Подошло к концу пребывание в России Пояса Пресвятой Богородицы. Мало кто ожидал, что сугубо внутрицерковное событие обретет характер общенационального явления. Принесение афонской святыни пришлось на окончание и начало нескольких значимых циклов общественной жизни: выборы в Государственную Думу, грядущие выборы Президента, и, наконец, важную именно для Церкви дату – завершение третьего года пребывания на Предстоятельском престоле Патриарха Кирилла. Такие событийные сгущения всегда дают основания для поиска внутренних закономерностей в, казалось бы, разнородных явлениях.
Конечно, для церковного сознания нахождение Пояса Пресвятой Богородицы в России – событие великого значения. Это можно было утверждать изначально, до путешествия святыни по стране. Но вот то, что происходило в течение путешествия, – удивительно и в известной степени неожиданно. Если описывать событие в обществоведческой терминологии, можно сказать, что был проведен незапланированный и совершенно объективный социологический опрос, который выявил уровень религиозности в стране. Стало быть, выявлен духовный запрос огромного количества людей, позволяющий ощутить ценностные ориентиры населения.
Определим параметры события. По стране провезли одну из величайших святынь православного мира. И это шествие было удивительно глубоко воспринято людьми. Во-первых, здесь есть символический момент: Пояс – предмет, но не простой. К нему прикасались руки Богоматери. Поэтому горячее поклонение святыне можно объяснить с точки зрения декларирования людьми своей причастности к христианской духовной и культурной традиции. Но в то же время для верующего сознания происходящее глубоко реалистично. Сама Пресвятая Богородица прошла по стране.
Конечно, скептические голоса в СМИ и блогах не преминули произнести сакраментальное: у нас же есть частица Ризы, древо Креста и много прочих святынь, вокруг которых не наблюдается ажиотажа. Но здесь сработал принцип реальности сакрального события, временной концентрации вечности в одной условной точке пространства. Земной человек нуждается в таком материальном ощущении присутствия вечности. И еще очень важен общий порыв, совместное духовное переживание, которого в нашем обществе давно не было, но в котором наше соборное сознание остро нуждается. И поездка святыни была воспринята адекватно религиозной реальности – Пресвятая Богородица идет по России. И к Ней на поклонение пошли миллионы.
Пошли в ноябре — за Уралом, в уже устоявшуюся зимнюю стужу, да и в Москве погода не баловала. Значит, шли, преодолевая очевидный дискомфорт своего телесного состояния. Стояли часами, без ропота, с молитвами в руках, то есть стояли осознанно. Много людей приезжало из близлежащих городов, чтобы, отстояв ночь, поклонившись Пресвятой Богородице, вновь уехать домой. А ведь мы хорошо знаем, что отказаться от комфорта современному человеку – уже подвиг.
Конечно, люди шли со своими нуждами, проблемами. Да это и понятно – к кому же еще, как не к Ней. Но как поучительно было послушать блиц-интервью, которые корреспонденты разных каналов брали у стоящих в бесконечной очереди паломников. Люди говорили о своей молитве за страну, за детей, и еще о благодарности, с которой они пришли в Пречистой Богоматери. А молодые женщины просили помощи в преодолении бесплодия.
Если кто-то еще не понял, поясним: это и есть религиозный снимок страны. Можно сказать еще более смело: это духовный портрет сокровенной России, взятый не из терроризирующего нас уродливой пошлостью зомбоящика, а из жизни (неужели сохранившейся?).
Еще одна знаменательная подробность. Дни перед прибытием Пояса в Москву сопровождались тяжелыми метеоусловиями, резкими перепадами давления. Многим было плохо — сосудистые кризы и так далее. Религиозные люди тогда говорили о лютости «врага рода человеческого», ополчившегося на единый духовный порыв миллионов (!), светские – о негативных атмосферных явлениях. Но в любом случае, путь каждого к Пресвятой Богородице был очень трудным. И в эти дни была особенно наглядна тяжесть креста, которую несут верующие люди. У каждого свой крест. Есть и очень тяжелые.
20 ноября, в воскресенье, в Храме Христа Спасителя чествовали Патриарха. Он выглядел как человек предельно усталый. Знал Стефан Яворский эту тяжесть служения, когда говорил: «О пастырское дело, всякого труда и попечительства, всякого страха и ужаса преисполненное». И от того, что рядом была великая святыня, сомкнулись смыслы, и определилась задача нынешнего патриаршества. Храмы уже построены, открыты, реставрируются — теперь их надо наполнить глубокой молитвой за страну, за мир. Теперь в эти храмы надо привести людей не культурно мотивированных, не традицию восстанавливающих, а жаждущих духовного обновления. Теперь людей надо учить молиться. А молящийся человек – это особое духовное состояние. Миллионы же молящихся – это социальное явление, которое просто не стоит игнорировать.
Есть выразительная английская поговорка «Грядущие события отбрасывают тень перед собою» (Coming events throw their shadow before them). Политикам и их помощникам-политологам осталось разглядеть очертания этой тени и в событиях сегодняшнего дня увидеть, как формируется день завтрашний.
А ноябрьские события действительно великого пребывания в России великой святыни показали готовность людей идти церковным путем за своим пастырем. Можно, не боясь ошибиться, сказать, что тот, кто, отстояв огромные очереди, прикоснулся к Поясу Пресвятой Богородицы, вышел из храма другим человеком. Не будем сейчас затрагивать мистическую сторону этого события, личного для каждого. Но даже психологи подтвердят, что эмоциональное напряжение человека внутренне преобразует.
И все уже произнесенные, и еще имеющие быть произнесенными слова про то, что кому-то в толпе отдавили ногу, а у кого-то украли кошелек, и что-то не так было организовано, становятся мизерабельным саморазоблачениям перед желанием огромного числа людей приобщиться к Свету.
Лариса ШОРИНА,
кандидат искусствоведения, преподаватель Международной академии бизнеса и управления