Постоянная конференция Православных Канонических Епископов Америки предпринимает шаги к достижению православного единства в Северной Америке

Антиохийское подворье — место исторической конференции северноамериканских епископов

Лигонье, Пенсильвания. — Сделан еше один шаг к единству Православия в Северной Америке: 29 иерархов юрисдикций, входящих в Постоянную Конференцию Канонических Православных Епископов Америки собрались в Антиохийском подворье с 30 ноября по 2 декабря 1994 г. на историческое первое собрание православных епископов США и Канады.

Иерархи постановили, что Православная Церковь в Северной Америке является единой Церковью, а не разнородными “юрисдикциями”. Они также приняли декларацию, в которой утверждают, что Православные Церкви “Старого Света” заблуждаются, когда рассматривают Православие в Северной Америке как Православие в диаспоре, или рассеянии. В действительности, заявили епископы, Православие в Северной Америке насчитывает 200 лет исторического опыта, который ведет начало с 1794 г., с евангелизации туземцев Аляски православными миссионерами из России.

В своем “Постановлении о Церкви в Северной Америке” епископы определили, что такие официальные структуры, как упомянутая Постоянная Конференция (SCOBA), Международное Православное христианское благотворительное объединение (IOCC), Православный христианский миссионерский центр (OCMC), Православная христианская образовательная Комиссия (OCEC), вместе с местными советами православных Церквей и братствами клириков являются тем прочным фундаментом, на котором православные Северной Америки должны созидать. Иерархи обрисовали направления будущей работы ради достижения административного объединения Церкви, в частности, объявили свое собрание ежегодной Епископальной Ассамблеей.

В своем втором документе, “Постановлении о миссии и о Евангельском служении”, епископы признали своим долгом сосредо-точиться на миссионерской деятельности и Евангельском служении в Северной Америке и в мире. В связи с этим они считают необходимыми “евангелизацию, или вторичную евангелизацию” невоцерковленных православных, совместные миссионерские программы, а также работу в направлении того, чтобы приуготовление к миссионерской деятельности стало ключевым элементом в процессе подготовки будущих священников.

Конференцию епископов принимал в качестве организатора Его Высокопреосвященство митрополит Филипп (Антиохийская Православная архиепископия Северной Америки). Председательствовал на собрании Его Высокопреосвященство архиепископ Иаков (Греческая Православная архиепископия Северной и Южной Америки). Его Блаженство, митрополит Феодосий (Православная Церковь в Америке) председательствовал на заседании по проблемам миссионерской деятельности и Евангельского служения. Его Высокопреосвященство митрополит Христофор (Сербская Православная Церковь в Америке и Канаде) председательствовал на заседании по проблемам благотворительной деятельности, а его Преосвященство епископ Николай (Амерканская Карпато-Русская Православная Греко-кафолическая Епископия) председательствовал на заседании по проблемам Церкви в Северной Америке.

Иерархи принимают основополагающие постановления о Православии в Северной Америке

В ходе встречи в Антиохийском подворье иерархи, входящие в Постоянную Конференцию Канонических Православных Епископов Америки приняли два основополагающих постановления, касающихся жизни православного христианства в Северной Америке, его прошлого, настоящего и будущего.

Постановления, опубликованные в газете “Ортодокс Черч”, отразили согласие иерархов в важных вопросах миссии, Евангельского служения и единства Церкви в Северной Америке.

Прежде чем постановления были составлены, иерархи выслушали доклады Его Высокопреосвященства митрополита Филиппа (Антиохийская Православная христианская архиепископия) и Его Преосвященства епископа Максима (Греческая православная диоцеза Питтсбурга).

Обращаясь к Северной Америке. В своем докладе “Миссия и Евангельское служение” митрополит Филипп обрисовал историю миссионерской деятельности Церкви начиная с апостольских времен и кончая современностью. Он подчеркнул центральное значение наставления учеников, крещения и проповеди в церковной жизни в каждую из эпох “до скончания времен, до Парусии”[1].

“Повеление Господа идти во все народы означает, что миссионерская деятельность Церкви не окончилась в Византии XI века или в России XIX века, — заявил митрополит Филипп. — Церковь — это не музей для утоления исторической ностальгии и не археологический памятник времен Юстиниана. Церковь — это поистине живое тело Христово, и ее долг — жить с уверенностью в Своем постоянном посланничестве”.

“Северная Америка взыскует Церкви Нового Завета, — заключил митрополит Филипп. — Северная Америка ищет ту Церковь, Которая была рождена в день Пятидесятницы. Северная Америка готова и ждет нас, но готовы ли мы обратиться к Северной Америке?”

