Пост священномученика Илариона (Троицкого) — от первого ареста до смерти в больнице
Фото: dimitri.moseparh.ru
Фото: dimitri.moseparh.ru
Продолжаем вглядываться в календарь Рождественского поста. Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, совершенно точно попал в число воспоминаемых в дни поста святых не случайно.

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)

Последние годы жизни этого архипастыря, с первого ареста осенью 1923-го, были временем поста — и притом Великого поста, движения к личной Голгофе и вечной жизни во Христе Воскресшем. Завершился этот пост 28 декабря 1929 года, когда измученный длительными тюремными сроками, ссылками и тяжелой болезнью святитель умер в больнице в Ленинграде. 

Задолго до этого, до гонений и революционной смуты, будущий мученик обращался к теме поста как историк Церкви. «Постное и пост. Страничка из истории церковной дисциплины» — его небольшая работа, посвященная развитию аскетической практики воздержания от пищи. Содержание ее можно изложить кратко, буквально в нескольких тезисах:

  1. В первые века Церковь знала пост только как полное воздержание от пищи.
  2. Идея о постном рационе (в частности, сухоядение) имеет косвенное ветхозаветное происхождение (законы, касающиеся чистой и нечистой пищи) и прямое — из ереси монтанизма. 
  3. Ряд святых отцов прямо критиковал монтанистские формы поста как новое «еретическое откровение». 
  4. В целом же богословского святоотеческого осмысления различных практик поста не было. А вот Тертуллиан, выступая от лица монтанистов, как раз смог объяснить важное значение сухоядения, опираясь на Священное Писание: юноши в книге пророка Даниила питаются овощами, чтобы не оскверниться языческими приношениями; Давид во дни скорби питается сухим хлебом и так далее.

Собственно, и все. 

Для Рождественского поста эта тема имеет особое значение. Один из немногих дней, закрепившийся даже в народной культуре как строго постный — Рождественский сочельник. Все знают, что пост — это когда «до первой звезды нельзя» (хотя бы из рекламного ролика 90-х годов).

Невоцерковленный человек толком не понимает, что это за звезда: первая на небосклоне? наступление полной темноты? вообще что-то богослужебное?

Но, по крайне мере, в курсе, что ожидание Рождества Христова сопровождается постом. Для далекого от строгого соблюдения церковного устава человека Сочельник — это сжатые в календарный день предыдущие почти полтора месяца жизни человека глубоко воцерковленного. И парадоксальным образом именно «невоцерковленный» в этот раз оказывается гораздо ближе к изначальной церковной традиции. 

До Рождественского сочельника остается чуть больше недели. Небольшая статья богослова начала XX века поможет разобраться, откуда взялись разные формы поста, как вообще развиваются разные практики в Церкви — и заставит задуматься об их смысле.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.