Старшие классы средненькой школы
С точки зрения светской слово «мир» используется в двух смыслах. Такие двусмысленные слова изучались в школе на уроках русского.
Помните, как слово «мир», написанное в новой орфографии, двоится в гениальном романе Льва Толстого? «Война и мир»: кончилось мирное время, объявлена война с имперской Францией. Как на это реагирует мир, то есть общество?
Высший свет в России того времени хорошо знал и любил французскую культуру. Пришел для многих светских лиц момент пересмотреть свои отношения с французами.
Мир – это и отрадное время без войны. И пространство жизни людей, будь то целая вселенная или только лишь высший свет. Вот два привычных смысла слова «мир».
Окончив школу, я в храме познакомился с третьим смыслом, да и те два заиграли совсем другими красками. Для меня стало проясняться, что православные христиане используют слово «мир» сразу в трех смыслах.
Первый смысл: ожидания сбываются и не сбываются
Было бы чуднό, если б в православном лексиконе слово «мир» не фигурировало в военном контексте, вернее, в антивоенном. Да, мир представляет собой полную противоположность войне. Однако помимо обычных исторических кровопролитий, отечественных и гражданских войн, христиане обращают особое внимание на духовную войну.
И она-то будет поважнее всех прочих, какими бы кровопролитными эти прочие не выходили. В обычных войнах гибнут люди, это трагично, спору нет. Но наша жизнь от Бога, и он воскресит всех людей в последний день. Так что телесная смерть не навсегда. В духовной войне тоже гибнут люди – для вечной жизни. Эта духовная смерть неизмеримо хуже, чем телесная.
В духовной войне силы Света сражаются против сил тьмы. Главное для нас, быть на нужной стороне, не поддаваться на бесовскую пропаганду, не воевать против Бога, сражаться с грехом. Тогда участник духовной войны получает от Бога – мир.
В Евангелии Христос обращается к апостолам: «Мир вам». Это значит: «Благодать вам». Такой благодатный мир не просто дает человеку наслаждаться чувством внутренней безмятежности, ощущением внешней стабильности. Такой мир означает именно сверхъестественную жизнь с Христом. Вот отличие религиозной трактовки знакомого нам понятия о мире.
Второй смысл: мир как дом
Для неверующего человека мир – это среда нашего обитания. Не более чем. Какой смысл в том, что я оказался именно в ней? Почему я родился в России во второй половине XX столетия? Почему играл с ребятами в московском дворе? Почему погрузился в студенческую жизнь будущих инженеров? Что-то из перечисленных выше возможных миров я сам выбирал. Что-то выпало мне на долю само. Какой в этом смысл?
Главное, что мир создан Богом, и создан для людей. Мир – не просто равнодушная к нам среда обитания, в которой надо только найти себе наиболее комфортное место, экологическую нишу. Мир Господь создавал как дом для людей. В этом доме заметна красота, продуманность его устройства, даже замысловатость. Справедливости ради, признаем, что заметно и безобразие, человек нередко чувствует себя заброшенным в этом мире. Отчего так?
Творец подготовил людям дом не для того, чтобы они жили всегда на всем готовом. Люди призваны к сотворчеству. Бог оставил нам свободу – многое в доме делать по своему усмотрению. Настоящая свобода предполагает, что человек может нахозяйничать, нарушая Божий замысел о мире. Во многом мы замысел нарушили. Все неустройство мира отсюда.
Поэтому люди одновременно чувствуют красоту окружающей природы, ее «дружелюбие» и ее «враждебность». Мир испорчен нашими грехами, так верит православный христианин. Даже неверующий согласится, что замусоренная планета – следствие человеческой алчности, эгоизма, ленивого нежелания поддерживать порядок в доме, не очень-то хотим мы вручить Землю будущим поколениям – в прекрасном состоянии.
Третий смысл: мирское и греховное
Мы подобрались к особенному, сугубо христианскому понятию о мире. В церковных книгах слово «мир» часто означает универсум грехов. Стоит ли говорить, что к миру в этом смысле отношение христиан резко отрицательное.
Такой мир обличается самым беспощадным образом. Неверующие люди отслеживают эти обличения и приходят к неверным выводам: «Христианство – мироотрицающая религия. Христиане не ценят окружающий мир. Да что там, попросту ненавидят его. Подменяют его, реальный мир, призрачной мечтой о будущем Царстве Божьем».
С христианским восприятием окружающего мира мы уже выше разобрались, пусть кратко. Оно не такое деструктивное, как некоторым кажется. Оно просто всестороннее, здравое, мы замечаем в мире и разумную гармонию, и безумное буйство стихий, с другой стороны.
Когда же христиане с явным неудовольствием произносят: «Мирские дела», – они подразумевают «греховные дела», а не «общемировые события». Если говорят про «обмирщение», то имеют в виду «погружение в греховный круговорот», а не «умение жить масштабно, во всю мировую ширь, не сужая себе горизонтов до одних лишь событий внутрицерковного характера».
Церковь отличает греховные поступки от поступков добродетельных или «нейтральных». Умеет и отследить связь между отдельными грехами. Один и тот же грех, если совершить раз-другой-третий, берет власть над человеком, становится его страстью, требует регулярного повторения. Так отдельно взятый грех становится «системой», «миром», в котором человек живет.
Существует связь и между различными грехами, сребролюбия и гнева, например. Если на свои грехи не обращать внимание, они незаметно становятся «миром», «средой бездуховного обитания».
Мир в этом смысле – специфическое церковное понятие. Лично я о нем узнал, только когда пришел в Церковь. Нет ничего удивительного, что с ним у многих выходит путаница.