Как бабушка Надежда построила храм на северном острове
Мир, где граница между видимым и невидимым зыбка, где истово верят в Бога и боятся колдунов, видят воочию святых и дают коту благословение на вход в алтарь, сохранился на Княжестрове посреди Северной Двины. Здесь живет Надежда – сказочная старушка с голубыми глазами, в которых при мысли о родной Руси блестит слеза.

– Просто раба Божия Надежда, – отнекивается бабушка, когда пытаешься узнать ее отчество и фамилию. Просто по имени ее называют архангельские священники, «матушка Надежда» – самые разные люди. Надежда Яковлевна Вишнякова (урожденная Прудова) – если по паспорту.

Всех приходящих она принимает и на пороге кропит крещенской водой – хоть незнакомцев, хоть батюшек-друзей. «Послушание», мол, такое, объясняет на пороге, если кто-то удивляется или даже оскорбляется. Почему оскорбляются? Думаю, что их принимают за колдунов, и Надежда Яковлевна потом делится: что-то их много кругом развелось. Однажды приходил кто-то – никто не заметил ничего необычного, и посетители вроде бы были все из местных, а в «молитвенном доме», при котором живет бабушка Надежда, стало невозможно находиться, пока его не переосвятили.

Переправа с материка на Княжестров. Над рекой напротив острова строит Иоанно-Богословский женский монастырь

Переправа с материка на Княжестров. Над рекой напротив острова строит Иоанно-Богословский женский монастырь

Княжестров посреди Северной Двины, недалеко от Архангельска и Новодвинска, вмещает как минимум семь (а по другой версии и 15) деревень, где к концу XIX века жили три тысячи человек, а сейчас, как говорят, на зиму остаются занятыми десяток-полтора домов. Но здесь считается, что и это много. Река ограждает остров от городской жизни, от магазинов, от соблазнов, от обычной работы. Ограждает ненадежно: когда в 90-е «началось распущение», то есть развалился колхоз, островитяне тоже стали пить.

Катер к Архангельску когда-то ходил, да сломался, и когда снова пойдет – неизвестно. Зимой реку переходят легко, а сейчас на берегу стоит табличка со словом «переправа» и номером мобильного телефона. Нас везет лодочник-молчун Николай. Местные считают, что он берет освежающе дорого (200 рублей с человека), но вариантов нет.

Молчун-лодочник Николай

Молчун-лодочник Николай

Когда-то на Княжестрове был большой деревянный храм. Сегодня он строится заново: ярко-синяя крыша уже видна издалека, но, как говорит матушка Надежда, сделана примерно треть необходимого.

Где родился, там и пригодился

Бабушка Надежда родилась на Княжестрове в 1941 году, помнит, как отец пришел с войны – с несколькими ранениями, инвалидом первой группы.

– Наш остров считался «благочестивый», храм был в действии. Семьи были очень большие, и все ходили в храм. Я здесь в шестом колене. У моего дедушки Егора было 12 детей, среди них мой папа. У них было правило: один идет в храм и за всех молится Богу, остальные работают. Иначе 12 ртов не прокормить и животных не обиходить: лошадь была, корова была своя. И папа наш очень строгий был до веры: велел молиться, читать Евангелие, мы и Отче наш знали, и Символ веры…

А его сестра тетя Груня называлась «богомолкой» – всегда была при храме, при батюшке, пела на клиросе. Я помню из детства, как батюшка по воскресеньям обходил все дома, кого-то благословлял, кому-то давал послушание, – мы его очень ждали. Здесь я родилась, отсюда сбежала по молодости работать – это естественно, сюда потом и вернулась по Божией милости, – рассказывает Надежда Яковлевна.

Бабушка помнит, как праздновали церковные праздники, как в доме родителей останавливались приехавшие на три дня паломники из-за реки. На полу стелили соломенные матрасы, привечали по-деревенски, а паломники – каждый с котомочкой, с рассказами о других местах, о монастырях. На острове проходили «отпевы» (отпевания), а в городе заносить покойных в церковь в советское время боялись, да и храмов оставалось мало.

