Последние годы жизни этого архипастыря, с первого ареста осенью 1923-го, были временем поста — и притом Великого поста, движения к личной Голгофе и вечной жизни во Христе Воскресшем. Завершился этот пост 28 декабря 1929 года, когда измученный длительными тюремными сроками, ссылками и тяжелой болезнью святитель умер в больнице в Ленинграде.
Задолго до этого, до гонений и революционной смуты, будущий мученик обращался к теме поста как историк Церкви. «Постное и пост. Страничка из истории церковной дисциплины» — его небольшая работа, посвященная развитию аскетической практики воздержания от пищи. Содержание ее можно изложить кратко, буквально в нескольких тезисах:
- В первые века Церковь знала пост только как полное воздержание от пищи.
- Идея о постном рационе (в частности, сухоядение) имеет косвенное ветхозаветное происхождение (законы, касающиеся чистой и нечистой пищи) и прямое — из ереси монтанизма.
- Ряд святых отцов прямо критиковал монтанистские формы поста как новое «еретическое откровение».
- В целом же богословского святоотеческого осмысления различных практик поста не было. А вот Тертуллиан, выступая от лица монтанистов, как раз смог объяснить важное значение сухоядения, опираясь на Священное Писание: юноши в книге пророка Даниила питаются овощами, чтобы не оскверниться языческими приношениями; Давид во дни скорби питается сухим хлебом и так далее.
Собственно, и все.
Для Рождественского поста эта тема имеет особое значение. Один из немногих дней, закрепившийся даже в народной культуре как строго постный — Рождественский сочельник. Все знают, что пост — это когда «до первой звезды нельзя» (хотя бы из рекламного ролика 90-х годов).
Невоцерковленный человек толком не понимает, что это за звезда: первая на небосклоне? наступление полной темноты? вообще что-то богослужебное?
Но, по крайне мере, в курсе, что ожидание Рождества Христова сопровождается постом. Для далекого от строгого соблюдения церковного устава человека Сочельник — это сжатые в календарный день предыдущие почти полтора месяца жизни человека глубоко воцерковленного. И парадоксальным образом именно «невоцерковленный» в этот раз оказывается гораздо ближе к изначальной церковной традиции.
До Рождественского сочельника остается чуть больше недели. Небольшая статья богослова начала XX века поможет разобраться, откуда взялись разные формы поста, как вообще развиваются разные практики в Церкви — и заставит задуматься об их смысле.