Вступая в пост, мы часто задаем себе вопрос – чем время поста должно отличаться от повседневной жизни православного христианина. Об этом мы попросили рассказать протоиерея Александра Ильяшенко.
Постом меняется напряжение духовной жизни. Православный человек в своей жизни вырабатывает некий средний режим, на котором он живет, а постом человек переходит на режим более напряженный. Это происходит так же, как в спорте: человек изо всех сила тренируется, но перед соревнованиями он переходит на особый режим питания, режим жизни, режим тренировок. Так и в жизни христианина: если получается перейти на более напряженный духовный ритм – цель поста достигнута.
Обычно мы привыкаем к своим небольшим, на первый взгляд, грехам: раздражаемся, где-то не проявим деликатности, где-то незаметно себе потакаем. Если ты повторяешь на исповеди одно и то же изо дня в день, — это надоедает. И здесь проявляется искусство, подобное искусству и умению спортсмена быть на пике своих возможностей. Быть на пике всегда – невозможно, поэтому мы должны учиться жить более напряженно, чем мы живем в своей повседневной жизни.
Случается так, что наше намерение провести пост максимально напряженно, наталкивается на внешние искушения, скажем, на проблемы с коллегами. В таком случае нужно заранее умозрительно представить себе ситуацию, проиграть, продумать, как поступить в этом случае. Ты думаешь о человеке, с которым сложны отношения на работе, посмотри, не всколыхнется ли в тебе нелюбовь? Если да, то надо приложить все свои силы и горячо молиться за человека: «Господи, спаси и сохрани его!». Господь призывает нас молиться о творящих напасть. Поэтому такой молитвой мы исполняем волю Божию. Чтобы преодолеть в себе грех благодатью Божией, надо от себя требовать напряженного усилия, и тогда Господь дарует мир душе. Человек, возможно, снова сделает тебе плохо, а ты будешь относиться к нему по-другому, потому что Господь тебя изменил. А если ты не молишься, то внутри тебя спит нелюбовь к человеку: человек совершит неприятный тебе поступок, а в тебе все всколыхнулось, как будто не было никакой духовной работы. Работал ли ты над собой с напряжением? Значит, результат не достигнут.
— Рассказывают, что отец Всеволод Шпиллер угощал своих чад мясом во дни поста….
— Верно, отец Всеволод Шпиллер давал ученикам мясо для борьбы с фарисейством. Часто мы внешнему придаем намного большее значение, чем внутреннему. Например, приходит девушка и долго извиняется что она в брюках, без платка. А потом она на исповеди или в беседе говорит об очень тяжких грехах, которым придает намного меньше внимания, чем отсутствию платка…
В случае с о. Всеволодом — старец предлагает съесть мясо – это проверка твоей духовной дисциплины – ясно, что человек делает это с определенной целью – это воспитательная мера. Сознавая, что это учебный процесс, которых выходит за рамки твоих привычек, ты уважаешь и ценишь своего руководителя и спокойно ешь мясо. Известен эпизод из жития свт. Спиридона Тримифунтского, когда он, постившийся строжайше, принял в своем доме странника и съел с им мясо, чтобы и тот тоже поел – это опыт жизни. Так и о. Всеволод показывал, как тяжело подчиниться внутреннему и преодолеть внешнее: труднее проявить послушание, нежели воздержаться.
А как у вас постились дети?
С детьми по-разному. Ребенок без мяса может прожить, и у нас дети постились без мяса, все остальное мы им давали. А Лидия Владимировна Каледа-Амбарцумова, скажем, давала студентам мясной бульон: нагрузки студентов были большими и она усиленно детей питала. В посте ребенка или в посте взрослого – неважно — всегда надо знать мер. Если из-за поста дети вырастут больные – кому это нужно? Подумаем, надо нам мериться силами с преподобным Серафимом или Иоанном Кронштадским, которые могли вообще не обращаться к врачам, в таком случае нам можно готовить могилу. Пост должен быть в тех границах, в которых он не вредит здоровью, и как только он начинает портить здоровье — ослаблять пост.
Пост – это и школа и врачебница – врачебница от духовных недугов. Желаю нашим дорогим читателям здоровья физического, возрастания духовного и исцеления нравственного от недугов греховных.