Надежда Яковлевна встречает гостей

Надежда Яковлевна встречает гостей

На каждый праздник на Княжестрове собирались в определенной из деревень острова, стелили скатерти на траве, играли на аккордеоне, гитаре, балалайке. На одном из таких праздников в деревне Мардарово Надежда Яковлевна насчитала 75 своих родственников: каждый из 12 детей ее деда родил по 4-5 детей. Многие живут на Княжестрове. Из поколения в поколение передают деревянный домовый крест «по прудовской линии, как продолжается род».

В 1996 году у Надежды (тогда она жила еще не Княжестрове, а в Соломбале, это район Архангельска) случился обширный инфаркт. Она была в коме, это медицинский факт. А дальше – область чудесных рассказов, и бабушка не настаивает, чтобы ей поголовно все верили.

– Мне явилась Богородица и сказала: ты Мне еще нужна. Я голос слышала, образа не видела. Но такой дивный голос!

До этого Надежда ходила в храм нечасто, хотя и причащалась. Работала начальником в домоуправлении, «была чисто городская и вся такая светская», как теперь сама вспоминает. А тут бросилась в храм. Вскоре попала в Лявлю: на тамошний монастырь в Соломбале собирали деньги, а она не дала, не зная в тех местах обители, зато зная сельсовет и школу. Выяснив, что монастырь и правда строится, застыдилась и приехала просить у матушки прощения и пожертвовать.

Иоанно-Богословский женский монастырь над Северной Двиной

Иоанно-Богословский женский монастырь над Северной Двиной

Оказалось, что они учились в одной школе в Новодвинске. Заговорили о храме, сгоревшем в 1986 году на Княжестрове, где «всё родное и близко к сердцу». И тут «легло на душу», для чего Божия Матерь вытащила Надежду Яковлевну из инфарктной мглы.

Строящийся храм Введения Пресвятой Богородицы во Храм на Княжестрове

Строящийся храм Введения Пресвятой Богородицы во Храм на Княжестрове

От молитвенного дома к храму

Неподалеку от храма стоит большой деревянный священнический дом. В 2001 году, когда сюда пришла бабушка Надежда, в нем были выбиты окна, не было света, тепла и воды. Спала в валенках. Сейчас дети и внуки бабушки помогли ей все отремонтировать, пристроили крылечко. А главное – в домике оборудован домовый храм, где можно служить литургию.

В домовом храме

В домовом храме

7

Создание в деревне молитвенного дома благословил прежний правящий архиерей – владыка Тихон. Он же благословил воссоздание храма на месте сгоревшего.

Благословение епископа Архангельского Тихона освятить поклонный крест на месте алтаря разрушенного храма

Благословение епископа Архангельского Тихона освятить поклонный крест на месте алтаря разрушенного храма

– Сначала хотели не храм, а часовенку, потому что в храме уже лес рос, за 15-то лет вырос, – вспоминает Надежда Яковлевна. – Подняли молитвенный дом – пошли за благословением к владыке Тихону, а он благословил возрождать храм.

Деревья я сама рубила, сама пилила, сама ими топила. Прислали мне молодого парня в помощь, он выслушал про деревья и сказал: вы что, смеетесь? Это только лесорубам под силу… Я и показала ему, как управляюсь с пилой, а он наутро ушел. В 2008 году мы начали, только сначала не очень получалось, хотя община у нас хорошая, заботится… Приходят и местные, но в основном из-за реки приезжают из Новодвинска или Северодвинска.

Когда в Княжестров приезжает священник, собирается около 30 прихожан

Когда в Княжестров приезжает священник, собирается около 30 прихожан

В домовом храме после службы

В домовом храме после службы

Введенская летняя церковь с престолом во имя священномученика Власия была построена в 1644 году. Одновременно в деревне был освящен еще один теплый шатровый храм в честь великомученицы Екатерины, но он сгорел, а Введенский храм разобрали за ветхостью. В 1857 году все три престола объединили под одной крышей и сделали теплым храмом – так рассказывал Надежде Яковлевне ее отец.

