Посмотрите и увидите!
Бог дал нам жизнь, создал. Враг рода человеческого разрушает, уничтожает бытие. Смерть пришла в мир через него. Господь воплотился на земле, чтобы вырвать нас, Своих детей, у смерти. Именно об этом мы поем на Пасху: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».
-Пасха – это праздник торжества жизни над смертью, – рассказывает протоиерей Георгий БРЕЕВ , настоятель двух Богородичных храмов Москвы – в Царицыно и Крылатских Холмах. – Она празднуется целых сорок дней – и охватывает нас своим величием, неизмеримой радостью. Войдя в пасхальный период, мы долгое время как бы усваиваем то, что являет собою Воскресение Христа – всему миру, всем верующим.
— Пасху называют «торжеством торжеств».
— Она действительно стоит в центре годового богослужения. Расширяет рамки времени и возводит нас к Небу. В ту Божественную высоту, которая является конечным предназначением, целью жизни не только людей, а всей вселенной. Наша вера чает «воскресения мертвых и жизни будущего века». Мы ждем момента, когда не тление, а сама Жизнь станет реальным достоянием человека. И Пасха открывает нам это.
— Несмотря на то, что каждый день в храмах – отпевания?
-Конечно. Да, мы живем в мире, в котором есть смерть. Сначала умерли наши дедушки, бабушки, потом многие похоронили родителей. Наша очередь приходит переступить через порог смерти. И если отнять знание того, что есть воскресение, есть иной мир, то жизнь человека становится неким томлением духа. В нас ведь – очень высокий дух. Его требования, запросы так значительны, что не ограничиваются земным бытием.
Вечные вопросы о смысле жизни тяготели над всеми временами. По-разному отвечали на них люди.
-В древних религиях тоже была вера в жизнь после смерти?
-Была. Недавно по телевидению показывали передачи об археологических раскопках в разных странах. Кажется, в сирийской пустыне нашли прочные капсулы из глины, в которых хоронили древних людей. В капсулу вкладывали все необходимое для жизни – пищу, снаряжение. Значит, люди верили, что все это нужно, что человек не перестает существовать.
— Чувствовали вечность…
— Это чувство никогда не терялось, ни в одной культуре. Возьмите Древний Египет, знаменитые пирамиды. Тогда бальзамировали тела умерших, тоже хотели сохранить их для какой-то иной жизни. Апостол Павел говорил, что в древности люди испытывали страх смерти, были в рабстве у нее. Но сознание человека искало выход. В литературе, в науке видно стремление овладеть миром, открыть магические секреты, преодолеть власть смерти над человеческой душой.
— Или хотя бы отодвинуть ее сроки.
-А наши атеисты, знаете, как рассуждали? Мы – им: «Если вы не верите в Бога, у вас нет будущего». Они отвечали: «Как же нет? У нас дети. У них тоже дети родятся – и мы будем жить в них». Но один умный человек сказал: «Если ноль умножить на миллион, он все равно останется нолем». Если ты уничтожаешься, что может быть в дальнейшем?
Бог всегда говорил о воскресении человеческого рода. У пророка Иезекииля есть картина, которая поражает своей необычайностью и масштабностью. Он видит поле, усеянное костями. И все они облекаются плотью, восстают – по слову Господа.
Великие праведники чаяли обновления человеческой природы, восстановления, воскресения. Но понимали: человек всей своей гениальностью, праведностью, усилиями не может этого достичь. Все находится в руках Того, Кто создал наш мир.
Воскресение Христа – вот главная истина. На ней основана наша вера. Апостол Павел повторял: если бы мы, христиане, уповали на Спасителя только в этой жизни, то были бы несчастнее всех людей. Свои чаяния, надежды мы все-таки связываем с будущим. Оно открыто, явлено, подтверждено и осуществлено Воскресшим Спасителем. Он стал первым среди воскресших.
— В Ветхом Завете тоже были случаи, когда умершие воскресали.
— И в Новом Завете Спаситель показал, что имеет такую власть.
