«Пособие для начинающего атеиста», или нерождественская сказка
Обзор рецензий на фильм Криса Вайса “Золотой компас”
Недавно в российский прокат вышел фильм «Золотой компас» по первой части трилогии писателя Филиппа Пуллмана «Темные начала». Афиши зазывают детей и родителей на вроде бы детский фильм, однако мы советуем призадуматься перед тем, как показать своему ребенку этот фильм. На Западе эти книги и кино вызвали протесты верующих, как проповедующие богоборчество и атеизм.
Мы приводим несколько фрагментов из рецензий на трилогию Пуллмана.
В параллельном мире, где тоже есть свой Оксфорд, живет девочка по имени Лира Белакуа. Еще там обитают цыгане, ведьмы, тартары, бронированные медведи и другие существа. Души людей там существуют вне тел и называются деймонами. Магистериум (что-то вроде злой пародии на Католическую Церковь), с помощью своих агентов похищает детей и производит над ними жестокие опыты, в частности детей отделяют от их деймонов, что приводит к их мучительной смерти. Лира вслед за дядей отправляется на Север в поисках Пыли, о которой запрещено говорить (но которая способна показать другой мир), и она отправляется в путь, когда раззолоченная Николь Кидман зовет ее с собой. Тайком от всех один из профессоров успевает передать Лире алетиометр – золотой компас, помогающий узнать правду. Путешествует Лира с кучей помощников, включая армию ведьм и бронированного белого медведя, способного рассуждать логически после выпитого ведра виски.
Так начинается развитие сюжета фильма Криса Вайса «Золотой компас». Собственно, конца как такого не имеется, фильм обрывается буквально на полуслове, как и 1 том трилогии. Остается ощущение недосказанности, несмотря на то, что режиссер постарался как можно больше своих «прекрасных» идей вложить в этот фильм. Рассмотрим их на примере нескольких рецензий.
“Трилогия британца Филипа Пуллмана — «Северное Сияние», «Чудесный нож» и «Янтарный телескоп» – под общим названием «Темные начала» стартовала более чем удачно, “ – так начинает российский фантаст Сергей Лукьяненко свою рецензию, опубликованную в журналах «Если» и “Фома”. – …Альтернативное мироустройство, единое европейское государство и суровая Тартария на месте Руси. Церковь, взявшая под свое крыло все научные исследования – Магистериум. Таинственная Пыль, пронизывающая все мироздание, которую пытаются исследовать и уничтожить, как причину первородного греха! Загадочный прибор алетиометр, отвечающий посвященному на любые вопросы.
Плюс к этому живые, настоящие люди. Девочка Лира, которой предназначена таинственная миссия. Её мать миссис Колтер – образ совсем не кабинетного ученого, ради своих целей хладнокровно подвергающего пыткам детей. Ее отец лорд Азриэл имеет еще более сильный и безжалостный характер. Всё это составляет мир “Северного сияния” первого романа трилогии.
Следом за ней вторая книга, «Чудесный нож». Первые страницы вызвали неуловимое чувство дежа-вю. Отчасти сюжетом, отчасти героями и приемами похоже, что к написанию этой книге приложил руку Стивен Кинг. Его постоянный персонаж- отважный мальчик-подросток,с семейными проблемами и внешними врагами, я рко выражен в герое книжки – Уилле. Мальчик Уилл убивает одного из врагов и убегает в параллельный мир через окно в пространстве.
Дальше действие несется галопом. Уилл закономерно встречает Лиру, между детьми завязывается дружба, враги интригуют, миры множатся один за другим, и нам наконец-то сообщают сверхзадачу книги. Итак, приготовьтесь: лорд Азриэл, по совместительству папа Лиры, собирается… убить Бога. С помощью, кстати сказать, ножа, который есть у мальчика. Этот нож может разрезать, что угодно. Даже Бога…»
«Вот в этом месте я скептически ухмыльнулся, -признается Лукьяненко. – Если же Бога можно убить, то… то что? Правильно. Это не Бог. Перефразируя замечательную пьесу и замечательный фильм про царя Ивана Васильевича: «А Бог-то не настоящий!» В третьей книге, «Янтарном телескопе», темп событий еще более ускоряется. Перед нами предстают все новые и новые миры и совершенно невероятные их обитатели. Тем временем, пока Лира в сопровождении Уилла отправляется в царство мертвых, чтобы извиниться перед мальчиком Роджером, которого она не смогла спасти. Лорд и примкнувшая к нему миссис Колтер вступают в противоборство с Богом. Вот тут сюжет окончательно теряет свою логику. И все это – на почве богоборнической сверхидеи Пуллмана.
Герои выясняют,что Бога нет. Тот кто назывался Богом, на самом деле самый первый из появившихся ангелов. А на самом деле ангелы и все живое появилось из таинственной Пыли!
