Православие – мой дом!
Тимоти Кифер возглавляет совет по гражданским правам и гражданским свободам при Министерстве Национальной Безопасности США (МНБ). Весной этого года господин Кифер любезно согласился дать интервью нашему порталу: One Man’s Journey to the Orthodox Faith… . Спустя некоторое время публикуем перевод на русский язык.Данное интервью представляет исключительно личные взгляды мистера Кифера.
Господин Кифер, что привело Вас к Православной вере и побудило поменять свои убеждения? Кто больше всего повлиял на Ваше решение?
Это длинная история, о которой можно написать книгу, так что я расскажу сжатую версию. Мой путь к Православию начался, когда мне было примерно 11 лет. Однажды я попросил у матери почитать «хорошую» книгу, она подошла к книжному шкафу и дала мне книгу «Николай и Александра» Роберта Масси – историю о последнем царе России. Книга поразила меня, и благодаря ей я заинтересовался Россией. Я был потрясен ее образами — благородными и величественными; они возносят читателя над обыденным существованием. Одновременно я задавался вопросом, что могло побудить большевиков убить царскую семью, а также, что сподвигло верующих упорно продолжать свой мученический путь.
Когда началась моя учеба в колледже, один из преподавателей посоветовал мне изучать то, что мне нравится, а не то, что сделает меня «денежным мешком». Я последовал зову сердца и выбрал своей специализацией курсы русского языка в колледже.
Когда мой курс посетил монастырь Святой Троицы в Джорданвилле, в Нью-Йорке, я впервые узнал о Православии — как миссионерам князя киевского Владимира в Константинополе, так и мне казалось, что я побывал на небесах. Тем не менее, в то время я был Протестантом — евангелистом, и считал, мои представления о Боге истинны.
После колледжа, я переехал в Вашингтон (округ Колумбия), и продолжал изучать русский язык. Одна из моих преподавателей была русской и православной, и однажды я посетил церковь, в которую она ходила. Я знал, что она была верующей христианкой, но все еще не понимал что такое Православие.
Годы спустя, пережив брак и развод, я снова переехал в штат Нью-Йорк, где прожил год. Будучи протестантом, я задавался религиозными вопросами, но ответы, которые предлагала моя религия, разочаровывали меня. Я ощущал беспокойство. Тогда я вспомнил монастырь Святой Троицы, и в тот год дважды съездил туда. Однажды я остался ночевать в монастыре и провел большую часть времени в молитве. Монахи были чрезвычайно добры ко мне и открыты в разговоре о своей вере. Православие произвело на меня неизгладимое впечатление и во мне зародилось большое уважение к этой вере.
Затем я снова переехал в Вашингтон, чтобы начать карьеру адвоката. Я стал активным членом Евангелистской Протестантской церкви, чем был чрезвычайно доволен. Однако я осознавал, что мне чего-то не хватает. Я понял, что моя вера, вроде бы, не воздействует на мою реальную жизнь, и почувствовал, что она слишком восприимчива к влияниям современного общества.
Я ощущал тревогу. Что если я буду слушать пастора, читающего проповедь по какой-то главе Библии, и делающего свои личные толкования, а затем услышу другого пастора в другом месте, который трактует тот же отрывок из Библии, но говорит что-то, что не совпадает с высказываниями первого пастора? Если мы верим в одну истинную веру, как такое возможно? Все можно интерпретировать как угодно? Если так, почему я не должен верить лишь тому, во что хочу верить, и оправдывать это в своем мнении? Я был разочарован в протестантизме, искал ответы в Библии и стал изучать христианство. Когда я был почти готов отречься от веры, я вспомнил о Православии. И спросил себя, может они знают что-то, чего я не знаю?
Я начал каждое воскресенье посещать различные православные церкви штата Вашингтон. В церкви Святого Антиохийского Креста, отец Григорий Матюс-Грин дал мне прочитать книгу «Общие основы: Введение в Православное христианство для американца-христианина», написанную Джорданом Бейджисом. Эта книга полностью изменила мое представление о Христианстве. Словно кто-то включил свет и открыл мне смысл на все, что я знал о Христианстве. В то же самое время, друг порекомендовал мне собор Святого Николая, канонический собор Православной церкви в Америке, выдержанный в русской традиции. Благодаря той книге и посещению церкви Святого Николая мне открылась правда православного христианства, и я понял основополагающие ошибки в ересях, которые разбили Христианство на множество конфессий.
