Послесловие от редакции

О мифах детерминированности, подчас распространенных и в христианских кругах, хотелось бы поговорить отдельно, приведя несколько простых примеров, иллюстрирующих заодно посылку о христианской трезвости сознания. Материалистическая философия очень любит давать не вполне понятным явлениям “реалистические” объяснения, которые, как правило, сводятся к определению икса через игрек. Это блистательно спародировано в конце “Мастера и Маргариты”, когда бесовщина, заполонившая беззащитный город, объясняется действием шайки “невиданной силы гипнотизеров”. Совершенно иного рода объяснения христианские, рассматривающие мир видимый и невидимый как единое целое, части которого способны к взаимопроникновению и взаимодействию.

Известно, например, что после Пасхи многие испытывают сильнейший душевный упадок, слабость, духовную пустоту. Объясняют это, как правило, “своеобычностью” своей природы и особой чуткостью к неким фатальным процессам мироздания, — объясняют сложно, по-разному, но всегда “в свою пользу” и со ссылкой на непреодолимость этих процессов.

Однако люди с большим духовным опытом (или те, кто доверил эту проблему опытному духовнику) находят более реальное и трезвое объяснение. Весь Великий пост мы по мере сил стараемся вести более правильную жизнь, нежели обычно: чаще ходим в храм, стараемся чаще причащаться, читаем особые молитвы, чаще обычного читаем Писание, присутствуем на уникальных великопостных службах… Действительно, наступает облегчение от греховного гнета, душа и мысли устремляются к Богу. И вот — Пасха Господня с ее великолепной службой, радостной и торжественной. И кажется, что мы уже недалеки от Царствия Небесного, что вот-вот придет свобода богообщения. А между тем обычная наша жизнь потихоньку вступает в свои права: то ли очень уж бурно разговлялись, то ли слишком резко оборвали складывавшиеся было благочестивые привычки, то ли чересчур много сразу позволили себе светских удовольствий, которые старались избегать постом. Результат — разочарование и обида; ничего во мне не изменилось, каким я был, таким остался. Естественно, это воспринимается как упадок, — да это и есть упадок.

Что же делать? — относиться к своим возможностям с большим смирением и с большим трезвомыслием, и если уж так хочется подольше сохранить в себе высокий настрой Великого поста, то и выходить из него с умеренностью: скромно разговляться, не бросаться немедленно и сразу во все возможные удовольствия, а соблюдать в них какую-то меру, продолжать читать Писание и молитвы (только не великопостные!), расширить по совету духовника круг духовного чтения и тем самым попытаться сохранить хоть какую-то часть духовной высоты, которая была нам показана по милости Божией. А главное — подальше отогнать мысль о своих духовных завоеваниях и победах.

Хорошо знакомо большинству христиан и то тяжелое чувство мрака и уныния, которым часто сопровождается Рождественский пост. Здесь причина несколько иная: самое темное время года. Мрак окружает человека — а тут еще может возникнуть страшная мысль: Христос еще не родился, мы одиноки в этой холодной тьме. Но и здесь на помощь приходит духовная трезвость: да, темнота и холод символизируют мир без Христа, но впереди — свет Вифлеемской звезды, и к ней устремляет наши взоры и наше внимание Православная Церковь: недаром с самого праздника Введения на службах поется Христос раждается

Существует “умное” объяснение, основанное на “биорит­мах”, для того печального (иногда даже болезненного) состояния, которое, как правило, испытывают люди перед днем рождения. При этом вроде бы даже разработаны меры защиты: не принимать поздравления заранее и т. п. Но для этой роковой закономерности, вроде бы обусловленной таинственным схождением светил, существует до обидного простое объяснение: как писала Тэффи, “это нервное”. С одной стороны, обуревают мысли о том, что вот прошел год, на который возлагались какие-то надежды, а ничего особенного не произошло, а жизнь коротка и т. д. С другой — мысли противоположного плана: как отмечать? что надеть? кого позвать? что готовить? что подарят? Конечно, когда в одном отдельно взятом сознании сшибаются потоки мыслей столь разной тональности, тут заболеешь.

…А всем православным, к сожалению, — и в особенности клиру и причту — знакомы более или менее серьезные конфликты перед праздниками, и, как правило, чем значительнее праздник, тем тяжелее конфликт. Да и просто при говении перед причастием люди часто испытывают приступы раздражения, на них валятся какие-то мелкие или крупные неприятности (иногда совсем уж трагикомические: платок забыла, чулок порвала, побриться не успел…). Во-первых, здесь нельзя не принимать во внимание совершенно естественную причину: усталость, нервное напряжение. Во-вторых, конечно, в этом проявляются козни врага рода человеческого; вспомним гоголевскую “Ночь перед Рождеством”. В таком случае очень важно прежде всего определить причину, назвать ее: лукавый чрезвычайно не любит, когда его распознают и называют, и предпочитает, чтобы его принимали за некую эманацию неназываемых и неотвратимых “астральных” сил. Между тем замечательная молитва против козней сатанинских сил начинается словами Да воскреснет Бог, которыми мы прямо призываем себе на помошь нашего Творца и Спасителя, могущество Которого многократно превосходит все угрозы темных сил. А когда мы, продолжая молитву, произносим и расточатся врази Его — тут-то мы и проявляем трезвость, показываем, что понимаем, от кого исходит угроза — и защищаемся Именем Божиим и знамением Его Креста.

Бесовские козни иногда проявляются вроде бы спонтанно, но никогда это не бывает случайным. Скромный опыт редакции “Альфы и Омеги” свидетельствует о том, что еще ни один номер не выходил без осложнений самого разного рода: кто-то заболел, кто-то опаздывает со статьей, кто-то вообще ее не дает; статью приходится снимать в последнюю минуту, потому что автор не соглашается с требованиями редакции; сломался компьютер; сломался принтер; резко повысились цены в типографии, а денег на доплату нет; наконец, их нет вообще и вроде бы не предвидится. В таких случаях мы утешаемся тем, что, очевидно, наша работа лукавому не по вкусу, и руководствуемся великими словами апостола Иакова, Брата Господня:

С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему (Иак 1:2–6).

И каждый раз, когда мы, собравшись, читаем канон с акафистом святителю Макарию, Митрополиту Московскому, мы ощущаем, как расчищаются горизонты нашей деятельности, как отступают или вовсе исчезают “неотвратимые” препятствия.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.