Пост предполагает не только воздержание от той или иной пищи, но и усиленную молитву, чтение духовной литературы и многое другое. Как поститься, если работа отнимает все силы и всё время? Отвечают священники.

Спешка

Не халтурить

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве:

Протоиерей Феодор Бородин

Протоиерей Феодор Бородин

— Любая работа для христианина — это не просто не имеющее отношения к его вере зарабатывание денег. Для христианина любое делание — это делание перед очами Божьими. Христианин учится в школе, учится в институте, трудится на работе — перед очами Божьими, и должен это делать настолько хорошо, насколько он может. Тогда это будет христианским служением и подвигом. А начать можно с того, чтобы хотя бы на работе меньше халтурить.

У нас немало людей, которые, работая за компьютером, на самом деле просто сидят и играют. Воспринимается это так же, как в Советском Союзе воспринималось воровство общественного, то есть — «ничего страшно». Но на самом деле это не так.

Надо начать воспринимать свою работу как служение. Может быть, не прямое, но все же служение. Делаешь бухгалтерские отчеты? Делай их идеально, чтобы на фоне этого своим коллегам можно было что-то рассказать о Христе. Потому что если я халтурю как бухгалтер, то мой коллега вряд ли будет слушать что-то о моей вере.

Потом, конечно, можно читать молитвы в транспорте. В метро, в автобусе, в пробках в машине — это такое утомительное время, когда мысли у человека обычно летают от одного человека к другому или от одного предмета к другому, и время проходит впустую. А можно его наполнить, допустим, Иисусовой молитвой или чтением какой-то хорошей книги. Или закрыть глаза в метро и послушать Авву Дорофея, например, или старца Силуана.

Понятно, что мы зажаты в рамки нашей современной жизни. Но если вы едете домой совершенно усталый и видите, что сил осталось мало, посвятите их детям. Прочитайте с ними небольшое молитвенное правило, а потом расскажите сказку или прочитайте книгу. А сокращение молитвенного правила восполните Иисусовой молитвой в пути.

Свободное время все равно есть

Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:

— Если человек работает, у него все же есть выходные. И вот эти выходные должны как-то отличаться от выходных в другое время года. Меньшим количеством развлечений, большим чтением, большей молитвой. Конечно, посещением храма. Вообще я не очень верю, что есть такие работы, при которых совсем нет свободного времени. И то, как мы его заполняем в пост, должно отличаться от обычного проведения досуга.

Кроме того, возможны самые разные упражнения, которым не помешает никакая занятость. Один мой знакомый, слывший ворчуном, как-то твердо решился ни при каких обстоятельствах не упрекать ни в чем никого, ни жену, ни детей, ни подчиненных на работе. Даже если те вполне заслуживают упрека. В первый же день на работе понял, что совсем без этого не обойтись. Иногда просто интересы дела требуют. Тогда решил каждый упрек записывать и в свободное время «отрабатывать» поклонами. Результат оказался неплохим. Упреки хоть и были, но только в самых редких случаях.

Все мы знаем хоть несколько кратких молитв наизусть. Приучать себя произносить их когда куда-то идем, кого-то ждем, заполнять ими те короткие паузы, которые неизбежно возникают при любой занятости. Ведь, например, если человек курит, у него в течение дня неоднократно находятся минуты «перекурить», как бы напряженно он ни работал. Неужели мы хуже курильщиков и не сможем выкраивать несколько минут, чтобы произнести «Отче наш» или «Богородице Дево, радуйся», или прочитать несколько стихов из Евангелия?!

С едой сложнее. Иногда людей кормят на работе и дают совсем не то, что надо есть в пост. Здесь каждый ищет выход сам. Кто-то берет только гарнир, а котлету отдает непостящемуся другу. Кто-то берет пищу из дома. Понятно, все это непросто. Ну, а почему во время поста должно быть просто? Проще всего решить: что дают, то и ем. Никто за это не осудит. Но как радостно бывает на душе, когда все же удастся не нарушить пост и сделать это по возможности тайно от окружающих. Конечно, пост ― не только пища, но все же совсем считать вопрос о том, что едим, второстепенным не надо. Все мы слышали, что главное — «людей не есть». Это верно. Но это не значит, что если ты своих ближних не «ешь», не «поедаешь поедом», не «грызешь» и т. д., то можешь с чистой совестью есть все остальное.

Мешает не труд, а праздность

Иеромонах Макарий (Маркиш):

— Для того чтобы поститься, не нужно свободное время. Знаю многих людей, которые не работают не потому что не могут найти работу, а потому что материально обеспечены и не стремятся трудиться, и при этом всё время проводят в бессмысленной суете. Работу всегда можно спланировать так, чтобы она не вредила. Разумеется, если это честный труд, а не работа в казино, ночном клубе и других местах, где творятся разные безобразия. С такой богомерзкой работы надо уходить немедленно.

Но говорить, что работа сама по себе мешает духовной жизни, посту, нелепо. Преподобный Макарий Великий сравнивает христианина с гребцом, который гребет двумя веслами. Эти весла — молитва и работа. Замечательный образ! Попробуйте грести одним веслом на двухвесельной лодке — далеко ли уплывете? Так и в духовной жизни. Труд может ей только способствовать. А мешает праздность.

Отложить все дела ради Бога

Протоиерей Алексий Потокин:

— Тяжело или легко человеку поститься, зависит не от его занятости, а от того, в радость ли ему пост, чувствует ли он Бога своим близким. Когда вы встречаете друга, откладываете ради него все дела. А вот в отношениях с Богом это часто не получается, потому что люди не чувствуют, что Бог им близок. Он для них скорее труден — нужно какие-то правила выполнять, молиться, даже в храме молитва не переживается как общение с Богом, как радостное общение.

Если нет потребности в Боге, в общении с Ним, в единстве, то и пост воспринимается как повинность. Независимо от того, работает человек с утра до ночи, чтобы обеспечить семью, или у него много свободного времени. Во втором случае он всё равно даже утреннее и вечернее правило прочитает через силу, а в остальное время будет предаваться чему угодно — развлечениям, мечтаниям, унынию, — только не мыслям о том, как ему жить с Богом.

И наоборот — человек может трудиться в поте лица и относиться к этому как к послушанию, которое он выполняет, потому что несет ответственность за свою семью. А послушание выше поста и молитвы. При таком отношении к работе он всегда будет помнить о Боге. Когда же труд и житейские заботы поглощают нас целиком, мы забываем о Боге, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Именно пост помогает понять, как неглубока моя вера, насколько я привязан к житейским заботам. Эти заботы вытеснили из моего сердца Бога, сами стали моими богами. Человек, который знает Бога и рад Богу, никогда про Него не забывает, как влюбленный ни на минуту не забывает о любимой.

Для того и нужен пост, чтобы вера углубилась. Но церковную жизнь человека определяют не его таланты, а покаяние. Когда пост покажет мою несостоятельность, нечестность по отношению к Богу и ближнему, и покаяние будет иным. Когда мы узнаем, каковы мы на самом деле, узнаем и милость, которую дарует нам Бог. А знание милости Божьей делает человека счастливым, блаженным. Поглощенные суетой, мы впадаем в одиночество не только в повседневной жизни, но и в церковной. Пост возвращает нас от одиночества к взаимности.

Не надо бояться, что не получится поститься так, как планировали. Скорее всего, многое не получится, но это повод не для уныния, а для более глубоко покаяния.

Подготовили Леонид Виноградов и Оксана Головко

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.