Троицкая церковь (1819), каменная, двухэтажная, построенная на средства генерал-майора Алексея Тимофеевича Тутолмина. Старицкий зодчий Матвей Чернятин
Часовня с купелью во имя Георгия Победоносца (из красного кирпича, новодел, первоначально была возведена в начале XX века)
Колокольня с часовней Святейшего Иова, первого патриарха Московского (новая колокольня была построена в 1888 году)

Благочинный церквей Терского берега, настоятель Успенского прихода с.Варзуга игумен Митрофан (Баданин) прикладывается к могильной плите св. Иова

Внутренне убранство усыпальницы Первого Патриарха Московского и всея Руси Иова с гробницей и могильной плитой. Интересно, что после кончины патриарха у него из личных вещей остались лишь иконы, богослужебные книги и денег 15 рублей, которые и пошли на погребение.

Внутри трапезных палат

Вид из окна трапезных палат на Южные ворота — главный вход в монастырь с надвратной часовней.

Архивное фото. До начала реставрационных работ. Нижний уровень Троицкой церкви (1819) с усыпальницей Тутолминых.

Вид из окон трапезных палат на деревянные хозяйственные постройки

Внутреннее убранство церкви Живоначальной Троицы, построенной в 1819 году на средства генерал-майора Алексея Тимофеевича Тутолмина.

Купол Троицкой церкви

Южный неф

Вид на алтарную преграду

Царские врата

Потолочная роспись над Царскими вратами

Архитектура Троицкой церкви очень необычна. Центральное пространство лишено пола, сквозь большое круглое отверстие в межуровневых перекрытиях видно убранство нижнего уровня — усыпальницы Тутолминых, центром которой является стела.

Вид сверху на вход в Троицкую церковь

Стела в усыпальнице Тутолминых — нижний уровень Троицкой церкви

Кованая ограда

Вид внутри Троицкой церкви от Церковных врат

Справа — Трапезные палаты, слева — монастырские стены

Слева — надвратная церковь во имя св. Иоанна Богослова (1694) с арочной галереей, построенная на месте сгоревшей в 1681 году кирпичной церкви, справа — основной комплекс строений

Ночной вид внутреннего двора монастыря

Старицкий Успенский мужской монастырь. Общий вид

Южные ворота с надвратной часовней и стены с внешней стороны

Вид на Волгу от монастыря

Западные ворота с надвратной церковью св. Иоанна Богослова (1694). Вид снаружи

Внешний вид со стороны северо-запада на стены и башню монастыря. Реставрационные работы продолжаются

Рабочие греют бетонно-песочную смесь на открытом огне

Отделка стен

Справа к надвратной церкви св. Иоанна Богослова примыкает гостевой дом (2009). Сейчас там принимают паломников в расположенных на втором этаже кельях, на первом — устроена трапезная.

Настоятельский (1530-е годы — XIX вв.) и братский корпуса (XVI — XVIII вв.)

Храм Успения Пресвятой Богородицы (1530) из белого тесаного камня с пятью большими главами, украшенный кокошниками. Построен князем Андреем Старицким. В храме находятся мощи схимонахини Пелагии — матери патриарха Иова

Иконостас Успенского храма

Западный придел Успенского храма. Сейчас здесь церковная лавка

Центральное пространство Успенского храма

Вид на западный поперечный неф

В храме находятся мощи схимонахини Пелагии — матери патриарха Иова

Деревянный резной саркофаг с мощами схимонахини Пелагии

Вид от мощей

Деревянные резные Царские врата

Наместник монастыря игумен Димитрий живо интересуется делами у свечницы

Свечная лавка

Наместник Старицкого Свято-Успенского монастыря игумен Димитрий (Севостьянов) с любимым котом

Вид из оконца колокольни на Южные врата

Вид с колокольни на Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1570)

Вид с колокольни на купола Успенского храма

Вид с колокольни на внутренний двор, стены и Волгу

Колокола

Монастырский некрополь

Часть построек отапливается дровами, которые аккуратно складываются в специальные ниши стен

Южные ворота

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1570) с трапезными палатами

Коридор второго этажа гостевого дома

Так выглядят кельи для паломников

Вид на Старицу от стен монастыря

История монастыря

Основание монастыря относится к 1110 году. Пришедшие из Киевских пещер иноки Трифон (+1127) и Никандр (+1153) поселились на пустынном лесном берегу Волги, поставив для себя келью и часовню. Уже при жизни подвижников в это место стали стекаться люди, ищущие монашеского жития, и вскоре сложилась довольно значительная по количеству братия монастыря.

