О чём читается Апостол и Евангелие в храме в эти выходные? Какое отношение к нашей жизни имеет идоложертвенная пища и Страшный суд? Комментирует священник Феодор Людоговский.
Рядовые евангельские и апостольские чтения нынешних субботы и воскресенья имеют две основные темы: это почти уже начавшийся пост (с понедельника не едим мясо) и Страшный суд. Темы эти — аскетика и эсхатология — казалось бы, далеко отстоят друг от друга. Тем не менее, мы увидим, что на самом деле они весьма близки — и не в отвлеченном, теоретическом плане, а вполне осязательно, в нашей повседневной жизни.
Прежде всего хотелось бы обратить внимание на апостольское чтение субботы (1 Кор 10:23–28). Здесь апостол Павел рассуждает о воздержании от пищи. Конечно, тут не имеется в виду пост в нашем нынешнем понимании: апостол пишет коринфянам о том, как следует относиться к идоложертвенной пище, т. е. пище, которая представляет собой жертву ложным богам, а в конечном счете — бесам. И тем не менее, сказанное две тысячи лет назад апостолом вполне применимо и в наши дни, в нашей жизни — собственно, именно потому этот фрагмент из послания и читается накануне поста.
Итак, что говорит нам апостол? Прежде всего он провозглашает нашу свободу: «Всё мне позволительно» (1 Кор 10:23a), но тут же указывает на ограничение этой свободы, которое носит не формальный характер, но продиктовано нашей собственной духовной пользой и пользой ближнего: «…но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (стт. 23b-24).
Далее апостол наставляет коринфян, как именно нужно относиться к пище, которая продается на рынке и которую нам предлагают в гостях неверующие друзья и знакомые: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (стт. 25–26). «Без исследования» — применительно к первому веку это означало не интересоваться происхождением пищи, а в двадцать первом веке это, думается, значит не стараться вызнать у хозяев, постный ли майонез в салате, не вчитываться, ломая глаза, в состав продукта на этикетке печенья.
Однако далее следует важное уточнение: «Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести» (ст. 27). В самом деле: если мы пришли в гости, и хозяева знают, что мы христиане, что мы постимся, однако ставят на стол мясо — мол, что мне ваши посты! — тогда, пожалуй, стоит проявить строгость и твёрдость, поскольку здесь мы оказываемся в ситуации испытания: насколько мы верны своим принципам, насколько мы способны к воздержанию, заповеданному нам Церковью?
Тема поста продолжается и в воскресном апостольском чтении (1 Кор 8:8 — 9:2), и в субботнем евангелии (Лк 21:8–9, 25–27, 33–36). Последнее перекидывает мостик к воскресенью: если на воскресной литургии будет читаться евангелие о Страшном суде (Мф 25:31–46), то в субботнем чтении речь идет о признаках приближающегося конца мира — и вместе с тем вновь о посте.
Приведем заключительные слова субботнего евангельского чтения: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк 21:34–36).
Здесь Христос показывает нам эсхатологическую перспективу поста: пост — т. е. приучение себя не отягощаться объядением, пьянством и житейскими заботами — это то, что позволяет нам сохранить в себе память о Боге, сохранить трезвение, не поддаться на искушения последних времен и с надлежащей готовностью встретить пришествие Христово.
Впрочем, о дне второго пришествия на землю Сына Человеческого не знает никто (ср. Мк 13:32). И хотя, вчитываясь в слова Евангелия, мы, казалось бы, убеждаемся, что всё это сказано о нашем времени, — вместе с тем надо признать, что ожидание конца света характерно для всех эпох, в том числе для апостольских времен. И мы действительно не знаем, когда настанет конец этого мира — может быть, через пару дней, а может — через тысячи и миллиарды лет. Но в чем мы можем быть уверены полностью — так это в том, что жизнь каждого человека конечна, и мало кто может предугадать день своей кончины. Поэтому и конец вселенной, и конец нашей отдельной земной жизни мы должны встретить как христиане — и верным нашим помощником в этом будет пост.
Читайте также: