Осталось совсем немного дней, чтобы приложиться к Поясу Богородицы. От Храма Христа Спасителя приходят тревожные слухи – в очереди приходится стоять по 10-15 часов, конец очереди уже возле Лужников…
В четверг вечером Святыня была установлена на специальную арку, чтобы паломники не дотрагивались до ковчега, а проходили под ним. Эта мера была предпринята для ускорения движения очереди. Но и тут у многих возникают вопросы: а так можно?
Духовенство призывает верующих соизмерять силы и возможности. До 28 ноября всем желающим не удастся поклониться Святыне.
Надо ли идти? Что делать, если нет сил и возможностей? Почему такой ажиотаж и откуда взялось столько паломников? Пребывание Пояса Пресвятой Богородицы в России показало, что наша страна продолжает быть православной, или же мы наблюдаем расцвет язычества и суеверий? На все эти вопросы отвечают известные священники.
Протоиерей Александр Ильяшенко: Мы еще в самом начале пути
Отстоять в очереди на морозе не только двадцать часов, но даже пять часов – это самый настоящий подвиг веры. Но святые отцы говорят, что самому на себя подвиги накладывать не стоит. А если подвиг не по силам – то душе это может быть во вред.
Стоять в нынешней очереди или не стоять? Я бы советовал действовать строго по благословению своего духовника. А если духовника нет, то положиться на собственный разум, попытаться оценить собственные силы.
Конечно, если ты молод, здоров и полон сил – почему бы не пойти? Но если явно чувствуешь, что сил мало и стояние в очереди будет опасно для здоровья – то не нужно, наверное, идти. Ведь Матерь Божия везде молитвы принимает, в любой точке пространства.
Так что если нет возможности приложиться к Поясу – можно просто помолиться Ей там, где можешь. Главное – не к святыне притронуться, но верить в заступничество Богородицы, — «по вере вашей да будет вам» (Мф 9, 29).
Вообще нынешние очереди к Поясу Пресвятой Богородицы – явление удивительное. Пребывание этой святыни в Москве вызвало небывалый всплеск самоотверженных устремлений в нашем обществе. Это, конечно, свидетельствует о постепенном возрождении веры в нашем народе. И это подтверждает, что те усилия, которые наша Церковь предпринимала в последние годы в плане миссионерства и просвещения, уже приносят первые плоды.
То, что недостатков и суеверий в нашем народе много – это несомненно. Ведь мы находимся еще в самом начале пути нашего духовного возрождения. Поэтому то, что люди, стоящие в очереди к Поясу, являются по-прежнему людьми нецерковными, накладывает на нас, священников, и на образованных мирян особые обязательства. Мы должны проявлять добрую настойчивость, стараться простым доходчивым языком донести до людей евангельские истины.
Протоиерей Максим Козлов: Если не хватает сил, можно попросить прощения у Богородицы и уйти
Пойти или не пойти – каждый должен решить для себя сам. Главное, чтобы то или иное решение не стало для нас поводом к осуждению друг друга. То есть, если кто-то останется дома, то пусть не осуждает тех, кто стоит в этой очереди и не называет их «невежами» или «язычниками». А те, кто пойдут поклониться святыне, пусть не похваляются своей горячей верой.
Вообще я думаю, что если человек верует во Христа, в Божию Матерь, в Ее молитвенное за нас предстательство, то можно пойти. Если чувствуете, что Божия Матерь зовет вас к себе, откликайтесь на Ее призыв! Все-таки, если душа просит, нельзя отказать ей.
Для тех, кто серьезно болен и не может стоять, существует отдельная очередь. А остальным – в конце концов, если сил выстоять не хватит, всегда можно будет помолиться Божией Матери, попросить у Нее прощения и уйти. В любом случае даже если человек просто постоит и помолится – это уже будет не без пользы для него.
То, что мы наблюдаем в очереди к Поясу Пресвятой Богородицы – свидетельство того, что потребность в вере и в святыне в душе нашего народа оказалась, может быть, более сильной, чем мы совсем еще недавно предполагали. Все происходящее показывает, насколько актуальны слова Святейшего Патриарха Кирилла о необходимости активизации просвещения и миссии в нашей Церкви. Мы видим, что люди хотят знать о вере, о Церкви, и мы должны, конечно, дать им такую возможность. Это не абстрактные рассуждения, это наша конкретная насущная задача.
