Содержание статьи
Правила этикета в современном обществе кажутся уже не такими строгими, как в прошлом. Кроме того, определенные общественные процессы, которые происходили в наше время, не могли на них не повлиять. Сегодня тот, кто собирается оплатить даме счет в ресторане, должен крепко задуматься о том, не покажется ли ей оскорбительным этот жест. А, с появлениям соцсетей, правила этикета появились и в этом пространстве. Некоторые основы взаимодействия с обществом пошатнулись, какие-то больше совсем не актуальны. Есть и новые нормы, которые только начинают укореняться в нашем сознании. Поговорим о правилах этикета, которые актуальны сегодня.
Правила этикета при знакомстве и общении
- Если вы знакомите двух новых людей, принято представлять младшего человека старшему, из уважения к почтенному возрасту.
- Обращаться следует к тому, кому вы представляете человека: «Евгений, познакомьтесь, это — мой коллега, Константин».
- Тут же следует перейти к знакомству второго участника беседы с первым: «Константин, в свою очередь рад представить вам моего друга Евгения».
- Если вас предстоит дружеская беседа, будет хорошо дать небольшую информацию о каждом из ее участников: «Евгений, Константин, как и я, занимается изучением редких видов растений. Константин, вам будет интересно узнать, что Константин тоже увлекается этой темой».
- Представлять и называть человека следует так, как он сам того желает. Если старший по возрасту человек хочет, чтобы к нему обращались по имени, не следует добавлять к имени отчество. Это избыточное «уважение» может только раздосадовать вашего собеседника.
- Инициатором рукопожатия выступает тот, кому представляют нового человека. Целовать руку даме больше не принято. Если на вас надеты перчатки, снимите их.
- Если у вас заняты руки, можно дать понять, что вы рады встрече и знакомству легким кивком головы.
- Если вы сидите, а все остальные собеседники стоят, вам тоже следует встать.
- Предлагать перейти на «ты» уместно только человеку младше вас. К малознакомым и незнакомым людям, независимо от их возраста, обращаются на «вы», если не было другой предварительной договоренности.
- Не старайтесь резко «сократить дистанцию», не стоит задавать новому знакомому личные и неуместные вопросы, касающиеся его близких отношений, уровня заработной платы, здоровья.
- «Быть вежливым» значит вести себя уместно. В каждом обществе следует перенимать принятый там стиль общения. Разумеется, если он не кажется вам оскорбительным.
- Если вы и ваш собеседник встретили нового человека, вам должны его представить. При мимолетной встрече, которая не предполагает представления, достаточно просто поздороваться.
Правила этикета за столом
- Приглашая гостей, не стоит оправдываться «у нас ремонт», «мы не успели убраться». Постарайтесь навести порядок, насколько это возможно, и просто будьте дружелюбными.
- После прихода гостей, надо первым делом показать им, где можно посетить туалет, привести себя в порядок, вымыть руки.
- Подает на стол обычно хозяин жилища. Гостям уместно предложить посильную помощь.
- Первым приступает к еде тот, кто позвал гостей. Он же может обозначить это, например, в ненавязчивой формулировке: «друзья, рекомендую попробовать овощной салат, очень освежает в жару».
- Если предстоит званый ужин, предполагающий сложную сервировку, стоит заранее потренироваться в использовании нестандартных столовых приборов.
- За столом следует занять то место, куда вас планировали усадить хозяева. Не стоит по своей воле менять расположение гостей. Лучше уточнить, не доставит ли это неудобств.
- Крупные куски пищи принято делить на небольшие кусочки, отрезая по одному.
- Свою еду не обмакивают в общую соусницу. Надо отлить немного соуса себе на тарелку.
- Мыть посуду следует только после ухода гостей. Гости могут предложить свою помощь, убрать блюда со стола после завершения ужина.
- Оплата счета в ресторане сейчас обычно делится пополам, если не было заранее обозначено, что один из собеседников приглашает другого. Фраза «я вас приглашаю» означает, что вы готовы оплатить счет. В случае возражений не настаивайте. Не следует объяснять свою щедрость полом того, кого вы приглашаете («я всегда плачу за женщин в ресторане»), уместно сказать «мне будет приятно вас угостить». Разумеется, не стоит ждать и того, что ваш счет должен обязательно оплатить мужчина, если он этого не предлагал. По умолчанию каждый платит за себя или, если это удобно всем присутствующим, счет делят на равные части.
