В Неделю сыропустную – Мф 6:14–21 (зач. 17):
Сказал Господь: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Почти сто лет назад произошла русская революция, но мы до сих пор задаем себе вопрос: «Как это произошло? Как такое могло случиться?» И не будет нам покоя до тех пор, пока не отыщем ответа на эти вопрошания, покуда не поймем, что двигало нашими предками, восставшими против Бога и Церкви.
Тысячелетия назад случилась катастрофа, в которой участвовали всего лишь два человека, но последствия этой катастрофы ощущает на себе каждый из ныне живущих – так же, как ощущал их всякий представитель рода человеческого во все времена земной истории.
Сегодня мы вспоминаем это печальное событие – грехопадение прародителей и их изгнание из рая.
Почему же так получилось? Что было причиной? В целом ответ нам известен: Адам и Ева были изгнаны из Эдема по причине их невоздержания и непослушания. Однако такой ответ неполон. Мы должны учесть еще два обстоятельства. Во-вторых, Адам и Ева могли раскаяться, могли попросить прощения у Господа – но они этого не сделали. А во-первых (и это важнее, поскольку это обстоятельство создает саму возможность греха) – человек был сотворен свободным. И грехопадение прародителей было свободным (хоть и не без внешнего влияния) уклонением от добра, от воли Божией.
Между тем та заповедь, то повеление, которое было дано Богом первому человеку и его жене, имело целью как раз укрепление людей в добре, укоренение их свободной воли в исполнении воли Божественной. Запрещая вкушать плоды от одного-единственного дерева во всём раю, Господь приучал человека (еще безгрешного!) к воздержанию, к самоограничению. Той лёгкой заповеди Адам не смог исполнить – и теперь мы, его потомки, призваны поститься стократ.
И вот сейчас, стоя на пороге святой Четыредесятницы, мы, пока не поздно, должны осознать: пост – это всё-таки не цель. Это средство. Средство, служащее нам к очищению души и тела от страстей, к исцелению и укреплению нашей воли, средство, способствующее стяжанию благодати Святого Духа, ведущее нас к примирению с Богом, к воссоединению с Ним.
Вот как выражено содержание поста в известной стихире, которую любят цитировать, обрывая в самом неподходящем месте (мы приводим текст полностью): «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный». (Перевод иером. Амвросия (Тимрота): «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный!»)
Об этом же – и нынешнее евангельское чтение на литургии. Первое, что мы слышим сегодня от Спасителя, – это призыв к прощению ближних. Почему это важно? Почему об этом говорится накануне поста? Вспомним чтение предыдущего воскресенья. Там, говоря о Страшном суде, Христос отождествил Себя с нашими ближними: «Если, – говорит, – вы не сделали того-то и того-то вашим ближним, то не сделали и Мне». Потому, если мы ищем примирения с Богом, соединения с ним, нам необходимо испросить прощения у наших ближних, ибо каждый из них – Христос, в каждом человеке (несмотря на поврежденность нашей природы) – сияние славы и отпечаток сущности Отца (Евр 1:3).
Далее Спаситель велит нам во время поста не принимать унылого, «постного» вида. Постясь, мы совершаем наш малый подвиг не ради людской похвалы (это было бы верхом безумия), но чтобы избавиться от всего того, что отделяет нас от Бога – и от ближних. Поэтому мы должны быть бодры, подтянуты, доброжелательны – тогда и окружающие нас люди, в том числе нецерковные, неверующие, поймут, что пост – это не самоистязание, а весьма полезное и нужное дело, превращающее человека из нытика и неудачника в воина, ежеминутно готового выступить в поход.
Наконец, Христос призывает нас не собирать себе сокровищ на земле, не прилепляться сердцем к временному, к бренному, к преходящему. Он зовет нас, Своих учеников и последователей, в Царство Отца – ведь именно это и есть наша цель (и цель нашего поста).
В заключение хотелось бы напомнить, что все наши постнические подвиги имеют смысл и силу лишь потому, что Бог стал человеком, стал одним из нас, присоединил к нашему истлевшему от греха естеству Божественное естество – и тем самым исцелил нашу природу. Пост, в основание которого положена самонадеянность, пост без молитвы, без участия в таинствах Церкви, без вкушения Тела и Крови Христовых – может обернуться не пользой, а величайшим вредом для души и тела. Поэтому постараемся в полноте воспользоваться всеми благодатными средствами, которые предлагает нам Церковь, – и тогда наш пост будет приятен Господу и благоугоден Ему.