Пока в Церкви возникают разномыслия и пока существует интернет, не будет недостатка в сетевых дискуссиях на самые различные темы. Не будет недостатка и во взаимных огорчениях и обидах дискутирующих сторон, в случаях, когда вчерашние «френды» в фейсбуке, а быть может, и самые настоящие друзья, оказавшись по разные стороны баррикад, банят друг друга и прекращают вслед за тем любое общение – как виртуальное, так и реальное.
И периодически появляющиеся и стучащиеся в сердце сомнения: «А стоило ли оно того? А не погорячился ли я? А не лишнее ли все это было?» будут находить разрешение в очень простом и максималистски четком ответе: «Вопрос был принципиальный, ибо тема – жизненно важная. И как же можно повести себя в такой ситуации иначе? Истина – всего дороже».
На самом деле это, конечно, болезнь – самая настоящая. Нельзя сказать, что присуща она лишь христианам современным, ее проявления можно наблюдать на протяжении всей истории Церкви и шире – истории мировой.
Интернет лишь углубляет болезненное состояние, способствует развитию заболевания более стремительному, труднообратимому.
Это к бесконечно вновь и вновь возникающему вопросу: есть ли грехи, рожденные собственно интернетом – конечно, нет. Любое техническое средство может лишь преобразовать грех, создать удобства для его совершения, но не более того.
Для спора, для потери контроля над собой, для ссоры интернет «удобен» в высшей степени. Оппонент слишком часто превращается в нечто абстрактное, конкретна тема, конкретны взбудораженные спором страсти, конкретны монитор и клавиатура. Отсюда и результат.
Но суть не в этом. Суть в том, чтобы отложить в сторону набившие множество шишек на лбу грабли и, не тревожа их (и лоб) какое-то время, разобраться для себя раз и навсегда: вести ли подобные дискуссии в принципе, как понять, когда в них есть смысл и когда его нет?
Если искать ответ на этот вопрос всерьез и не кривя душой, то, безусловно, выяснится, что лежит он на поверхности, больше того – постоянно путается под ногами и мешает (мешает спорить, обижать и обижаться, ссориться), еще больше – хорошо каждому из нас в действительности известен. И оттого – до банальности очевиден.
Проблема одна: и банальным, и очевидным мы зачастую упорно пренебрегаем – до тех пор, пока кто-то не ткнет нас в него носом или пока мы еще больней и обидней не ткнемся в него сами. Так же дело обстоит и в данном случае. Иначе как бы могли верующие, благочестивые люди ругаться, злиться и, опять же, расфренживать и банить того, кто вчера казался единомышленником, а сегодня превратился в оппонента?
Итак, вот она, банальная и очевидная правда: полемика в церковной среде, полемика между верующими людьми, полемика по вопросам, связанным с вероучением, жизнью в Церкви, богоугождением не может вестись с раздражением, с досадой друг на друга, тем более не могут сопутствовать ей оскорбления и уничижения собеседника. Причем утверждение это остается верным вне зависимости от того, насколько важна обсуждаемая проблема, насколько неправильные или даже дикие идеи высказывает другая сторона.
Правда, угодная Богу, в том, чтобы побеждала любовь – побеждала если не оппонентов, то хотя бы нас самих. То есть давала нам силы и мудрость замолчать тогда, когда мы понимаем, что полемика уже лишена смысла принципиальной разностью взглядов. Или еще раньше – когда мы чувствуем, что нами овладевает гнев.
Что с того, что человек, с которым мы сошлись в интернет пространстве, мыслит неправо? Что с того, что не удалось нам, правым (если только мы и на самом деле правы), переубедить его? Мы так сожалеем о его заблуждении, что готовы его же стереть в порошок или, по крайней мере, из памяти? Абсурд ведь…
Как поступал, что говорил в таких случаях автор книги, которую часто называют «Азбукой духовной жизни», преподобный авва Дорофей? – «Нашел брат путь свой». Да, путь этот не совпадает с нашим, возможно, приведет не к лучшему финалу в итоге, но если мы ничего не можем с этим сделать, то разве достаточное это основание для того, чтобы сердце наше ожесточалось, наполнялось горечью и негодованием?
Банально и очевидно? Однозначно!
И так же банально и очевидно другое утверждение. Тот, кто несмотря на все вышесказанное, спорит, раздражается, оскорбляет и оскорбляется (в данном случае в той же сети), делает это не из-за ревности о правой вере, не из-за какого-то своего особенного благочестия, не из-за стремления к сохранению представлений о христианстве чистых и неповрежденных (к христианству все это отношение имеет в высшей степени косвенное, почти случайное). Если все перечисленные здесь «симптомы» наличествуют, то свидетельствуют они об одном: о гордости, самолюбии, нетерпимости к чужому мнению, отсутствии внутренней культуры у человека, короче говоря – о его вопиющем несовершенстве.
Трудно ли это понять тому, кто читает Священное Писание и его толкования, изучает святых отцов, имеет свое мнение по наиболее актуальным вопросам церковной жизни и готов делиться им с другими? Конечно же, нет.
Поэтому если все-таки спорит верующий человек, православный христианин в сети, если теряет мир, то лишь потому, что он хочет спорить и хочет мира лишаться. И в этом своем намерении он упорен. Настолько, что вряд ли даже сможет понять в такие моменты афоризм покойного грузинского патриарха Ефрема: «Если из двоих один умный, то ссоры не будет».
Это так и никак иначе. И если кого-то сказанное задевает, если кто-то ищет аргументы для того, чтобы возразить, подискутировать, то… То нашел брат (или сестра) путь свой. Повода для дискуссии здесь точно нет.
Читайте также:
- Интернет усиливает ложь и зло сильнее, чем добро и правду
- Осторожно, грех!
- Чтобы понять, как сгорит мир, достаточно зайти на любой форум — протоиерей Андрей Ткачев