Правила делового этикета
- Приветствие при знакомстве с коллегами или партнерами по работе — это рукопожатие.
- Соблюдайте дресс-код компании, а при его отсутствии не приходите на работу в слишком откровенных, экзотических или пляжных нарядах.
- Общайтесь сдержанно и не затрагивайте личные темы в общении с коллегами по работе во время делового общения. Не принято посвящать тех, кто с вами сотрудничает, в перипетии вашей личной жизни или проблем со здоровьем.
- Не обсуждайте свой уровень заработной платы или руководство с коллегами.
- На совещании не стоит класть на стол смартфон или отвлекаться от речи выступающего.
- Уважайте рабочее время коллег, старайтесь придерживаться заранее оговоренных сроков, предупреждать и извиняться, если что-то пошло не так.
- Если вы получили срочное письмо, которое потребует у вас времени для ответа или решения проблемы, предупредите об этом отправителя и скажите, в какой срок сможете разобраться в ситуации.
- Не начинайте без предупреждения видеозвонки, особенно, если ваш коллега работает из дома.
Правила этикета в театре, музее и других общественных местах
- В общественных местах каждый должен вести себя так, чтобы не доставлять неудобства окружающим. Так, в театре, музее и других общественных местах нельзя громко разговаривать, громко общаться по телефону. Во время спектакля или экскурсии не принимают звонки и ставят смартфон на беззвучный режим. Свет от экрана также может помешать присутствующим.
- Не следует вести себя в гардеробе театра или музея так же, как в прихожей у себя дома. Вы можете пригладить прическу легким жестом, проверить свой внешний вид, но краситься, пользоваться зубной нитью или поправлять белье под одеждой стоит только там, где вы можете уединиться. Ваше поведение не должно смущать окружающих.
- Проходить к своему месту в театре или на лекции следует лицом к окружающим. Принесите свои извинения, что пришлось их побеспокоить. Разумеется, у вас нет способа занять свои места иначе, но извинения в данном случае — форма вежливости.
- Даже, если места для парковки, предназначенные людям с инвалидностью, свободны, вы не должны их занимать, не имея на это законных прав.
- Уступать места и пропускать вперед должен «сильный-слабому». Если вы видите, что человеку рядом тяжело стоять или нужна помощь, не стоит руководствоваться правилом «подождем, он — мужчина» или «он же моложе». Предложите помощь тому, кто в ней нуждается.
- Всегда прислушивайтесь к замечаниям работников музея, выполняйте их рекомендации и не трогайте экспонаты руками.
Правила этикета в интернете
- Общение в интернете предполагает определенный формат сообщений. Чаще всего, людям удобнее прочитать письмо, чем прослушать голосовое сообщение. Постарайтесь не записывать их без крайней нужды. Присылать голосовое сообщение незнакомому человеку и вовсе не стоит.
- К незнакомым людям, как и в жизни, следует обращаться на «вы». Лучше не использовать «смайлы» и избегать избыточной пунктуации. Ваш ответ не будет более весомым с тремя восклицательными знаками.
- Если ваше общение носит деловой характер, не торопитесь добавлять собеседника «в друзья». Возможно, он не захочет делиться содержимым личной страницы. Уточните, есть ли у него «общественный» или «рабочий» профиль.
- Не стоит давать людям советы, если о них не просили. Если на своей личной странице в соцсетях ваш знакомый рассказывает, какие красивые цветы посадил на даче, не надо давать рекомендаций по уходу за ними без предварительной просьбы с его стороны.
- Рабочие сообщения лучше писать в рабочие часы. Многие не имеют возможности отключить звук сообщения или звонка, поэтому не стоит отправлять деловые письма в три часа ночи.
- Не стоит отправлять в «мессенджер» сто сообщений, нажимая кнопку «отправить» каждый раз, как вы закончили мысль. Лучше написать одно большое письмо.
- Не пытайтесь торопить человека, который находится «оффлайн». Возможно, ему неудобно общаться. Не стоит постоянно писать ему «ау» или интересоваться «ты здесь?». Срочные вопросы решаются телефонным звонком.
- Не выносите в общественное пространство личную информацию ваших друзей: их фотографии, телефонные номера и другие контакты стоит публиковать только с их согласия.
Главное правило этикета в современном обществе: люди заслуживают того же отношения, которого вы ждете от них к себе. Если вы будете скромны и доброжелательны, уместны в любой обстановке и станете задумываться, не причиняете ли неудобства другим людям, никто не сочтет вас невежливым.
Читайте также: