В конце декабря в исправительной колонии № 11 города Бор состоялся диспут между осуждёнными, исповедующими православие и ислам.
Инициатива проведения встречи исходила от осужденных при поддержке администрации колонии, по мнению которой подобные мероприятия положительно сказываются на обстановке в учреждении, и епархиального отдела по взаимодействию с исправительной системой. Надо отметить, что подобное мероприятие проходит в колонии впервые.
В круглом столе «Православие и ислам — что нас объединяет» приняли участие сотрудник Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями Андрей Редкозубов и преподаватель Нижегородской духовной семинарии иеромонах Лаврентий (Собко).
— Большинство осужденных в колониях Нижегородской области придерживаются православного вероисповедания, на втором месте по количеству приверженцев находится ислам, — рассказал помощник руководителя отдела Нижегородской епархии по взаимодействию с исправительной системой иерей Евгений Панюшкин. — Такая ситуация актуальна для всех колоний Нижегородской области, думаю подобное положение дел сохраняется в большинстве российских колоний. Естественно, что при таком положении дел столкновения неизбежны, поэтому так необходим опыт сотрудничества и поиска взаимопонимания.
Изначально в ходе круглого стола предполагалось обсудить исторический опыт сосуществования православия и ислама на территории России, особое внимание уделив дореволюционному периоду, в котором сформировался положительный опыт сосуществования православных и мусульман. Как рассказал собравшимся Андрей Дмитриевич, уважение к друг другу было таким, что даже на Кавказкой войне русские солдаты не начинали наступления, пока мусульмане исполняют намаз. Он напомнил, что пятнадцать генеральских должностей в царской армии занималось мусульманами, хорошо зарекомендовала себя «Дикая дивизия», состоявшая из чеченов, ингушей, кабардинцев, а в более ранней истории в ополчение Минина и Пожарского входила конница казанских татар, внесшая большой вклад в ликвидацию смуты.
— Естественно, нас разъединяет очень многое, и спорить об этом в нашей ситуации не имеет смысла. Поэтому целью нашей встречи был поиск точек соприкосновения. Мы совместно старались найти общие моменты, на которых надо строить повседневную жизнь.
В местах скорби Господь ближе, поэтому многие члены православных и мусульманских общин исправительных колоний, как правило, сознательно верить в Бога и знакомиться с азами своей веры начинают именно здесь. Неудивительно, что большинство собравшихся интересовались основами вероучений. Обеим сторонам хотелось услышать, как представители другой веры понимают те или иные положения Священных текстов, как трактуют общие источники. В ходе встречи поднимались вопросы, касающиеся христианского и мусульманского богословия, источников вероучения, обрядов и нравственных ценностей обеих религий.
Общей сближающей чертой было признано единобожие. В Коране христиане называются «людьми книги», сюда же относятся и иудеи и сами мусульмане – и это тоже является общей платформой.
— В любой системе главное подчеркивается в самоназвании, — пояснил Андрей Редкозубов. — Ислам самоназывается покорностью миру или преданием себя в волю Всевышнего. У нас в православии есть нечто похожее, мы называем это смирением. Но у нас это не является главным в содержании религии, суть христианства прежде всего Любовь, и наш главный принцип: «Бог есть Любовь».
Но большая часть встречи была посвящена спорам:
— У мусульман есть ряд вопросов, на которые на протяжении всей истории мы не можем получить вразумительного ответа, — сказал выступающий от мусульман.
Среди озвученных вопросов были недоумения по поводу формирования канона Священного Писания и существования переводов: мусульмане признают истинным только Коран на арабском языке и их удивляет тот факт, что христиане используют переводы, также им непонятно каким образом из большого числа существующих Евангелий каноническими были признаны только четыре и почему именно они.
Еще один спорный для приверженцев ислама момент – сам факт существования христианского богословия. Мусульмане подчеркнули, что в исламе рассуждения о природе Бога недопустимы, поскольку ведут к ересям. В противовес этому утверждению у христиан нашелся довод, что христианское богословие формировалось как инструмент борьбы с возникающими ересями.
Был озвучен важный вопрос о личности апостола Павла. Для мусульман составленные им тексты не являются авторитетными, поскольку он не являлся непосредственным учеником Христа, тогда как для христиан святой апостол Павел непререкаемый авторитет. Однако для подробного обсуждения этой темы времени не хватило.
Отдельным предметом спора стало отношение к язычникам. Мусульмане выражали недоумение, почему христиане сделали вывод, что их учение предназначается не только для иудеев, но и для язычников, и почему они «отвергли» постановления ветхозаветного закона.
Дальнейшие вопросы в целом были достаточно стандартными: почитание креста, икон, святых мощей, наличие священства, канонизация святых, расколы в христианстве, наличие «национальных» Церквей. В ходе дискуссии стороны пробовали искать аналогии в вероучениях оппонентов, поясняли свои традиции.
В ходе диспута стало понятно, что камнем преткновения для мусульман является Священное Предание. Ислам признает только авторитетность текстов, Предание для него слишком эфемерно, непонятно.
Хотя при подробном рассмотрении каждого вопроса у православных находилось множество аргументов, ряд вопросов оказался неразрешимым из- за разницы в подходах.
— Для нас, христиан, Христос пришел на землю для того, чтобы искупить грехи всего человечества. В исламе каждый человек отвечает только за свое, поэтому ислам не может понять этой жертвы за всех, — объяснил в ходе диспута Андрей Дмитриевич. — И такая разница воззрений наблюдается во многих вопросах.
Тем не менее, попытки каждой из сторон объяснить свою позицию оказались конструктивными и были восприняты иноверцами с уважением. Как показала практика, у верующих людей, даже если они придерживаются разных вероисповеданий, гораздо больше общего между собой, чем с атеистами.
— Мы изначально не планировали обсуждать, какая вера «лучше или правильнее», — прокомментировал итоги встречи Андрей Редкозубов. — Наша задача была добиться взаимопонимания, найти то, что нас объединяет. Огромное количество вопросов, прозвучавших на встрече, показало, что люди понимают что нам жить вместе, в одной стране. И объединить нашу многоконфессиональную страну можно только на основах веры, надежды, любви и добра потенциал которых заложен и в христианском Священном Писании и в Коране.
Все участники встречи остались довольными её итогами. От осуждённых поступило предложение проводить такие встречи регулярно.
— Колония — это своего рода срез общества, — сказал один из осужденных. – Здесь происходят те же процессы, что и в обществе. Поэтому попытки построения диалога помогают предупредить возможные конфликты.
— Мне понравилось, когда на встрече православный батюшка сказал, что мы не должны искать разногласий, а должны искать то, что нас объединяет, какие-то точки соприкосновения», — сказал один из осужденных мусульман. – Для нас очень важно помнить, что даже если вера у нас разная, то Родина одна.