Примечательно, что пустынь, основанная иноками Трифоном и Никандром, явилась одной из первых на Севере России, т.е. она оказалась центром миссионерской проповеди для языческого населения этого региона.

После смерти инока Никандра в 1153 году труды по устройству монастырской жизни продолжили иноки Мисаил, Парфений и Феодорит. При иноке Феодорите был построен храм во имя Успения Божией Матери. Освящал храм епископ Новгородский Гавриил в присутствии великого князя Суздальского Андрея Боголюбского. С этого времени обитель управлялась игуменами.

В первой половине XIII века монастырь был уже довольно многолюден и управлялся архимандритами.

Во время татаро-монгольсокого нашествия монастырь неоднократно подвергался разграблению. Так, в 1272 году были убиты игумен Серапион и 124 человека братии, тела которых были сброшены в Волгу, но, по сообщению монастырского летописца, тела мучеников речные воды не унесли и «по уходе поганых благочестивые христиане принесоша я в дом Пречистыя и погребоша я чесно». Страшный погром не прекратил монашескую жизнь.

Постепенно, с возвышением Тверсокго княжества, вокруг монастыря разрастался город.

После присоединения в начале XVI века Старицкого княжества к Москве младший сын великого князя Ивана III князь Андрей Иванович Старицкий изменил месторасположение монастыря и совершил большое каменное строительство. Первым архимандритом после татарского нашествия был Старицкий уроженец Герман, происходивший из знатного рода Полевых, в будущем архиепископ Казанский, человек простой, искренний, с твердым характером, ревностный подвижник.

В 1550 году настоятелем монастыря стал постриженик архимандрита Германа архимандрит Иов (в последствии – Первый Патриарх Московский), также уроженец Старицы, с младенческих лет отданный родителями в монастырь на воспитание. Здесь на него обратил внимание государь Московский Иван IV Васильевич Грозный, неоднократно посещавший город и обитель.

После изгнания святителя Иова из Москвы польскими интервентами он был радушно принят новым настоятелем монастыря преподобным Дионисием, в будущем игуменом Радонежским, который несмотря на приказ держать святителя «в суровости» с честью покоил его старость в течение двух лет до самой смерти святителя Иова 19 июня 1607 года.

Во время правления патриарха Адриана в память пребывания в монастыре святителя Иова особой грамотой все назначаемые наместники возводились в сан архимандрита. В монастыре пребывал епископ Старицкий, викарий Тверской епархии. Из стен обители вышли такие подвижники, как Святитель Герман, архиепископ Казанский, святитель Иов, первый Патриарх Московский, преподобный Дионисий Радонежский.

В 1809 году в монастыре было открыто духовное училище, существовавшее в нем до перевода в собственное здание в 1884 году.

Архитектурный ансамбль обители в своих главных чертах был завершен к 1888 году (построена новая двухъярусная колокольня). Самым древним строением к настоящему времени является Успенский храм, построенный в 1580 году.

Старицкий Свято-Успенский монастырь, начало XX века

28 октября 1918 года в докладе Словоходова, считавшего монастыри контрреволюционными гнездами, предлагалось ликвидировать Старицкий мужской монастырь для устройства в стенах его гостиницы, столовой и постоялого двора.

Но ликвидация монастыря произошла только в 1923 году: «Признать Старицкий монастырь исторической музейной ценностью; все монастырское имущество передать в ведение УОНО; предложить Коммунотделу выселить из монастыря всех монахов; по принятии УОНО и КОМО монастырского имущества богослужение в Успенском монастыре прекратить» (постановление Старицкого Уисполкома от 19 мая).

В ответ на это Община верующих при Старицком Успенском монастыре и всех православных граждан города Старица пишет прошение (всего 125 подписей) Старицкому Уисполкому: «умоляем Уисполком не запрещать совершение богослужения в Успенском монастыре и не изгонять из него беспомощных монахов». К тому времени в монастыре оставалось восемь глубоких старцев. Но просьба не была удовлетворена, монахи были изгнаны из древнейшего монастыря Северо-Западного края России.

18 апреля 1997 г. Святейший Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни».

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 12 октября 2007 г. (журнал № 105) наместником Успенского мужского монастыря г. Старица был назначен казначей Нило-Столобенской пустыни, член Епархиального совета Тверской епархии игумен Димитрий (Севостьянов).

