Пост кончился. Что дальше? Отвечают священники
Протоиерей Артемий Владимиров: «Никто не отберёт сокровища вашего сердца»
Великий пост – это не время сетования, печали, напускного благочестия. Разумное воздержание от жирной отягощающей пищи дано нам для того, чтобы дать простор духу. Пост – весна покаяния, пост – время сокровенной радости, когда сердце дышит глубокой молитвой.
Но и окончание поста не возвращает нас к мелководью внешнего веселья. Церковь делает нашу жизнь возвышенной и прекрасной. И все праздники и торжества так отличаются от светского, шумного и часто поверхностного веселья. Пасха – праздников праздник и торжество из торжеств. Приходит благодать Светлого Христова Воскресения, когда каждая минута становится бесконечно значительной – «и дольше века длится день».
Завершая течение поста, выходя на простор речной волны – время Светлой седмицы – христианин вовсе не теряет тех навыков, которые он постарался пристроить и внедрить в свою душу.
И если ты продолжаешь в тайне сердца беседовать с Небесным Отцом, если ты отслеживаешь свои мысли, контролируешь себя, не позволяешь себе прилепиться ни к чему земному, но твоя радость – это стояние мыслей и чувств в Господе, чистота сердца, скромное суждение о себе самом, соболезнование, сопереживание, сочувствие ближним – никто твоего сокровища у тебя не отберёт, кроме тебя самого.
Важно, мне кажется, быть немного ребёнком. Тем паче, и Господь говорит: Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдёте в Царствие Небесное. (Мф. 18, 3).
А чем они, дети, отличаются от взрослых? Тем, что умеют радоваться красоте этого мира, тем, что им не скучно с самим собою. Тем, что они не способны долго обижаться, дуться на человека. Избыток жизненной энергии заставляет их быстро двигаться; они скоры на всякое благое дело; их веселит мир природы…
Главная особенность христианина – это понимание людей, умение применяться к ним, чувствовать, чем они дышат, чем они живут. Преподобный Серафим Саровский в этом отношении даёт прекрасный совет: с духовным говори о возвышенном, а с душевным веди себя душевно. То есть умей затронуть такие темы, которые интересны твоему соседу, не будь для него «упавшим с Луны».
Определи для себя круг интересов собеседника: с этим беседуй о погоде, с этим – о политике, с четвёртым – об автомобильных запасных частях. Самое главное – будь заинтересован в собеседнике, посочувствуй ему. И тогда любая твоя беседа и слово отзовётся непонятной сладостью и миром в его душе.
Потому что «от ласки бывают весёлые глазки», «ласка – и кошке приятна», тем паче современному человеку, который зачастую живёт в каком-то вакууме отчуждения от людей, зарывшись в свои айфоны, и айпады. Он как будто бы Кай в царстве Снежной Королевы.
Вот почему мы, конечно, печалимся, когда уходит пост. Само великопостное время позволяет нам подольше побыть в храме, сердечней помолиться. Однако радость Христова воскресения пронизывает собою каждый час, каждый миг нашего бытия. И поэтому в кругу ли друзей, взяв в руки любимую книгу, общаясь с собственными малыми детьми, мы призваны благодать воскресшего Христа распространять вовне в ту меру, в какую запаслись ею в течение дней Великого поста.
Иерей Димитрий Туркин: Научиться духовной радости
Всё, что мы встречаем в жизни, имеет свою длительность, но и свой конец. Пост заканчивается, наступает время праздника, духовного ликования и душевных радостей. Общение с ближними, радость и веселье – всё это христианам доступно и не возбраняется.
Но всё, что мы собрали в своей душе, эту «копилочку духовных достижений», как бы невелики и необширны они ни были, мы всё равно ценим.
За эти недели мы научились терпению, смирению и любви к ближнему. Как же это не растерять, когда пост закончится? Постом мы смирялись и терпели – как же мы будем поститься, когда придёт Пасха? Перед кем и перед чем смиряться?
После наступления праздников пост из гастрономической части и умозрительного понимания, что «надо смиряться», переходит в самое настоящее делание.
Есть такое выражение великого полководца Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою». Вот, на мой взгляд, пусть и достаточно частный, пост – это учение, а бой – это то, что начинается после него. Это настоящая проверка, чему ты научился.
Но сказано же «тяжело в учении», а в бою-то должно быть легко. То есть, всё, чему мы научились в посту, можно и должно применять вне его. Все приёмы и упражнения внутреннего делания – уже не духовное напряжение, а расположение к ближним, духовная молитва – теперь не с усилием воли, а свободная, открытая и сердечная – требуются от нас, когда заканчиваются времена духовных учений.
Вместе с тем, время после поста, когда приходит праздник, – это, как ни странно, боль. Почему? Ведь когда человек вкусил непостной трапезы, отдохнул, на него иногда нападают другие страсти, которых он, возможно, постом не знал.
Он научился многому и сумел преодолеть и уныние, и раздражительность. Но, как ни странно, приходит праздник – и эти страсти вновь начинают его захватывать.
Казалось бы, всё хорошо: чрево насыщено, зрение видит праздничные лица, а в душе – какая-то раздражённость. Не потому, что так дóлжно, не потому, что это обязательно так бывает, Но по человеческой неопытности и немощи мы не умеем по-настоящему духовно праздновать.
Нужно научиться сохранять духовную настроенность поста всегда – и вне поста тоже. Как это сделать? Насколько это трудно? Это может сказать только тот, кто это попробовал.
Какая это настроенность? Это настроенность на то, чтобы не рассеиваться, не предаваться тому же веселью настолько безраздельно, чтобы забывать всё и вся. Нужно научиться веселиться духовно.
Конечно, это приходит к человеку с опытом и с годами. А новоначальному должно побольше смиряться; видеть в собственных несовершенствах основание для смиренного отношения к людям, такого же, как и во время поста. Такое же терпеливое отношение к окружающим должно сохраниться и после тех дней, когда мы уже успели вкусить всё, что нам разрешается.
Радость ваша от этого не умалится, а только увеличится. Просто сегодняшний пост – лишь одна из ступеней этого восхождения. Будут и следующие – пост апостольский, пост Успенский. Каждый из них – это маленькая ступенька, к которой, так или иначе, мы должны дойти.
Пускай это будет сложно, пускай на этих ступенях мы не встретим кого-то, кого ждали увидеть рядом с собой. Да, на этих путях мы, к сожалению, расстаёмся – сначала с иллюзиями, потом – с удовольствиями, а потом – и с людьми, которых любили и которые были нашими друзьями до того, как мы начали свой путь восхождения.
Но научившись этому деланию, мы поймём, что в этом есть Промысл, который мы сами, может быть, постигнем не до конца. Любить ближних, оставаться с ними навсегда, но в, то же время, в чём-то с ними не сочетаться и разлучиться с тем, что нас не устраивает, если они остались там, на этих нижних ступенях. Это боль, это страдание. Это нужно научиться пережить.
К сожалению, в миру нас, христиан, не очень любят, потому что мы другие. Об этом говорит Христос и Евангелие – мы от мира, но должны с ним разлучиться. И бояться этого не надо.
Потому что, разлучаясь с миром, мы идём ко Христу. Мы встречаемся с Ним, и Он встречает нас, поддерживает и помогает нам. И это – самая лучшая встреча, которая может быть на этой земле. А Пасха – это та самая встреча, и их будет много ещё, этих встреч.
Радости вам.
Записала Дарья Менделеева
Видео: Виктор Аромштам