– Отец Сергий, как появилась эта обитель в Финляндии?
– В течение четырех месяцев – с декабря 1939-го по март 1940-го, в период страшной для обеих наших стран войны шла эвакуация монашествующих из Валаамского монастыря вглубь Финляндии, которой не грозила опасность подпасть под власть большевиков.
Большая часть беженцев покинула Валаам в феврале, по льду Ладожского озера. Зима тогда была ужасно холодной, и лед на Ладоге, слава Богу, смог выдержать беженцев: они покидали монастырь на грузовиках финской армии, помогавшей последним жителям старого монастыря.
Финская армия помогала в эвакуации монастыря: монашествующих, огромного архива, многих икон, других ценностей, которым грозило полное уничтожение, как мы знаем на примере обителей разоренной России. Например, только в православной Карелии, которая после войны оказалась под властью безбожников, было уничтожено более 90% храмов, среди которых были жемчужины каменного и деревянного зодчества.
По решению правительства в Финляндии были построены десятки церквей: ведь большинство беженцев из Карелии были православными. Таким образом, храмы появились и в других частях Финляндии. Раньше были храмы в больших городах – в Хельсинки, Вазе, Тампере, Турку, и построены они были в имперское время, но в провинции православных церквей практически не было.
– Это и объясняет, почему большинство храмов в Финляндии вряд ли старше 60-ти лет?
– Совершенно верно: их начали строить после того, как появились православные беженцы. Вообще, говоря о трагедии революции – в России и в Финляндии, о братоубийственных войнах, – нужно, на мой взгляд, уметь видеть и действие промысла Божьего.
Казалось бы, происходят страшные, ужасные вещи – гибель людей, разорение святых обителей и храмов и т. д. Но Господь даже в таких условиях продолжает дело спасения: ведь из-за того, что появились православные беженцы, они распространились по всей Финляндии. По всей стране стали появляться новые храмы, начала совершаться литургия. Это был духовный сев, сев евангельских семян.
– Как и в России времен преподобного Сергия Радонежского: были же очень трудные времена – оккупация, раздробленность, междоусобицы, но, тем не менее, из обители Преподобного исходили лучи христианства, его ученики основывали обители по всей России?
– Да, это так. Как мы видим, для Слова Христова нет внешних преград – даже страшные времена могут, по промыслу Господню, служить спасению многих.
– Кто сейчас составляет Финляндскую Православную Церковь? Кто эти люди?
– Православная Церковь Финляндии – вторая христианская конфессия в стране. Официально православных здесь 61500 человек, это примерно 1% от всего населения страны. Большинство христианского населения – лютеране, около 70%.
Из главных вызовов для Церкви сегодня я бы отметил, пожалуй, движение за выход из христианских Церквей. Проще говоря, секуляризация. Она очень сильна: все больше людей стремится покинуть Церковь, особенно это касается Лютеранской церкви.
Но у нее свои трудности. Например, все громче слышны разговоры об официальном признании так называемых гомосексуальных «браков» лютеранской церковью, но отток прихожан продолжается. Православная Церковь, конечно, никогда не признает такие «браки».
– А в чем причина, на ваш взгляд, этой секуляризации?
– В достатке. Нет, даже не в достатке, а в его избыточности. «Зачем нужен Бог, если человек сытый, богатый и здоровый»?
Большинство финских православных живут сейчас в регионе Хельсинки или на юго-западе страны – эти регионы притягивают к себе жителей менее развитых и «перспективных» севера, востока и центральной части Финляндии.
Атеистическая пропаганда особенно развита в столице, движение под названием «Покинь Церковь» очень активно и агрессивно. Используя всевозможные рекламные акции, пиар-кампании, оно призывает людей выходить из христианской Церкви, прекратить платить церковный налог.
Ведь в Финляндии, как и в Германии и в других странах, существует церковный налог, который платят налогоплательщики – члены Церкви, он составляет 1 – 2% от дохода, и на эти деньги во многом и существует, и работает Церковь.
Атеистическая пропаганда призывает отказаться от уплаты этого налога и найти деньгам другое применение – многие это делают. Это несложно: заходят на сайт налоговой службы и в пару «кликов» заявляют о себе как о людях, вышедших из такой-то конфессии и, следовательно, не желающих платить деньги на ее содержание.
– Получается интересно: две лепты вдовицы превращаются в два «клика» в 30 сребреников.
– Очень может быть. Но справедливости ради должен сказать: среди тех, кто вот так вот, «в два клика» ушел из Церкви, есть и такие, которые потом возвращаются в нее.
