Для многих пост стал давно привычным делом. Настолько, что даже забываем, а ради чего все происходит? На вопрос, как вернуться к изначальному понимаю смысла поста, отвечает священник, иконописец Андрей Давыдов:
С возрастом лучше осознаешь, насколько слаб и ограничен отдельный человек, сколь бы он ни был умен или талантлив. За время своей жизни никто из нас не в состоянии понять все, что встречается, и обо всем выработать правильную стратегию поведения.
Для восполнения нашей недостаточности нам дано в пользование замечательное средство, которым мы – современные и самостоятельные люди 21-ого столетия, – к сожалению, мало пользуемся, пытаясь всюду обойтись собственными усилиями. Я имею в виду коллективный, или, говоря в церковной терминологии, «соборный» опыт человечества.
Есть выработанный веками и людьми опыт, как жить полноценно и счастливо. Есть уже решенные вопросы и отрегулированные вещи, которые нам лично нет необходимости продумывать и перепроверять методом проб и ошибок, каждый раз изобретая велосипед. Очень многое за нас продумали и проверили предыдущие поколения. Целесообразно воспользоваться их опытом, чтобы легче справляться с теми задачами, которые наше время ставит перед нами.
Мне кажется, что раньше людям было в чем-то легче жить, поскольку они больше доверяли общинному опыту, который впитывает в себя все полезное для жизни и указывает остерегаться от вредного, убивающего и разрушающего. По большому счету этот опыт подсказывает, что – дорога Жизни, а что – смерти.
Нам досталось время, в котором отдельная индивидуальность постоянно противопоставляет себя общему, и лежащая на поверхности, доступная каждому желающему премудрость коллективного опыта оказывается для нас сложнейшей теоремой, на которую мы расходуем массу личного времени и сил, достойных более рентабельного применения.
Мне кажется, что одна из задач Церкви, с которой она прекрасно справляется, — быть накопителем и хранителем этого общего опыта, чтобы поделиться с каждым, кто о нем спросит. Любые «бытовые» и будничные рекомендации Церкви всегда основаны на длительной проверке практикой и имеют целью сделать жизнь каждой личности полноценной, а человеческий род — жизнеспособным.
Среди прочих законов «правильной», «нормальной» жизни с самых первых дней существования Церкви постоянно присутствуют правила поста. Они широко варьируются в зависимости от времени, народности и места, но всегда упоминаются как общепринятая часть жизни.
Никто не будет спорить, что наше состояние и самочувствие среди прочего зависят от нашего питания. Любой журнал о здоровье пишет, что наше питание должно периодически регулироваться. Во всех многочисленных старых и новых диетах сообщается о том, что должны быть сезонные периоды более легкого питания с исключением животных жиров и тяжелой пищи.
Почему бы мне не воспользоваться опытом поколений моих предков, которые столетиями учились именно в этом климате и на этой земле обращаться с едой правильно? Этот опыт выражен, в частности, в церковных предписаниях о посте.
Это однозначно полезно и душе и телу, которые очень взаимосвязаны, ведь человек есть целостное единство. Любой, кому приходилось хотя бы неделю попоститься, знает то чувство легкости, бодрости и подвижности, которое сопутствует этому времени. В сложившихся на практике правилах поста для мирян не идет речи о доведении себя до голодных обмороков и снижении работоспособности.
Наоборот, по моему личному опыту, во время поста работа спорится лучше и проще. «Выход производимой продукции» (в моем случае написание икон), несмотря на большее количество обязательных для меня, как настоятеля прихода, богослужений, никогда не бывал у меня меньше, чем в обычное время. Обычно — больше.
Все вышесказанное — лишь некоторые соображения по поводу практической пользы поста.
Если же говорить о том, что касается веры, мне важно, чтобы Рождество было особенным и длительным событием. Я не успею прожить и проникнуться значением праздника Рождества Христова за последние день-два – 6-7 января. Начиная пост за 40 дней, я уже вступаю в область этого События.
Пост выражается не только в определенном питании. На эти дни выпадает большее, чем обычно, количество богослужений, которые с первых дней поста посвящены приближающемуся Празднику, и ежедневная будничная деятельность в большей степени пропитывается духом молитвы и веры.
В период поста лучше понимаешь, что тебе дана жизнь не только для того, чтобы успеть переделать все житейские заботы, что каждое ее мгновение ответственно, «торжественно и чудно». Все дни поста, Праздника и последующих Святок совокупно освещены особым светом и внутренней приподнятостью души.
Читайте также:
Пост для человека, а не человек для поста
Рождественский пост в вопросах и ответах
Гармония Рождественского поста
Пост: между голодом и чревоугодием