Приоритет миссионерства. Оценивая жизнь и присутствие Православной Церкви в сегодняшней Северной Америке, епископ Максим обратился к теме “диаспоры”.

“Очевидно, что “диаспора”, как мы понимаем ее сейчас, сильно отличается от библейского понятия “диаспоры”, которое означало рассеяние избранного народа Божия среди язычников, — отметил владыка.

Целью избранного народа Божия, находящегося в диаспоре, было возвращение на “обетованную землю” со столицей в Иерусалиме. Понятие “диаспоры” также связано с понятием о Мессии, который должен был явиться на этой обетованной земле, — продолжал епископ Максим. — Это, однако, неверно по отношению к христианству, потому что Мессия уже пришел, и Его Царство установлено, и присутствует Оно не только в “обетованной земле” и земном Иерусалиме, но также во всех частях мира, где живет и действует Церковь, “Горний Иерусалим”.

Сегодняшняя “диаспора” православного христианства, — заметил епископ, — и есть такое “миссионерское присутствие” православных христиан в странах, которые не являются традиционно православными. С точки зрения православной экклезиологии христианские Церкви в странах так называемой “диаспоры” столь же “автохтонны” и “укоренены”, как и те материнские Церкви, к которым восходят эти Церкви “диаспоры”.

Епископ Максим далее остановился на проблемах параллельных юрисдикций в Северной Америке и предложил ряд выводов и рекомендаций, которые могут оказаться уместными в данной ситуации. Он также дал подробный обзор совместных усилий, которые ставят целью укрепление и объединение позиций православных христиан на нескольких уровнях, многие из которых отмечены в постановлении о Церкви в Северной Америке.

В постановлениях, принятых иерархами, были обобщены идеи, выраженные в докладах митрополита Филиппа и епископа Максима.

Постановление о Церкви в Северной Америке

Мы, Православные иерархи Соединенных Штатов и Канады, собравшиеся в Антиохийском подворье, Лигонье, Пенсильвания с 30 ноября по 2 декабря 1994 г., прежде всего выражаем искреннюю благодарность досточтимым отцам и братьям, иерархам наших материн-ских Церквей за океаном, за их любовь и заботу, выразившуюся в том, какое внимание уделено “диаспоре” в повестке дня грядущего Великого и Святейшего Собора, отраженной в принятых документах межправославной Подготовительной комиссии.

Мы ожидаем следующего собрания Комиссии, о котором упоминается в тексте, принятом в ноябре 1993 г. Мы подчеркиваем особенную важность того, чтобы Церковь Северной Америки была непосредственно и конкретно представлена на этом и на дальнейших собраниях. Как может состояться обсуждение будущего Церкви в Северной Америке в наше отсутствие? Мы должны присутствовать там для того, чтобы поделиться своим двухсотлетним опытом проповеди Евангелия и жизни в Православной вере вне тех территорий, которые исторически являются православными. Мы смиренно просим Его Святейшество Вселенского Патриарха найти способ осуществления такого представительства через досточтимых иерархов Постоянной Конференции. Мы также смиренно просим предстоятелей других материнских Церквей поддержать эту инициативу. Те запросы, которые обращены к жизни нашей Церкви со стороны секулярного общества, не допускают дальнейшего промедления в этом процессе. Поэтому собрание епископов поддерживает неоднократные просьбы Постоянной Конференции о том, чтобы его представители получили возможность аудиенции у Его Святейшества Вселенского Патриарха и у Патриархов и предстоятелей других материнских церквей с целью обсуждения североамериканской действительности.

Более того, мы согласны в том, что для нас неприемлем термин “диаспора”, употребляемый для обозначения Церкви в Северной Америке. Этот термин является в действительности экклезиологически спорным. Он умаляет полноту веры, в которой мы жили и которую мы испытывали здесь на протяжении последних двухсот лет.

Далее, по мере того как мы размышляем о тех путях, на которых осуществилось возрастание Церкви в Северной Америке, важным становится признание того, сколь много сделано для естественного и органичного взаимодействия православных христиан, разделяющих единую веру и живущих в едином месте. Мы служим и созидаем на основе уже существующих структур. Некоторые из них являются официальными; первая из них — сама Постоянная Конференция. Далее, у Конференции имеются различные ответвления, такие, как Международное Православное христианское благотворительное объединение, Православная христианская образовательная Комиссия, Православное Богословское общество Америки, Православный христианский миссионерский центр и другие всеправославные организации, распространившие свою деятельность по всей Северной Америке. Есть также и менее формальные структуры, такие как совместные встречи наших богословских школ и семинаров, совместные монашеские съезды, местные советы Церквей и братства клириков, а также ассоциации церковного искусства и музыки. Они свидетельствуют о том твердом основании, на котором мы продолжаем созидать.