Протоиерей Димитрий Смирнов: Не успели поклониться Поясу — смиряйтесь!
Рассуждения на тему кто правильно, а кто нет относится к святыне, мне кажутся странными. Люди воспринимают её так, как воспринимают. Мы не можем судить людей и давать оценку их побуждениям.
Никто не заставляет людей идти в храм Христа Спасителя к поясу Богородицы. Они идут, покоряясь зову души. Идут к святыне, которая в России не была и больше, наверное, никогда и не будет, чтобы поклониться и попросить у Матери Божией благословение.
Огромные очереди к поясу Богородицы, на мой взгляд, говорят о том, что, слава Богу, наш народ сохраняет веру. Хорошо, что и власти посмотрят, какую роль для народа играют христианские святыни. Может быть, это ускорит процесс передачи святынь Церкви.
Тем, кто хотел пойти – но не успел – нужно просто смириться. Тем более, у каждого есть возможность в любое время и в любом месте обращаться к Богородице.
Протоиерей Александр Стрижак: Если вам не удалось увидеть пояс, не унывайте: Сама Пречистая видела всех вас
На собрании духовенства Московской епархии, говоря о людях стоящих в очереди в Храм Христа Спасителя и о их вере, митрополит Ювеналий прослезился, и голос его дрожал от умиления.
Владыка напомнил эпизод из жития преп. Сергия Радонежского про человека, который не смог увидеть преподобного и и был утешен тем, что хоть он и не видел преподобного, но сам преподобный, без сомнения, видел его.
Митрополит Ювеналий просил нас передать тем, кто не сможет попасть к поясу Богородицы, что хотя вам не удалось увидеть пояс, Сама Пречистая видела всех вас.
Иерей Георгий Ореханов: Наше общество все-таки ориентировано на христианство
Относительно того идти или не идти в очередь к Поясу Пресвятой Богородицы – общий совет трудно давать. Все зависит в первую очередь от возраста человека, от состояния его здоровья. Конечно, пожилому человеку, который плохо себя чувствует, я бы не посоветовал сейчас вставать в такую очередь.
В то же время, мне кажется очень неправильной кампания против поклонения Поясу, развернутая сейчас в СМИ. Многие пишут, что и вовсе не стоило эту святыню в Москву привозить. Я с этим, конечно, категорически не согласен.
Ведь многие тысячи людей, которые редко ходят в храмы или не ходят вообще, тем не менее, пришли сюда. А они – наша потенциальная паства, и у нас появилась уникальная возможность обратиться к ним. Другое дело, что не все эти люди и после поклонения Поясу будут ходить в храмы – но это уже наша вина, вина священников, прежде всего…
Что касается религиозности людей, приходящих сегодня к Поясу Пресвятой Богородицы – я не вижу принципиальных изменений в этом вопросе за последние 20 лет. Помните дискуссию вокруг фильма «Остров», собравшего многотысячную аудиторию? Дискуссия эта была очень похожа на нынешние споры о том, «ходить или не ходить» к Поясу. Фильм критиковали за неисторичность, тех, кто им восхищался, – за невежество и языческую религиозность…
Или недавние похороны Святейшего Патриарха Алексия, проститься с которым пришли многие тысячи человек, причем многие из них в церковь ведь ходили не часто? Что движет всеми этими людьми, и можно ли считать это христианством?
Я бы охарактеризовал все эти явления как горячий интерес нашего общества к религиозной проблематике. Конечно, интерес этот может быть очень разным. Но учитывая, что более 80 % наших соотечественников, судя по данным соцопросов, определяют себя как христиане, можно сказать, что общество наше все-таки так или иначе ориентировано на христианство.
Подготовили: Анастасия Коскелло, Оксана Головко
Читайте также:
Очередь к Поясу Богородицы 20 часов: как быть? Редакция портала «Правмир» Во вторник и среду очереди замерли и растянулись на 20 часов. По-прежнему пропускают семьи с детьми, но детская очередь тоже длинная. Если не стоять в 20-часовой очереди — как быть? |