Пару лет назад я поссорилась с близким для меня человеком. Всерьез: забанили друг друга в соцсетях, удалили номера телефонов и больше не пересекались. Наступило Прощеное воскресенье, и я собралась было помириться – восстановить контакты и попросить прощения. И тогда один опытный священник спросил меня:
– А ты уже извинялась?
– Конечно! – ответила я.
– От всего сердца? – уточнил он.
– Ну, разумеется, – с готовностью подтвердила я. – Но он извинений не принял.
– Тогда зачем повторяться? – пожал он плечами. – Зачем эти игры и манипуляции? Не простил – значит, не время. Надо будет – помиритесь.
Я вняла совету.
Шло время, обида редко-редко всплывала в памяти, по-настоящему память сохранилась только именем в помяннике, и в один прекрасный день я на просторах интернета почти случайно встретила своего потерянного друга – кажется, он сменил аккаунт. И вдруг он мне сам написал: «Прости, пожалуйста».
До Прощеного воскресенья было еще как до луны. Но у меня на душе наступила самая настоящая Пасха. Я с чистой душой ответила: «Бог простит, это ты меня прости – я тоже тогда погорячилась!» – и мы восстановили общение. Не как ни в чем не бывало, а с накопленным жизненным опытом – кажется, мы оба стали за это время лучше и сдержаннее. И уж совершенно точно осторожнее и бережнее друг ко другу.
Итак, первое правило прощения: все хорошо в свое время. Второе правило прощения: к датам оно не привязано. Выводы: некогда произошедший разрыв благодаря прощению станет шрамом, украшающим воина.
Иными словами, процедура примирения не просто исцеляет, но и совершенствует душу.
Трогательный Чин прощения, который будет совершаться во второй половине последнего воскресного дня перед Великим постом, не должен затмевать простую и ясную мысль: не надо откладывать примирение до последнего, равно как и не надо вытягивать клещами неискренние слова извинения и прощения. Христос обещал, что Бога увидят чистые сердцем, а неискренность любые календарные старания и страдания сводит на нет – затемняют сердце, замутняют его.
Ну хорошо, а что же делать-то? – может грустно спросить человек, который бы и рад очистить сердце и искренне простить и попросить прощения, да вот что-то не получается. Ни в Прощеное воскресенье, ни в какой другой день. Обида не отпускает, рана не затягивается, может, вообще этот участок души начинает отмирать.
Церковный календарь – великое изобретение. Последовательность богослужебных событий очень часто символически отражает то, что происходит или должно происходить в человеческой душе.
Нынешнее воскресенье носит и другое название – воспоминание Адамова изгнания, и вообще-то именно это – основной мотив дня, еще с вечера накануне, с вечернего богослужения. Мы ведь и вступаем в Великий пост как в школу покаяния – то есть очищения от греха, того самого греха, за который Адам-человек лишается богообщения. И богослужения дня пронизаны покаянным настроением: «Милостиве, помилуй мя, падшаго». То есть в последнее воскресенье перед Великим постом нам предлагается попросить прощения в первую очередь у Бога.
Это очень хорошее духовное упражнение. Если почувствовать свою вину перед собратом могут помешать самые разные обстоятельства: встречная обида, просто гордость, сравнение себя с ним – то с грехами перед Богом все достаточно очевидно. Только очень неумный человек считает себя перед Господом абсолютно чистым.
Если совесть может быть и глуховата, то тщательный самоанализ выявит сам факт наличия разного рода несовершенств, которые хотелось быть исправить. Это и есть первая стадия покаяния: я не такой, каким надо быть, Господи, помоги мне.
Здесь главное не впасть в экзальтированное самобичевание. Спотыкаться в принципе нормально. Важно признать: дорога неровная, надо быть осторожнее; или стоит сменить туфли на шпильке на кроссовки. Если вспомнить, что оригинал слова «покаяние» значит дословно «перемена ума», то все становится на свои места: чтобы начать меняться к лучшему, надо взглянуть на себя с другой стороны.
С другой стороны на нас смотрит Бог. Пока мы не почувствовали Его взгляда, мы вряд ли сможем исправиться. Но мы можем этого захотеть. Посмотри на нас, Господи, чтобы мы в свете Твоих глаз увидели себя – и друг друга. И тогда мы сможем и просить прощения, и прощать чистым сердцем.