Как адвокат, я привык находить лучший аргумент относительно того, почему одна или другая позиция правильная. Чем больше я изучал историю христианства, тем больше понимал, что не могу оправдать протестантскую веру перед лицом фактов. В Православии же есть все: библейская основа; апостольская последовательность; догматы — целостные и рациональные; приверженность самым ранним формам христианского богослужения и таинствам; испытание мученичеством; сохранение Православной веры в соборности, а не власти одного человека; высокие принципы прощения и неосуждения других; и конечно, любовь. Когда сталкиваешься со всем этими свидетельствами, и видишь, как Бог вел меня постепенно к этому прозрению, не остается сомнений: Православие – мой дом.
Так много замечательных людей я обрел на этом пути! Придя в Православие, я нашел друзей: отца Григория и диакона Роберта из церкви Святого Антиохийского Креста; отца Константина из собора Святого Николая; Георгия из моей юридической фирмы; Кристофера из собора Святого Николая; Лилию Парешеву; отца Менаса – монаха из Греции; и моего друга и крестного отца профессора Тимоти Патитсаса.
Кто помогал Вам, когда Вы только становились православным христианином?
Я отвечу с большой радостью! Я чувствовал себя так, словно вернулся домой после долгой поездки. Меня крестили в Великую субботу 2003 года. Таинство крещения состоялось утром перед литургией Святого Василия Великого. Мои протестантские друзья пришли посмотреть на крещение. Некоторые из них впервые вошли в православный храм. После крещения одна из православных поздравила меня со словами: «Добро пожаловать домой!». Я всем сердцем чувствовал истинность ее слов. Во время литургии я впервые причастился, меня причащал митрополит Герман. Так начался мой путь православного. Когда я приехал домой, то лег на кровать, и первая мысль, которая пришла мне в голову была: «Теперь я принадлежу церкви, которая хранит истинную веру 2000 лет, и буду принадлежать ей, даже когда меня не будет». Не могу описать словами то состояние блаженства, которое посетило меня от осознания этого факта. Я обрел веру, и Бог указал мне путь.
С какими трудностями Вы столкнулись? Чувствовали ли Вы какое-то социальное давление или неприятие? Как реагировало ваше окружение (друзья, семья и т.д.)?
Были разные реакции на мое решение. Кто-то полагал, что я должен жениться на православной христианке, кто-то предпочитал обсуждать теологические темы. Моя семья, которая состоит из методистов и лютеран, фактически отнеслись к моему решению весьма благосклонно. Кто-то из моих протестантских друзей не знал, как реагировать. Кто-то был благожелателен и добр. Кто-то пришел на мое крещение. Общая реакция, тем не менее, была своего рода странным любопытством. Многие хотели понять разницу между православием и католицизмом. Некоторые спрашивали, верим ли мы в Троицу или божество Христа. В Америке, даже среди христиан, есть показательное незнание о Православной Церкви. Общая реакция, которую я наблюдал, была следующей: «Я так рад, что ты нашел церковь, где тебе хорошо». Конечно, такая позиция не была причиной изменения моих убеждений. Я сделал это ради Истины, но не думаю, что кто-то принимал всерьез мои поиски веры.
Что вы нашли в Православии?
Об этом можно говорить бесконечно. Я обнаружил, что, перейдя в Православие, многие стихи из Библии, которые я знал всю жизнь, внезапно обрели больший смысл из-за целостного подхода в Православных догматах. Кроме того, у Православия есть такая сокровищница преданий, которую невозможно прочитать за всю жизнь. Православие также предлагает более трезвый взгляд на мир вокруг нас. Для Православных это путь, которым мы следуем день за днем.
Мы понимаем, что не можем контролировать этот мир, и, лишившись чувства контроля, мы должны выбросить из головы всякую тревогу и беспокойство. Вместо желания управлять своей жизнью, мы должны доверять Богу и иметь веру. И в этом помогает тот факт, что нас призвал Бог, чтобы мы остерегались самолюбования и пытались прощать других. Эти два принципа могут показаться трудными сначала, но поскольку мы практикуем их, то скоро обнаруживаем, что они нас освобождают. Прошлое, настоящее и будущее объединяются в Православии, и через это мы видим, что всегда окружены большим облаком Святых заступников и наших собратьев, временных жителей на земле. Наконец, Создание, Грехопадение, Воплощение Христа, и наша жизнь сегодня наполнены большим смыслом сквозь линзу Православия.
