Православие на щитах
В Лондоне разразилась религиозная война. Пока только рекламная. Атеисты на рекламных щитах утверждают, что Бога нет, а православные отвечают таким же способом, что Бог есть. Уместна ли подобная проповедь? Мнения разделились.
До сих пор религиозной проповедью с использованием рекламных площадей традиционно занимались только протестанты, их коронный лозунг: «Бог любит вас!». Однако в последнее время их опыт миссионерской деятельности стали применять и представителей других религий и конфессий. Недавно мусульмане Сан-Франциско разместили на городском общественном транспорте баннеры с надписью: «ISLAM». А в Лондоне происходит рекламное противостояние безбожников и православных.
Началось все с того, что в январе этого года по инициативе Британской ассоциации гуманистов несколько атеистических организаций разместили на 800 автобусах Лондона рекламные щиты с надписью: «По всей вероятности, Бога нет. Так что не волнуйтесь и наслаждайтесь жизнью».
Этот безбожный демарш не остался незамеченным православными Лондона. Британско-российская телекомпания «Русский час», вещающая на английском и русском языках и имеющая штаб-квартиру в Лондоне, в ответ заказала несколько рекламных щитов на автобусах, на которых написано: «Бог есть! Не беспокойтесь и наслаждайтесь жизнью!» В интервью российскому телеканалу «Звезда» генеральный директор «Русского часа» Александр Коробко рассказал: «Мы не могли спокойно наблюдать за тем, как по городу разъезжают автобусы с пропагандой безбожия. Мы уверены, что, в отличие от посыла атеистов, наше сообщение никого не унижает и не оскорбляет. Наоборот, оно заставляет задуматься о том, не пора ли сменить убеждения!» Лондонские православные действовали не самочинно: антиатеистическая акция получила благословение священноначалия в лице управляющего Сурожской епархией епископа Елисея. «Эта акция призвана показать, что Бог поругаем не бывает, — сказал владыка во время презентации православного ответа атеистам. — Мы хотим со своей стороны засвидетельствовать, что подлинная радость жизни — есть радость, ниспосылаемая Богом».
Среди православных миссионеров использование рекламы в качестве миссионерской технологии вызывает противоречивые суждения. Так, пресс-секретарь Синодального миссионерского отдела иерей Игорь Кобелев полагает, что «для Православной Церкви подобная технология проповеди совершенно неуместна! С точки зрения миссии реклама на средствах транспорта просто недопустима! Да, мы часто выступаем с проповедью Православия в различных СМИ, участвуем в телепрограммах и даже ток-шоу. Но транспорт — совсем другое дело! Уверен, что появись такие надписи, как на лондонских автобусах, в нашей стране, они бы вызвали у людей чувство негодования».
Другого мнения придерживается декан Миссионерского факультета ПСТГУ протоиерей Николай Соколов. «Я уверен, — говорит он, — что использовать рекламу в миссионерских целях конечно же допустимо! Мы ведь издаем православные газеты и журналы, у нас есть православные радио- и телепередачи, мы выступаем и в религиозных, и светских СМИ. Так почему же нельзя использовать рекламные площади для проповеди Слова Божиего? Я уверен, что реклама и миссионерская деятельность совместимы. Кроме того щиты на лондонских автобусах — это, по-моему, не реклама. Ведь что такое реклама? Это высказывание, которое призвано заставить потребителя купить тот или иной продукт. А здесь — не так. Православные просто демонстрируют свои убеждения и делают это не для того, чтобы кого-то заставить верить в Бога. Да это и невозможно: вера — дар Божий. Подобные акции нужны, чтобы люди знали: рядом с ними есть те, кто почитают Евангелие, для кого Имя Божие свято, кто живет этой верой».
Однако иерей Игорь Кобелев уверен, что, используя такие миссионерские технологии, православные «опускаются до уровня протестантов». «Никакой рекламы православия — ни на радио, ни на телевидении — быть не может. Ведь Православная вера — это не товар и не услуга».
В свою очередь, протоиерей Николай Соколов не видит в таком сходстве с протестантами ничего страшного. «Жалко, — говорит он, — что мы не используем еще много чего из их богатого миссионерского арсенала. У них есть немало удачных миссионерских технологий, которым нам не помешало бы поучиться».
Нескучный сад №5 2009
http://nsad.ru/index.php?archive=1