Наконец, все наши усилия должны быть скоординированы в рамках общей церковной основы. Это даст ту свободу и гибкость, которые позволят нам органически стать административно объединенной Церковью. Как предполагается в любой православной экклезиологической структуре, поместная Церковь располагает тремя уровнями. Первый уровень — национальный, или, в нашем случае, континентальный. Второй уровень — региональный, или уровень диоцезы. Третий уровень — местный, или уровень благочиния. Все они опираются на приход и вырастают из прихода как первоначального места, где христиане встречаются и разделяют общую веру.

На национальном, или континентальном уровне органом, который координирует жизнь Церкви, является епископский Синод. В лице Постоянной Конференции мы имели тот исполнительный комитет, который руководит церковной жизнью в Северной Америке более чем тридцать лет. Собравшись на настоящую епископскую конференцию, мы считаем себя тем собранием епископов, которое станет предшественником общего епископского Синода. Мы выражаем свою радость по поводу того, что в дополнение к регулярным собраниям Постоянной Конференции это собрание епископов будет впредь происходить ежегодно с тем, чтобы ускорить продвижение к админи-стративному церковному единству в Северной Америке.

Региональный уровень представляет собой особую задачу, так как это единственная область, в которой сейчас существует мало моделей взаимодействия. Епископы, проживающие в определенном регионе Северной Америки, должны регулярно встречаться и совершать совместные богослужения. Они должны координировать свою деятель-ность, пооощрять клириков и мирян к знакомству друг с другом и к совместной работе, а также инициировать конкретные совместные программы. По существу они должны воспроизвести на региональном уровне то, что Постоянная Конференция делала на континентальном уровне в продолжении последних тридцати трех лет.

Наибольшее разнообразие моделей существует сейчас на местном уровне. Они варьируют от очень неформальных ассоциаций клириков и мирян до строго структурированных братств клириков или церковных советов, включающих как клириков, так и мирян. Епископы данного региона должны продолжать поддержку клириков и мирян в своих приходах в их совместной деятельности с другими приходами области. Не навязывая единой модели, епископы должны упорядочить и придать официальный статус тем моделям, которые уже существуют. В тех регионах, где структур пока нет, епископы должны работать вместе с клиром и мирянами с тем, чтобы возникла модель, приемлемая для данной местности. Принцип состоит в том, чтобы поощрять все модели в рамках более широкой канонической экклезиологической основы.

Церковь в Северной Америке укрепляют различные монашеские общины. Их контакты должны поощряться иерархами так, чтобы монашествующие могли делиться друг с другом и со всей Церковью данного региона своим духовным опытом и мудростью.

Мы еще раз подчеркиваем: то, что здесь предлагается, есть общий контур основы, в рамках которой вся Церковь в Северной Америке может возрастать, обнаруживая глубокое единство разделяемой нами веры в нашего Господа Иисуса Христа, в пославшего Его Отца и в Святого Духа, Который постоянно открывает Его нам. Видимое единство Церкви есть глубокое свидетельство нашей любви к Нему и друг к другу.

Наконец, мы благодарим и благословляем нашу христолюбивую паству: благочестивых священников, диаконов, монахов и мирян, — которые в совместных трудах и молитвах воплощают то единство, которое наша Церковь уже вкушает на этом континенте. Мы просим их молитв и поддержки в своей решимости трудиться вместе с ними во славу Господа и Его Святой Церкви[2].

Епископ Алексий

Епископ Анфим

Епископ Антоний

Епископ Василий

Митрополит Христофор

Архиепископ Димитрий

Архиепископ Герман

Архиепископ Иаков

Епископ Иаков

Митрополит Ириней

Митрополит Иосиф

Архиепископ Кирилл

Епископ Марк

Епископ Максим

Епископ Мефодий

Епископ Нафанаил

Епископ Николай

Архиепископ Петр

Митрополит Филипп

Епископ Филипп

Епископ Филофей

Епископ Серафим

Митрополит Сила

Митрополит Феодосий

Епископ Тихон

Архиепископ Викторин

Перевод Я. Тестельца

[1]Парусия (греч. Parousia) — второе пришествие, явление Христа во славе. — Ред.

[2]Порядок подписей иерархов сохранен, его принцип — расположение имен епископов в соответствии с латинским алфавитом. — Ред.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.