Адрес: 171361, Тверская обл., г. Старица, ул. Пушкина, д. 1.

Наместник монастыря: игумен Димитрий (Севостьянов)

Телефон/факс: 8 (48-263) 2-36-35

Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси

Святитель Иов, первый патриарх Московский

Время рождения Святейшего Патриарха Иова можно отнести ко второй четверти XVI века. В миру Иоанн. Он родился в благочестивой семье старицких посадских людей. С юных лет отрок был отдан родителями на воспитание в Старицкий Успенский монастырь, где был обучен грамоте, получил воспитание и «Божию добре обучен» настоятелем обители архимандритом Германом.

Обучение в монастыре содержало в себе чтение по церковным книгам, переписывание текстов Священных книг, клиросное пение, чтение молитв. Большое внимание уделялось развитию памяти. Целые разделы из Библии, церковные молитвы, священные песни были заучены наизусть. К тому же природа наделила юношу звучным и весьма приятным голосом.

Монастырское воспитание и родило в сердце Иоанна желание принять монашеский постриг в Успенской обители. Это произошло около 1553 года. Через некоторое время он был рукоположен в священники.

В 1566 году Иов был назначен архимандритом Старицкого Успенского монастыря. Это новое послушание в родной обители подвигло архимандрита Иова на многотрудное и жертвенное служение Церкви. Он благоустраивал монастырь, словом и деяниями воодушевлял братию к духовно-нравственному восхождению.

Здесь, в Старице, созидалось и упрочивалось церковное видение и мировоззрение будущего Предстоятеля Русской Церкви, формировался талант незаурядного церковного деятеля и пастыря.

Царь Иван Васильевич решает приблизить Иова к себе и в 1571 году переводит его в Москву настоятелем Симонова монастыря. Спустя четыре года царь поставил его настоятелем Московского Новоспасского монастыря. В апреле 1581 года Иов становится епископом Коломенским, а с января 1586 года – архиепископом Ростовским. В этом же году 11 декабря Иов становится митрополитом Московским и всея Руси.

26 января 1589 года Патриарх Константинопольский Иеремия возвел митрополита Иова в высший иерархический сан – новонареченного Патриарха Московского и всея Руси.

Патриарх Иов почти два десятилетия нес бремя управления Русской церковью и принимал деятельное участие в государственных делах. В Смутное время он делал все от него зависящее для спасения Церкви и Отечества от Самозванца и сам пал жертвой мятежников, отказавшись признать в Лжедмитрии государя Московского.

10 июня 1605 года мятежники ворвались в Кремль и, жестоко избив, выволокли Патриарха Иова из Успенского собора на Лобное место. С него сорвали облачение и в простой телеге отправили в Старицкий Успенский монастырь, приказав настоятелю монастыря архимандриту Дионисию держать старца «в железе и всяческом озлоблении».

Преподобный Дионисий не внял строгому приказу и принял старца как Патриарха. Поселившись в родной обители, святитель Иов многими подвигами готовил себя к вечности.

19 июня 1607 года Святейший Патриарх Иов скончался в Старице и был погребен в монастыре. В 1652 году мощи святителя были торжественно перенесены из Старицы в Успенский собор Московского Кремля, где они покоятся и поныне.

Но в Старице по-прежнему почитают место его первоначального погребения: в Успенском монастыре в память о Патриархе Иове осталась усыпальница с белокаменной плитой с могилы святителя.

В 1989 году на Поместном соборе Русской Православной церкви святитель Иов был причислен к лику святых. Память его отмечается 2 июля.

Читайте также:

Правмир
По Руси Великой: Борисоглеб (ФОТОпутешествие)

Виктор Судариков

Наш мир падок на подмены смыслов. Патриотизм – затертое слово, часто употребляемое по отношению к людям, презирающим таких же людей, но происходящих из другого народа. А что же это на самом деле, если не использовать штампов вроде «чувство родины», а просто оглянуться, просто проехать по Руси?

Правмир
Прогулка по Новоспасскому монастырю: 20 лет после второго рождения (+ фото)

Юлия Маковейчук

Новоспасский монастырь в Москве отмечает 20-летие возрождения монашеской жизни. Более 70 лет простоявший в забвении, под угрозой полного разорения; переоборудованный под «нужды Советской власти» — в тюрьму НКВД, он все-таки выстоял. Правмир приглашает в фотопутешествие по обители.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.