1. Можно ли теперь посещать храмы Константинопольского Патриархата? Можно ли там молиться?
Посещать храмы Константинопольского Патриархата можно примерно так же, как католические храмы. Молиться, поклоняться святыням там никто не воспрещает. Мирянам Русской Церкви возбраняется причащаться и участвовать в других таинствах, совершаемых в храмах Константинопольского Патриархата. Записки подавать также не стоит.
2. Можно ли подавать записки за членов семьи, крещенных в храмах Константинопольского Патриархата (это может встречаться, например, в смешанных семьях)?
Можно, ведь они были крещены еще до разрыва евхаристического общения, то есть до «нового раскола», как его сейчас называют. Решения относительно непризнания Таинства крещения в Константинопольском Патриархате пока нет.
3. Можно ли мирянам, принадлежащим к Константинопольскому Патриархату, причащаться в наших храмах?
Этот вопрос напрямую не решен в определении Синода и пока никак не прописан. На этот счет священники получают указания от своих архиереев.
4. Можно ли посещать Афонское подворье в Москве? Можно ли там подавать записки на Афон?
На Афонском подворье «Правмиру» сообщили, что относительно посещений и записок все осталось по-прежнему. Записки можно подавать так же, как и раньше, в том числе в режиме онлайн.
5. Как понять, в храме какого патриархата я оказался, например, за границей?
Сразу надо сказать, что все грекоязычные храмы (то есть те, где богослужение проходит на греческом языке) в диаспоре (то есть за пределами Греции) в Западной Европе, Америке, на Дальнем Востоке находятся в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
Про другие храмы можно узнать заранее в интернете, на сайте храма. Либо по информационным стендам пред входом в храм. И, конечно же, на литургии – по имени архиерея, которое возносится за богослужением.
6. Что с «Киевским патриархатом»? Мы по-прежнему не признаем священников, таинства, не причащаемся? Что-то изменилось или нет?
Конечно, не признаем ни их таинства, в том числе крещение, ни их священников. Мы по-прежнему считаем так называемый «Киевский патриархат» раскольническим образованием. Никакой автокефалии от Константинополя он еще не получал, и пока есть только намерение образовать новую автокефальную церковь на Украине. Сан «патриарха» Филарета отнюдь не признан в Константинополе, но с него снята анафема, что в РПЦ считают незаконным как минимум по двум причинам. С формальной стороны – потому что Константинополь не правомочен судить клириков и епископов других Церквей, и по существу дела – поскольку анафема, с точки зрения РПЦ, была вполне адекватным наказанием.