После восстановления храма боковые престолы снова будут освящены в честь великомученицы Екатерины и священномученика Власия. Раньше храм был деревянным, но, поскольку он уже дважды сгорал, решили сделать новый «керамзитовый». Разобрали фундамент, укрепили его, залили цементную стяжку.

– Расскажу про чудо наше деревенское. В ночь с 3 на 4 декабря у нас каждый год распускается верба – пушинки, как жемчужинки, и светятся изнутри голубизной. Слов нет! Дочка батюшкина даже сфотографировала. Но цветет одно мгновение – и исчезает, к утру уже нет ничего. Господь управил – и все документы нашли, у меня есть полное описание и храма, и иконостаса. Сначала-то искали в епархии – никаких документов не могли найти. А теперь мы по документам вписали в синодик на поминовение всех священников, кто здесь до революции служил, вплоть до последнего псаломщика Феликиссима Степановича Михайлова – местного жителя.

Каждый день матушка Надежда ходит вокруг храма и молитвенного дома крестным ходом: когда с кем-то, когда одна. Иногда впереди крестного хода шествует кот Рыжик – «лечебный, имеющий благословение входить в алтарь», а позади бежит матушкина собака. Крестные ходы – тоже для того, чтобы не дать доступа колдунам и врагу рода человеческого.

Благоверный князь Мардарий

– Князь Мардарий в XVI веке пришел на наш остров, у нас это передается из рода в род, у нас он местночтимый. В книге по истории острова написали, что это легенда, но есть документ, что он сюда пришел. Рассказывала мне тетя Груня, что он сюда приехал со стражей, и потому в его честь называется деревня Мардарово, а в честь стражи – деревня Стражково.

У храма есть его плита с надписью: «Чаю воскресения мертвых». И он, благоверный князь Мардарий, вымолил этот остров: здесь и война прошла спокойно, и когда советская власть пришла и сделали колхоз, то храм хотя и закрывался, и овощехранилище некоторое время было, но батюшка на острове жил и храм по воскресеньям открывал. В городе храмы были закрыты, так на остров ездили на Рождество, на Крещение (пока река стоит).

Надгробную плиту с надписями Надежда Яковлевна считает принадлежащей благоверному князю Мардарию

Надгробную плиту с надписями Надежда Яковлевна считает принадлежащей благоверному князю Мардарию

Если священников храма и ссылали, Надежда Яковлевна об этом не знает. Зато знает, что до сего дня земля на острове называется «поповские угодья», рядом «поповские озера», а колодец был освящен. Еще до колхоза вся земля острова считалась приходской: когда-то купчиха Казакова подарила весь остров – 40 десятин – «Пресвятой Богородице на вечное пользование».

Матушка Надежда снова переходит на заговорщицкий тон: можете не верить, но однажды в пять утра она вышла выпустить собаку – и увидела незнакомого монаха с кадилом, в стареньком подряснике, низкого росточка, с лысинкой.

– Откуда тут незнакомому монаху взяться рано утром? Я отвернулась и читаю: отрицаюся тебе, сатано, и всех дел твоих, и всей гордыни твоей… Разворачиваюсь – а никого нет, и следов на снегу нет. Еле дождалась утра, позвонила батюшке Вячеславу: не был ли это благоверный князь Мардарий? Он неделю молился, а потом сказал, что и ему явился благоверный князь, и велел строить не маленькую часовню, а большой храм, чтобы вернуть утраченное. Поехали к владыке – он благословил и утвердил проект. Сложностей все равно много: денег нет, ничего нет, я собираю по людям – у нас храм настоящий народный.

В честь благоверного князя Мардария собираются освятить часовню с купальней на озерке на острове.

Кресты и колокола

На крыше молитвенного дома возвышается деревянный крест. История его закрепления на крыше – целый триллер с балансированием священника на коньке, а потом грозой – ливнем и молниями с ясного неба (матушка Надежда считает, что это знак: Господь принял крест). Однажды он все-таки подломился: из бревна выпал сучок, а ветра по острову гуляют сильные.

