Праздное любопытство
Когда в храм люди приходят впервые, я и наши прихожане советуем им присмотреться. Пусть слушают проповедь, всматриваются, вникают в службу. Когда я сам пришел в первый раз в церковь, меня священник даже не допустил до исповеди. Я думаю, что так Господь испытывал мое смирение. Когда на первой исповеди я сказал: «Не, знаю что говорить», — на это последовал ответ строгого батюшки: «Ну, раз не знаешь, иди пока отсюда». Я не обиделся и пришел в следующий раз. Значит он, священник, прав, раз сделал мне такую встряску. Но это был 1973 год.
Сейчас иная ситуация. Теперь священник может открыто говорить с молодыми людьми, а раньше за общение с молодежью батюшка мог бы и схлопотать от соответствующих органов.
Но проводить беседы перед литургией, когда стоит очередь «исповедников», а священнику нужно еще проскомидию совершить, — неприемлемо. Человеку, который подошел ко мне впервые перед службой, обычно говорю: «Знаете, вы сейчас не готовы. Давайте встретимся среди недели и поговорим вдумчиво и спокойно».
Если он не придет, значит, у него было просто праздное любопытство. Даже если он бы формально «поисповедовался» и получил «допуск» к причастию, он уже в следующий раз бы не пришел.
Но однажды я допустил к Причастию без исповеди человека, который похоронил жену и долго не мог найти утешения. Он просто подошел к Чаше, и я не смог ему отказать. Было видно, что у него израненное сердце, он был одинок в своем горе. Теперь он наш прихожанин.
Семейные проблемы
Бывает, когда в церковь подходят люди и делятся семейными проблемами, мы долго разговариваем, а потом одна «половинка» начинает жить церковной жизнью и позднее приводит за собой другую «половинку». А потом и вся семья в Церкви.
Недавно в храм пришел молодой парень, которого как-то видел в магазине. Он стоял с ребенком, в руках – бутылка пива и вел себя не очень достойно. А во время беседы со слезами говорил мне, что у него семья распадается, всё рвется по швам.
Я с ним долго беседовал. Напомнил ему тот случай в магазине, он мне на это сказал: «А чего же вы мне ничего не сказали. Я бы вас послушал». Договорились, что в воскресенье придет, но не пришел.
Недавно встретил его опять в магазине. Говорю: «Ну, куда же вы пропали? Я вас жду» И он, в отличие от первого раза – бутылку спрятал, ему было неудобно. После чего ответил: «Я приду, хочу с вами еще поговорить». Буду его ждать, и может быть, буду сам его искать. Город у нас небольшой.
Видно, что человек неплохой, не пьяница, просто периодически любит «погулять», посидеть с друзьями. Я ему сделал замечание, что плохой пример сыну подает, его это немного встряхнуло. Чем все кончится — пока еще не знаю.
Обычно в Церкви остаются те люди, которые умеют глубоко думать. Если же все поверхностно, каша в голове, то нельзя сказать, что все безнадежно. Скорее, таким людям нужны какие-то потрясения.
Собачка умерла
Общей схемы здесь нет, к каждому нужен индивидуальный подход. Первым делом важно выслушать человека, а потом уже какие-то советы дать. Причем молодые люди не любят, когда их «прессуют».
Вообще, подход может быть абсолютно нестандартный. Вот я как-то стал свидетелем, как человека успокаивала наша прихожанка. Я пришел в храм рано утром, смотрю, — женщина плачет. Ее прихожанка успокаивает: «Молитесь, Бог даст силы». Свечки поставили, рыдают вместе. Я пошел к себе в кабинет, надел подрясник, вернулся и спрашиваю: «У вас что-то случилось?». Она, рыдая, отвечает: «Собачка у меня умерла».
Мне ее тоже стало жалко. Ведь человек пришел к нам, в храм, со своей, может быть такой банальной, бедою. И это хорошо, что ее беду у нас разделили. Ну что свечи ставили — Господь не прогневается. Главное – что ее в храме поняли. Она же теперь будет знать, что Церковь — то место, где могут понять.
Подготовила Оксана Головко
Портал «Правмир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.