В Евангелии Он повторял Своим ученикам: «Мне надо будет пострадать, быть распятым, убитым, погребенным – и потом восстать из мертвых, явить миру победу над смертью». Господь оставил нам изобилие свидетельств. Воскресший Спаситель являлся женам-мироносицам, апостолам. До 500 человек видели Его!
— Почему Он снова и снова приходил к апостолам целых сорок дней?
-Это была как бы школа, в которой человеческое сознание перестраивалось, перевоспитывалось. Принимало Воскресение как основную, неколеблемую истину, чтобы потом это свидетельство передать другим людям.
Когда происходят какие-то важные события (а это событие – неизмеримое), мы сразу же захватываемся ими. И уже после начинаем думать: «Что это значит? Что будет дальше?»
Примерно так было с учениками Христа. Они говорили, например, апостолу Фоме: «Учитель воскрес». А тот отвечал: «Никогда этому не поверю, пока не увижу Его сам и не прикоснусь к Нему». Фома же понимал: это сверхъестественно. И Господь нисходит до него: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои! Я действительно воскрес, действительно прошел через закрытые двери. Ты это видишь». Потом Он сказал апостолу: «Ты поверил, потому что увидел Меня. Блаженны не видевшие и уверовавшие».
Спаситель учил апостолов тайнам Царства Божия, жизни вечной. Помните, Он указывал на зерно. Когда мы его сеем, оно умирает. Но при этом в избытке рождает жизнь. Каким Господь восстал из мертвых, такими же будут все люди после смерти и воскресения, обновления.
— Хорошо, что пока мы не можем проходить сквозь закрытые двери!
— А как пугались, ужасались ученики Христовы, когда Он это делал! Господь не раз объяснял им, что с Ним произойдет. Но они не могли вместить той премудрости, которую человеческий род только потом начал осознавать. Евангелие рассказывает, как Лука и Клеопа шли по дороге, обсуждали слух, будто Учитель их жив. Спаситель присоединяется к ним в пути, говорит: «О несмысленные и медлительные сердцем, что вы спорите? Это же дано в Священном Писании!» И начинает открывать им одну за другой пророческие страницы о Своем Воскресении. Когда вошли в жилище, Господь преломил хлеб, ученики, вероятно, его вкусили, и у них открылись глаза. Они поняли, Кто перед ними.
— Но Он стал невидим.
-Такова тайна человеческой жизни: чтобы открылось какое-то высшее чувство, новое сознание, нам нужно не только соприкосновение с Богом, а и причащение Божественной силы. Духовный мир являет нам себя. Но если глаза не развиты, мы не видит того, что рядом. Цель сорокадневного явления Спасителя ученикам – обогатить человека новым опытом. Убедить, показать наше конечное назначение.
— Вот вы сейчас сказали о том, как люди менялись возле Христа. Даже на Кресте многие увидели в Нем Бога.
— Если внимательно прочесть Святое Евангелие, можно почувствовать: после Тайной Вечери облик Христа меняется. В Гефсиманском саду Он молился, чтобы чаша сия миновала Его, и Ангел Божий укреплял Господа. В конце этой молитвы Спаситель говорил: «Да будет воля Твоя, Отче».
С этого момента перед нами открывается новый образ царского величия и достоинства Христа. Его схватили воины, отдали на суд, ругались над Ним. Поставили перед Пилатом. «Ты не имел бы надо Мною власти, если бы тебе не было дано свыше, – отвечал Пилату Господь. – Ты говоришь истину, что Я Царь».
Это Божественное величие не оставляет Его до последней минуты. Простой человек в агонии и не заметил бы, что рядом с ним стоят мать, ученик. А Он даже с Креста отдает распоряжения Матери, говорит разбойнику: «Ныне же будешь со Мной в Раю».
-Тому разбойнику, который разглядел в Нем Бога.
-В страдании Господь велик, превосходит все человеческие возможности. Даже язычники-воины убедились: это был воистину Сын Божий. Никаких укоров, никаких поношений тем, кто стоял рядом, распинал, подносил уксус. Наоборот, Он молился: «Отец, прости им! Они не ведают, что творят». Когда дух Его выходил, Спаситель сказал: «Совершилось!». Совершилось все – до последней капли, до последней йоты. Как Богочеловек Он исполнил Свою высочайшую миссию.