– Отец Сергий, вы сказали о достатке как о главной причине отказа человека от Бога. Простите, но не во всем с вами тут соглашусь. Возьмем опять печальные для обеих наших стран советские времена: в России-то Церковь гнали, храмы сжигали и рушили, хулили Бога люди, которые жили в условиях, скажем мягко, далеко не самых комфортных. Бедняки же громили храмы. Бедные люди высмеивали Церковь в более позднее время. Почему так, вы не знаете?
– Когда люди очень бедные, они с болью могут воспринимать благосостояние, полученное за счет использования их труда. А церковь в России, я имею в виду церковь земную, перед революцией бедной материально назвать, на мой взгляд, было очень сложно. Огромные монастырские владения, земные богатства земной церкви…
Вы знаете, я долго думал, почему же русские люди с такой силой разрушали церкви…Не уверен в правоте своих выводов полностью, но считаю, что земная церковь забыла о своем призвании. Я имею в виду помощь бедным, диаконию, служение. Не уверен, но боюсь, что сейчас церковь в России повторяет старую ошибку.
– По каким причинам люди приходят в Ново-Валаамский монастырь?
– К нам в монастырь постоянно обращаются бедные люди за помощью. По совершенно разным причинам люди обращаются сюда: кому-то действительно не хватает еды или одежды, огромное количество ищет духовного утешения – у каждого приходящего свои беды, и долг христианина – помочь. Мы пытаемся это делать.
– Так кто эти люди? Бездомные, эмигранты, потерявшие смысл и цель жизни, алкоголики, наркоманы – кто они?
– Всех много. И финны, и русские, из самых различных слоев общества. Обращаются по самым разным поводам. Экономические трудности преодолимы: у нас хорошая система социальной помощи, и монастырь помогает наладить связь с социальными службами, со службой занятости, иногда и помогает найти работу сам.
– Но обращаются же и за духовной помощью, наверное?
– Да, ежедневно! Исповедь в монастыре, можно сказать, не прекращается. Говоря «исповедь», я имею в виду и духовные беседы тоже: ведь приезжают, приходят на Новый Валаам не только православные люди, но и лютеране, и неверующие.
Иногда, проведя несколько дней, а то и часов в монастыре, люди решают принять Православие. Становятся слушателями курсов катехизиса в нашей мирянской академии, принимают Православие потом. Притом, курсы основ Православия есть при каждом большом приходе в Финляндии, и сотни людей принимают его по всей стране.
Несколько дней назад перешла из лютеранства бывшая женщина-пастор, и таких случаев, кстати, за последние годы немало.
– Есть ли в Ново-Валаамском монастыре известные святыни?
– К их числу относятся, например, чудотворные иконы Божией Матери – Валаамская и Коневская. Есть и много других святынь.
– Как обстоит дело с преподаванием Православия в финских школах?
– Наша система образования подразумевает: если в школе есть три ученика, исповедующих Православие, то государство обязано предоставить им возможность для его изучения, то есть, оно оплачивает труд педагога. Если меньше трех, то Церковь оплачивает обучение.
И Церковь делает так. Если, предположим, в одной школе два ученика православных, в другой один и так далее, то мы оплачиваем транспорт для учеников – они ездят на уроки Православия в школы покрупнее.
– Не убыточно?
– Нет, не «убыточно»: Церковь готова тратить деньги на образование. Церковь не жалеет денег на образование.
С 1-го класса школы и до последнего – будь то школа или гимназия – ведется преподавание Православия. У нас разработаны учебники для всех классов, разумеется, разного уровня сложности. Несколько лет назад мы разработали новые учебные пособия.
– Финляндская Церковь живет по григорианскому календарю, не так ли?
– Да. Финляндская Православная Церковь придерживается григорианского календаря и новой пасхалии. Переход на новый стиль благословил в 1923 г. В своем Томосе Вселенский патриарх Мелетий IV, а автономию ей даровал святой Патриарх Московский и Всея Руси Тихон раньше – в 1921-м году.
«Календарная» особенность Финляндской церкви заключается в западной пасхалии. Это связано с тем, что большинство населения Финляндии – лютеране и много смешанных браков. Ради того, чтобы не вносить духовный и культурный диссонанс в общество и в семьи, Православная Церковь Финляндии празднует Пасху и переходящие праздники вместе с Лютеранской церковью.
По григорианскому календарю, насколько я знаю, живут и некоторые общины Московского патриархата в Западной Европе. Для нас в новом стиле есть хорошая возможность для проповеди: вся Финляндия с огромным вниманием следит за тем, как отмечают Рождество Христово или Пасху ее православные жители. Сравнивают, восторгаются, интересуются. И, как следствие, некоторые открывают для себя Христа.
– Пожелаете ли что-нибудь нашим читателям?
– Будьте верны Православию, всегда живите в Церкви – переживайте вашу веру сердцем, умом и делами!
Беседовал Петр ДАВЫДОВ
Фото автора