Сделали новый крест – но он оказался неподъемным. Это тоже сочли знаком: значит, крест должен стоять не на крыше, которую может проломить своим весом, а в алтаре строящегося храма. Поставили его туда – и строительство сразу сдвинулось с мертвой точки. Но и сейчас, через четыре года стройки, работы еще столько, что матушка Надежда уже заповедала детям и внукам, если не доживет, после освящения храма высадить вокруг цветы – посвященные Богородице лилии.

Подготовленный для храма купол

Подготовленный для храма купол

От сгоревшего храма сохранился один колокол-подголосок. Исходя из его звонкого голоса, по нотам подобрали и остальные колокола для будущей звонницы: они сейчас хранятся в домовом храме в молитвенном доме. На месте сгоревшего алтаря нашли и еще один маленький колокол – без языка, но сделали ему новый. Звучит, правда, глухо.

Среди святынь молитвенного дома соседствуют старинные иконы, принесенные разными людьми, и освященные вырезки из православных календарей. Матушка показывает на бумажных иконах разводы под стеклом: говорит, что они мироточили, а почерневшие старинные иконы обновились (стали отчетливее и ярче).

Нота реализма в северной сказке

Вероятно, когда-нибудь в истории Русского Севера так и запишут, как в былинах: бабушка, хранительница веры и старины, в одиночку воссоздала храм. Но пока не облетела шелуха некоторых практических обстоятельств. Например, священник очень редко приезжает в оборудованный в молитвенном доме храм – не то чтобы никто не хотел, только Надежда Яковлевна не просит Архангельского митрополита кого-нибудь прикрепить или хотя бы разок благословить.

Может быть, слишком жива память о священнике Вячеславе из соседней Лявли, который участвовал в воссоздании храма на первых порах. Он трагически погиб молодым вместе с послушником (по официальной версии – угорели, по неофициальной – Господь забрал их, чтобы уберечь от поругания видимых и невидимых врагов). Может быть, слишком дорого благословение предыдущего архиерея, хочется исполнить именно его, вот и не идет к его преемнику. Но не идет.

Отец Вячеслав из Лявли, помогавший матушке Надежде восстанавливать храм.

Отец Вячеслав из Лявли, помогавший матушке Надежде восстанавливать храм

Зато постоянно ездит к священнику в Ивановскую область – отцу Иоанникию, которого некоторые считают прозорливым старцем, но большинство относится настороженно. Надежда Яковлевна уверена в его дарах: «как я очевидец, так я вам про исцеления расскажу». И рассказывает. А вот про «кровопускания», которые отец Иоанникий устраивает приезжающим богомолкам с помощью евхаристического копия, не рассказывает – но повесила фотографию процедуры на стене в своей комнатушке.

На прощание матушка предлагает нам чай с травами, а потом мы идем обратно к лодочной переправе. По дороге – кладбище… и еще один строящийся храм. Деревянную небольшую церковь возводит местный воцерковленный бизнесмен. Почему он предпочел построить второй храм через дорогу от уже строящегося на историческом месте – в точности никто не рассказывает.

37

Почему так близко – понятно: поодаль не построишь, если не на пригорке – смоет половодьем или снесет льдиной во время ледохода. А вот почему не помог начатой стройке? «Не договорились». Может, хотел большей прозрачности отношений с правящим архиереем, может быть, еще почему-либо. Но невольно вспоминается анекдот про двух евреев на необитаемом острове, построивших три синагоги, а в епархии шутят, что на Княжестрове будет самая большая в России плотность храмов на душу населения: два на десять домов. Если, конечно, и бизнесмен, и бабушка свои проекты завершат.

Строительство храма. Фото из архива Надежды Яковлевны

Строительство храма. Фото из архива Надежды Яковлевны

Строительство храма, 2011 год. Фото из архива Надежды Яковлевны

Строительство храма, 2011 год. Фото из архива Надежды Яковлевны

В строящемся храме

В строящемся храме

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.