-И ради нас отдал Свою жизнь.
-В пророчествах сказано: кость Его не сокрушится, тело не увидит тления. Так и было. События развивались с такой скоростью, что все удивлялись, даже Пилат.
На Пасху мы поем: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в Раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». Хотя тело лежало во гробе, но душа Искупителя сошла в ад и разрушила его твердыни. Тут мы опять видим тайну искупления человеческого рода.
-Через людей, которые были рядом с Христом, четко видно: происходило нечто великое. Никодим и Иосиф Аримафейский никогда не открывали другим, что были тайными учениками Христа. И вдруг Иосиф идет к Пилату, просит тело Господа. Хоронит Его.
-По-видимому, бывает такой час, когда сама человеческая сущность требует: ты должен быть здесь и сделать это! Выполнить последний долг. Со стороны удивительно: как человек не боится? А он спокойно идет и понимает: это Бог дает ему послужить.
Каждый день, совершая Евхаристию, священники поминают праведного Иосифа, который снял с Креста Пречистое тело, обвил чистой плащаницей, положил во Гробе. И Гроб Спасителя стал источником нашего воскресения.
В тайне спасения человеческое и Божественное открылось в удивительной целостности.
-Из Евангелия мы знаем: Мария Магдалина первая увидела Воскресшего Господа. Но в Великую пятницу, когда тело Христа снимают с Креста и читают канон «Плач Богородицы», Господь как бы настойчиво говорит Владычице: «Восстану! Не рыдай Мене, Мати!». И кажется: после Воскресения Он сразу должен прийти к Ней.
-Это подтвердлает икона, которая висит в алтаре храма Иоанна Предтечи на Пресне – «Явление Воскресшего Спасителя Божией Матери». Нигде вы такой иконы не увидите. Мы именуем Богородицей Ту, Которая дала жизнь Богочеловеку. Она наше сокровище. Ее знание, Ее душевная глубина были совершенно удивительными. Если бы уста Божией Матери открылись, Ее слова были бы свидетельством, равнозначным свидетельству Самого Христа. Для Владычицы Воскресение само собой разумеется. Поэтому после него Она и не стоит на переднем плане.
-А стоят ученики?
Да, недоразумения возникали у них. Это они приходили в ужас, когда видели Воскресшего Христа. Со стороны их даже жалко: Господь Воскрес, а они Его принимают за призрак! Косная человеческая природа должна была в великих муках отвергнуть свое неведение, неверие и сказать: «Истина Воскресения Христова превосходит все наши представления!». Эта мука апостолов не скрывается, а раскрыта в Священном Писании.
-Это и наша мука. Потому что Воскресение превосходит и наши представления о жизни.
-Для нас она и показана, чтобы каждый мог проследить свой личный путь к Богу: как я поверил в жизнь вечную. Многие идут от неверия. Потом Господь начинает нам открывать явные вещи, а мы их сравниваем с призраками: «Это воображение сработало!»
-Или – случайность!
-Или совпадение, мистификация, галлюцинация. Логика человеческая – как компьютер. Нажми на кнопку – и он сразу выкладывает все варианты «против».
-Один пожилой мужчина приходит в храм. У него умерла жена. Он подает записочки об упокоении и говорит: «Я неверующий, но вдруг ей от этого лучше?». Так какой же он неверующий?
-Оказывается, по своей сути мы все-таки принадлежим – к воскресению. Господь сказал: «Я Бог не мертвых, а живых». Значит, в нас есть жизнь. Если захочешь, все это станет твоим, откроется милостью Божией. Что, между прочим, всегда было у человека? Учишь его чему-то, а он требует: «Докажи, дай знамение – видимый знак!». А Господь сказал: «Роду человеческому будет дано только одно знамение – Ионы-пророка». Как Ионы был три дня во чреве кита, так и Господь три дня пробыл во чреве земли, как бы приобщенным смерти. А потом – восстал из мертвых. Это знамение не отнимется никогда. Посмотрите и увидите!
Источник: Семейная Православная газета