Итак, ангел-узурпатор по имени Властитель, претворяющийся Богом на самом деле не всесильный и не всеблагий. Так ещё в добавок он создал царство мертвых для страдания людей, и рая разумеется не предусмотрел. Однако он ещё и не слишком умен. Разумеется, с подобным Богом, сконструированным под нужды сюжета, уже можно и побороться. Лира и Уилл открывают из царства мертвых дорогу в царство живых, откуда радостно бегут настрадавшиеся покойники, с счастливым предчувствием, что теперь они могут умереть окончательно, можно впасть в великий безконечный круговорот атомов.
Начинается война . Главная междуусобица происходит между лордом Азриэлем, перевоспитавшейся от внезапно нахлынувших чувств леди Колтер и наместником Лже-Бога Енохом. После небольшого мордобоя вся троица свалилась в пропасть. Ну а сам Властитель рассыпался в пыль.
Покончив с многовековым угнетением, люди и ангелы решают строить новое счастливое будущее, царство мудрости, разума и круговорота атомов. В этом должны им помочь Лира и Уилл. Об этой миссии дети не подозревают, но, к счастью, во время прогулки по лесу природа берет свое самым естественным и приятным образом. Это, как вы наверняка догадались, и служит началом возрождения мироздания ».
По словам фантаста, самым удачным примером атеистической фантастики были те, где автор сообщал свое мнение, что Бога нет, и спокойно писал про инопланетян и будущее человечества. “Каждая же попытка оттягать Бога за бороду и стащить с облака на грешную землю вызывает подозрение, что автор на самом деле в Бога верит, но за что-то на него глубоко обижен”, — говорит Лукьяненко и подводит такой итог вышесказанному: ”Лично для меня трилогия Пуллмана послужила еще одним доказательством того факта, что писатель, озабоченный слишком уж глобальной идеей (а что может быть глобальнее богоборчества?), невольно губит собственный мир и тратит талант на искусственные конструкты. … Очень жалко, что хороший роман в итоге превратился в книгу из «Библиотечки юного атеиста»
С мыслью писателя-фантаста Сергея Лукьяненко, что произведение Пуллмана богоборческое, согласились многие священнослужители. Например, священник Иаков Баглиен ( Храм св. Мартина Турского, г. Корваллис, США ), посетовал на то, что ежегодно выходит очередной оскорбительный для христиан фильм, теперь это ” Золотой компас”. “Этот фильм одна из самых яростных атак Голивуда.”- заявил он.
Кстати, сам писатель Филипп Пуллман удивлен, как его книжкам удалось избежать критики, которая досталась Гарри Поттеру: «Я проскочил незамеченным, а ведь у меня такой подрывной материал, что и не снился этому несчастному Гарри». «Мои книги убивают Бога», – пояснил он в интервью газете «Sydney Morning Herald». О своих собственных убеждениях Пуллман говорит так: «Если взглянуть в масштабе человеческой жизни и окружающего мира, то я атеист. Бога нет». Пуллман восхищается поэмой Мильтона «Потерянный рай», где на небесах идет битва между добром и злом за власть. Сходный сюжет представлен в трилогии «Темные начала».
Протоиерей Давид Мозер (Русская Зарубежная Церковь), прочитавший трилогию Пуллмана, дает такую оценку «Золотому компасу»: «Стиль этого фильма, как и книги, по которой он снят, напоминает «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса, но с диаметрально противоположным результатом. Нарния безошибочно пересказывает христианское повествование о смерти и воскресении Господа, в то время как направленность Золотого компаса столь же безошибочно антихристианская, атеистическая. В свое время мне довелось прочитать массу фантастики, и хотя с христианством она ничего общего не имеет (за исключением книг К.С. Льюиса), большая ее часть относительно безвредна, включая даже книжки про Гарри Поттера, из-за которых поднялось столько шуму. Но есть среди них и такие, что вызывают большую тревогу, и Золотой компас принадлежит именно к данной категории. Это не какие-нибудь занимательные сюжеты это агрессивная антихристианская проповедь, сильно действующая даже на взрослого. Перенесенная на киноэкран и облаченная в завораживающую кинематографическую оболочку, она минует контроль рассудка и легко проникает в сердце, особенно детское, оставляя в нем след, быть может незаметный на первый взгляд, но глубокий и духовно губительный. Фильм этот угрожает духовному здоровью как детей, так и большинства взрослых, и смотреть его не следует ни нам, ни нашим детям».
Интересно, что мнение светских сайтов на этот фильм частично совпадает с религиозными. Например, сайт www .8disk.net поместил рецензию о том, что фильм получился сумбурным и по сути неудобоваримым блюдом, лишь немного подслащенным качественными спецэффектами. Но сюжета как такого тоже нет, да и игра актеров угнетает.
…Лично у меня после просмотра этой картины сложилось впечатление полного разочарования и подавленности. Когда ожидаешь увидеть сказку, а тебе подсовывают фильм полный ледяного холода, жестокости, недосказанности и кощунственных намеков, невольно появляется мысль: “Как хочется, чтобы светлых, добрых фильмов для детей было больше, а таких кинолент, поселяющих в души пустоту и сомнение, меньше. Это же дети, наши дети…”
по материалам журналов “Фома”, “Если”, сайтов : “Православие. Ру”, http://8disk.net/ .