У Вас когда-либо были личные/этические проблемы на работе и в общественной жизни из-за ваших Православных убеждений? Как Вы решали их?
Мои убеждения редко становятся проблемой. Целостность и честность — важные аспекты работы, которую я делаю для правительства. Иногда, конечно, работа мешает церковной жизни, но сложные конфликты бывают редко. Я могу выкроить свободное время из своего рабочего графика для важных церковных событий. Скорее наоборот, православная вера помогает мне справляться с трудными ситуациями, которые случаются.
Кто помог Вам найти ответы на трудные вопросы, с которыми Вы столкнулись?
В настоящее время, мой духовный отец Константин, настоятель собора Святого Николая. Я также общаюсь с другими священниками этого собора, а также с отцом Джоном из русской православной церкви Всех Святых в Северной Америки. Переписка с монахом отцом Менасом была полезной для меня, как и беседы с друзьями такими, как мой крестный отец профессора Тимоти Патитсас, который сейчас преподает в богословской семинарии Святого Креста в Бостоне. И многие другие безусловно.
Вы как-то участвуете в жизни церкви? Если да, то каким образом и что привело Вас к этому?
Я пою басовую партию в церковном хоре. А также часто читал Часы перед Божественной Литургией по воскресеньям утром. Кроме того, я также сформировал дискуссионную группу по изучению Библии во время Великого Поста.
Что касается хора, в моей семье были певцы и музыканты, и духовная музыка всегда оставалась важной для меня. Красота православной церковной музыки церкви произвела на меня глубокое впечатление, когда я начал анализировать Веру. Особенно мне нравиться слияние голосов, мужских и женских, в особенности в русской музыкальной традиции.
Также мне нравится собрания верующих, которые проходят у меня дома. На них мы обсуждаем духовные вопросы и то, как мы можем научиться применять уроки веры в нашей реальной жизни.
Я помогал церкви, проверяя ее финансовое положение в условия сбора денег для предложенного проекта расширения. Настоятель церкви отец Константин попросил меня об этом.
Как ваша вера помогала Вам в трудных моментах жизни?
Православная Вера богата ее пониманием этого мира и души. Поэтому, у нас есть перспектива того, что на самом деле происходит во время испытаний. Мы понимаем, что это падший мир, совершенное Создание Бога, испорченно грехом и смертью. Мы понимаем, что мы – странники в нем, что он — не наш дом, и что мы предназначены для Царствия Небесного. Мы понимаем, что, если мы не привязаны к материальному в этой жизни, испытания, которые приходят, мы перенесем легче. «Реальный» мир выше нашего понимания, но у нас есть Церковь. Церковь дает нам духовную силу и возможности пережить время испытаний! Есть истинное преимущество, которое находиться в наших молитвах, произнесенных лично и в храме. Враг желает отвратить нас от молитвы, и иногда трудно противостоять ему, когда мы устали и измотаны. Но мы никогда не должны оставлять молитву.
У нас есть святые, которые не только ходатайствуют о нас, но и служат примером для нас, они упорно продолжали молиться, несмотря на испытания, трудности, и мучения; никогда теряйте из виду то, что имеет истинную ценность. Дева Мария — истинный пример усердного исполнения воли Божьей, мученичества и проживания истинной христианской жизнью. Она на самом деле ходатайствует о нас, и у меня был утешитель во время моих испытаний – особенно в период Великого Поста. Существует таинство исповеди, в котором мы просим прощения у Бога. Что очень важно – есть община. Нет более важного времени, чтобы посещать общину, чем во времена испытаний. Бывали времена неприятностей и болезней, когда посещение общины сделало меня лучше; и такие вещи — нечто, что мы переживаем лишь сообща, как всемирная вера. Важно помнить это.
У меня было несколько больших испытаний связанных с загруженностью работой, напряженным ритмом жизни и духовными проблемами. Труды Святых Отцов, таких как Феофан Отшельник, Святой Силуан и Оптиных Старцев явились источником большой мудрости. Молитва и раскаянье облегчили мою жизнь. Беседы со священниками освободили мою душу. Дева Мария дала мне утешение во времена испытаний. А приятие Тела и Крови в храме вернуло меня к жизни и выдернуло из плена отчаяния. Не стоит ждать легкой, удобной и беззаботной жизни. Испытания и страдание конечно будут на нашем пути. Но наша вера и Церковь помогают справиться с ними.